Эмоциональный аспект
Соц. опрос - работа, где посылают тебя/ посылаешь ты. Не всегда, но факт.
Прикладываются веком к глазку - за дверью личность, видят впервые. Начинают выдумывать сценарии действий интервьюера, вплоть до фатального исхода.
-- Кто там? - негативная установка сформирована.
Иии -- Здравствуйте/ меня зовут/ мы проводим социологический опрос ... на тему/ [bla bla bla].
Пока потенциальный респондент слушает, как интервьюер распинается, в 60% случаев он посылает его. И правильно. После работы, за рюмкой чая - какие к черту опросы?
И ты слышишь:
-- Занят.
-- Не сегодня.
-- Ничего в этом не смыслю.
Или тишина.
Далее посылаешь проживающего в квартире, идешь в следующую, проделывая то же самое.
Анкет 35. Шанс быть посланным более чем сотней людей.
Остальные 40% - почти исключения.
Железные нервы после месяца работы обеспечены)
30 анкет в день - стандартный минимум практикующего социолога.
Научный аспект
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. (с) Вики
Горькая правда: отношение к взаимодействию крайне негативное и ответы на вопросы (особенно про З/П, должность, реже образование) выдумываются для повышения престижа. Более простым языком - ты рассекаешь лестничные площадки, стирая большой палец о звонки, для того, чтобы слушать, как тебе в лицо кидают отрывки правды и лжи. Вспоминается доктор Хаус и его "все лгут".
Кстати неплохая практика для тех, кто пытается читать по лицам. Респонденты плохо лгут, узнать когда они это делают вполне несложно (если конечно опрос проводится не в темном подъезде, когда фейс скрыт).
Непосредственно про чтение по мимике напишу позже.
[566x586]