• Авторизация


ПРЕДАТЕЛЬ, ТРУС, ПОДЛЕЦ, ИУДА, РЕНЕГАТ... 20-05-2010 07:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


… оппортунист, отступник…

[612x577]

Вряд ли когда-нибудь будет написана Всеобщая история предательства, ну, может быть, Краткая энциклопедия в 150-ти томах. Ибо предательство – неизбежный спутник человеческой истории. Неприятное слово...

 

  [700x541]

Но здесь не так-то все просто, как может показаться. Что это вообще такое? Слова, вынесенные в заголовок, первое, что приходит на ум. «Предатель! Переметчик! Иуда ты!» (А.К. Толстой). Посмотрим словари. Предательство – это вероломство, измена, нарушение верности кому-либо или чему-либо, отдача кого-либо во власть, распоряжение враждебных лиц. Как часто это слово звучит в обыденной жизни: «Я тебя так любила, а ты! меня! предал!» Излишне часто. Ведь чтобы предать, нужно сначала принести клятву верности, пройти посвящение, стать подданным, наконец. А если кто-то верил, что его/ее партнер будет верным, а он не был, это не предательство, а неоправдавшиеся экспектации (ожидания)...

[500x500]

В топе самых знаменитых предателей наиболее спорна фигура Иуды Искариота. Да, именно это широко распространенное еврейское имя стало нарицательным. И все же… Искупительная жертва на кресте была преначертана. Иисус потому Мессия, что явился на землю для исполнения этой миссии. А для ее исполнения ему нужны палач, синедрион, Пилат и …Иуда…

Спорны фигуры всех предателей по убеждению. Так, Брут протестовал против тирании Цезаря, Курбский – Ивана, Власов – Сталина. Власов очень спорен. Шла война! А он! Оставим в стороне детали. Параллель сама собой напрашивается. Во время Первой мировой большевики заняли пораженческую позицию. Она заявили, что желают России поражения, что так будет лучше! Предатели? Нет?..

[700x501]

Все армии всех стран и народов во все исторические эпохи, перешедшие на сторону повстанцев – изменники. Они приносили присягу. Декабристы предали Николая I? Нет? Не случайно, первое, что сделало Временное, - издало декрет о демократизации армии (выборность командования во время войны!), эту смехотворную индульгенцию за измену...

[700x525]

Нередко в основе измены и предательства – элементарная трусость. Когда принцы крови, не успевшие сбежать за границу, клянутся в верности революции (как это было во Франции в ту печально знаменитую «ночь чудес»), это низость. Они предают свое сословие, своего сюзерена, наконец? Но ведь так хочется жить, и где был этот сюзерен, когда все только начиналось? Своим бездарным правлением не предал ли он все и вся?..

Перемена конфессии, веры – измена, предательство? Это определенно ренегатство, понимаемое без экспрессивного оттенка. Сколько таких ренегатов плавало в свое время под пиратскими флагами в Средиземном море – этом перекрестке мусульманского и христианского миров! Религию там выбирали по соображениям выгоды. А первые христиане претерпели неслыханные мучения, но не отреклись от Иисуса. Причислены к лику святых и теперь «в раи». Августин Блаженный до 30 лет был язычником, потом узнал учение Христа, раздал имущество бедным, стал отцом церкви, написал «Град божий». Предатель?..

[600x450]

[426x699]

Как часто предавали родителей и учителей! Оба Александра – Македонский и наш Благословенный либо знали о заговорах, либо прямо участвовали в них. Нерон в числе прочих казнил своего наставника Сенеку. Но есть и другие варианты: уход от учителя. Юнг и Адлер ушли от Фрейда, создали свои школы психоанализа; Мейерхольд и Вахтангов ушли от Станиславского и создали театры, эстетика которых была так далека от эстетики учителя. Это совсем не предательство...

Об оппортунизме пусть рассуждают ортодоксы. По мне Ленин и Мартов, Маркс и Бернштейн – одно и то же...

[700x525]

Родители выбросили своих детей на улицу, не кормили, избивали до тех пор, пока едва живых детенышей не сдали в приют. Предательство? Да!

Группа знаменитостей Большого написала донос в ЦК, что Растропович и Вишневская прячут на своей даче Солженицына. А сами у них учились, с ними дружили. Предательство? Да!..

Зорге не приехал в Москву на вызов Сталина, Суворов стал невозвращенцем. Предатели? Вряд ли...

[604x453]

Как ты мне давно не звонил. Но ты не предатель, потому что ты – не мой рыцарь...

Очень загадочный предатель Евно Азеф, двойным агент, водил за нос и эсеров, и охранку. Толстый, некрасивый, негероический. А демон террора Борис Савинков перед ним трепетал. А когда все раскрылось, руки и ПСР и охранки оказались коротки. Азеф жил в Париже, ни от кого не прятался. Видимо, масонов он не предавал, и они его прикрывали, для чего-то берегли, но это «что-то», по-моему, не свершилось...

