27 марта — Международный день театра. Люблю театр, люблю актеров. Обожаю репетиции...
Фаина Раневская — великая трагическая актриса, актриса несыгранных ролей, актриса-миф. Умела быть уморительно смешной, беспощадно злой, жалкой, трогательной, всегда живой. В эпизодических ролях за считанные доли секунды могла сыграть трагедию (пересмотрите «Подкидыша»). Пятый пункт и язвительный характер, одиночество, одиночество. Трагические роли давали другим, нетрагическим. Вижу ее Раневской, Норой, Марией Мнишек, Бланш...
Иннокентий Смоктуновский — запределен и беспределен. Долго мыкался и голодал, ходил на показы совсем, как его alter ego Лев Мышкин, разве что без узелка, но и без гроша в кармане. И эта ангельская улыбка, этот голос, тонкие пальцы. Носил в медальоне Гамлета портрет своего рыжего бесшабашного отца. Смотрел не в глаза Офелии, а прямо в душу. Владел не техникой (хотя и ей, конечно), но тайной актерства, актерства мучительного, трагического, актерства-откровения...
Евгений Евстигнеев, о котором Рязанов как-то сказал, что не видел у него ни одного узелка, хотя они есть даже у Смоктуновского (!) Актер поразительного диапазона: трогательный ребенок Плейшнер и холеный мерзавец Парамон. Михаил Ульянов, мощный талант которого не смогла испортить никакая производственная тематика. Жаль, что ролик обрываается, сцена с клошарами великолепна. Страдает и рвется загадочная русская душа, надо ли это играть?..
«И все они умерли, умерли»... Но жив театр. Грустно получилось, вижу, но так сегодня чувствую...