Как странно, что «преданный» означает и верный, искренне привязанный и ставший жертвой предательства. «Множество выгод предательство нынче сулит, Подвигом преданность сделалась для человека» (Вишакхадата). Преданный предатель – это кто? Бедные иностранцы!..

[700x394]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (43): вперёд»
vasily_sergeev 20-05-2010-08:34 удалить
Чудесно собраны идеи! Спасибо! :)))
Sergey1958 20-05-2010-08:40 удалить
Заставляете думать прямо с утра!))) Очень интересно все подобрано. Бесконечная тема для споров. Спасибо, Мариночка!
Предательство не однозначно,как многое в этом мире.И прежде,чем принести приговор,надо выслушать обвиняемого.А скольких "предателей"пустили в расход при И.Сталине?Предательство стоит оценивать не по излитым эмоциям,а по той мере вреда,который им нанесён,и кому нанесён.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Спасибо за интересный пост!Есть над чем подумать.
Марина, бесспорно подборка интересна. Но только поставленным вопросом, а на мой взгляд , несколько компилятивна. Я не ахти какой психолог, но подозреваю что понятие "предательство" неоднозначно и довольно зыбко. Очень многое влияет на поведенческое состояние человека: социум, расовая принадлежность, этническая составляющая, даже географическое положение. Рассматривая факт предательства, мы порой исключаем его из контекста времени, обстоятельств и порой не утруждая себя вопросом:" А есть ли ПРЕСТУПНЫЙ умысел в данном поступке?", клеим бирку "Предатель". Прожив довольно большую жизнь, я убедился в одном,как только ты становишься не нужным - тебя с легкостью предают, забывают и пр. , либо если ты добиваешься значитедьных результатов в чем угодно (не важно) - тебя предают с удвоенной силой и старанием. Итог - в предательстве всегда есть КОРЫСТНЫЙ умысел. Всех благ...
Ответ на комментарий Старый_пацан # Очень точное наблюдение у "Сарого пацана"! Умно. Но... Это с точки зрения чеканных формулировок Закона. А Закон? Он ведь меньше, чем жизнь. Поклонение Закону неадекватно. Русские плюют на Закон, но считаются во всем мире самым справедливым народом. У нас даже судопроизводство стремится не к формальному соблюдению Закона, а к справедливости (в принципе), по мере понимания её судьями. У нас невозможны такие преценднты, как, например, в Америке. Женщина купила в Макдональдсе кофе, поставила его между ног и поехала дальше. Кофе, разумеется, расплескался и обварил её промежность. Дама тут же обратилась в суд (есть у американцев такая мания), там показала судье ошпаренное место. Судья даже не попросил медицинского заключения, поскольку факт был "налицо". Он спросил только, была ли она предупреждена о том, что горячий кофе, купленный в Макдональдсе, нельзя ставить между ног в машине. Она сказала:"Нет". Он поверил, потому что сам никогда в жизни не видел и не слышал о таком предупреждении. И вынес решение: "Оштафовать Макдональс" на 100 000 долларов за нарушение прав потребителя. И стукнул молотком, придав случаю силу Закона. Так что? Закон свят? А ведь таких случаев очень много. Их все можно занести в коллекцию американского идиотизма, хотя американцы являются законодателями юридического мышления. "Страна адвокатов", что поделаешь!. Таким образом, итог:формулирование предательства в таких юридических терминах, как "преступный умысел", "корыстный умысел", несмотря на свою "умность" - не Бог весть что.
Качучас 20-05-2010-16:15 удалить
помойму предательство это самое низкое что может сделать родной человек но как нестранно я его прощаю всегда почти.
Ненавижу предательство!!!
Огромное спасибо за пост. Очень интересный
riminamarina 20-05-2010-21:25 удалить
Ответ на комментарий vasily_sergeev # vasily_sergeev, пожалуйста))
riminamarina 20-05-2010-21:26 удалить
Ответ на комментарий Sergey1958 # Sergey1958, очень рада, что понравилось))
riminamarina 20-05-2010-21:26 удалить
Ответ на комментарий Леонид_Яцына # Леонид_Яцына, совершенно согласна)))
riminamarina 20-05-2010-21:26 удалить
Ответ на комментарий татьяна_орленко # татьяна_орленко, очень рада)))
riminamarina 20-05-2010-21:27 удалить
Ответ на комментарий Александр_Федянин # Александр_Федянин, нет, по-моему все ОЧЕНЬ НЕПРОСТО, и пост именно об этом))
riminamarina 20-05-2010-21:27 удалить
Ответ на комментарий Mr_Zombie # Mr_Zombie, пожалуйста)))
riminamarina 20-05-2010-21:39 удалить
Ответ на комментарий Старый_пацан # Старый_пацан, добрый вечер, Андрей! Это не компиляция, потому что текст мой. И посвящен он теме именно неоднозначности и зыбкости понятия. Он написан осенью, а сейчас я его передвинула сюда. Даже в политике и войне трудно определить, кто предатель, а кто нет. Только если по формальному признаку: приносил присягу и - не выполнил, но важны мотивы. Так ли редко русские князья приводили под стены родных городов варягов? А потом из этих княжичей вырастали не только Святополки, но и Владимиры и Ярославы. Кто теперь помнит этих варягов, но все помнят крещение, Софийский собор, "Русскую правду" и т.д. Что касается приватной жизни, я этим понятием вообще не оперирую. Ни друзей, ни любовников, ни коллег я не готова записывать в предатели. Сейчас слишком любят громкие слова, поэтому они предельно замылены, девальвированы. Чуть что говорят о вечной любви, великой дружбе, безграничной преданности и верности... и о предательстве. Вы очень правильно и мудро пишете о конкретных условиях. Это - общефилософский принцип: истина конкретна. Вне конкретики вопросы теряют смысл. Что лучше - демократия или тирания? А это смотря где, когда, в каких условиях (войны или мира), какая демократия (подлинная или "бумажная") и какая тирания. Является ли N предателем - то же самое... Обо всем этом я и пыталась написать, выражая свои мысли по поводу процитированного поста о знаменитых предателях)))))
riminamarina 20-05-2010-22:02 удалить
Ответ на комментарий Сергей_Патрушев # Сергей_Патрушев, я согласна, но пример Задорнова с кофе (или Толстой?) не имеет отношения к предательству. И по-моему, он не об идиотизме говорит, а об очень высоком самоуважении американцев, подкрепленном законодательно. Там нельзя сказать: "Подумаешь, какая-то никому не известная тетя". Она - гражданка США, она этим гордится. И все должно быть устроено так, чтобы ей было чем гордиться. И сколько бы Толстая (или Задорнов?) не издевались над американцами: тупые, толстые, самодовольные, они привыкли к мысли, что с ними ничего плохого случиться не должно, поэтому и кризис встретили совершено неготовыми. А у нас? Любой маленький чиновник смотрит на Вас так, как будто Вы прозрачный, и всем видом показывает, что он на Вас плевать хотел. У старенькой бабушки в больнице врачи сняли золотые коронки, старик-ее муж рыдает: "Она - моя единственная любовь". Журналист счастлив - на сегодня он нашел горяченькое. А кто защитит стариков? У них нет влиятельных знакомых, и все на них наплевали. И Толстая с Задорновым тоже, потому что на таких историях много не заработаешь, куда прибыльнее веселить народ и внушать ему: вы живете говенно, зато вы - умные, а они - тупые. Вот так же гордились своим гражданством древние римляне, гражданина можно было казнить за тяжелое преступление (например, предательство), но нельзя было подвергнуть телесному наказанию... По-моему, об этом мечтали мыслители всех стран и народов, но у большинства это осталось мечтой...))))
А как же заповедь Христа - ударили по щеке, подставь другую. Я, пока не могу подставить другую, значит, я, кто?
Angel_Talia 20-05-2010-23:28 удалить
Во всем неоднозначность получается...
Кто такой Преданный , когда мы говорим о верности , доверенности кому - то ? Это кто Доверяет , Вверяет Сам себя , свою тайну , или , возможно свою судьбу , свою жизнь кому - то . Передаёт , Посвящает себя , часть своего времени , сил и средств , своего душевного тепла , любви и света кому - то . Кто такой Преданный , когда говорится о предательстве ? Кто Кем - то вольно или неосознаваемо Передаётся , Вверяется в руки своих врагов , неприятелей , Оставляется на свободное течение Жизненных обстоятельств без возможной дружеской поддержки и помощи , Причём как поступать в каждом конкретном случае может определяться не Добротой Человеческой , а высшей Божественной Справедливостью и Совестью человека . Например вам доверил себя ваш близкий и хорошо знакомый вам человек , о том , что он маньяк и серийный убийца . Теперь перед вами дилемма - взять на свою совесть его прежние и даже будущие преступления , и не выдавать его , или сдать его в руки правосудия , чтобы за все его злодеяния он понёс Справедливое наказание . Ведь прощать можно и нужно в воспитательных целях только мелкие проступки . А вот за крупные дела каждый человек должен отвечать и перед собой , и перед людьми , и перед Богом , да и перед законом того общества , в котором человек живёт . Предать Себя , Свою Совесть , Свои Идеалы , Своё Государство - вот что страшно , и не нужно этого делать . Так что надо спокойнее относиться к этому слову . Предательство - это каждодневный , ежечасный и даже ежесекундный Выбор в нашей Жизни , мы своей волей участвуем или не участвуем в каких - то Событиях , едим и пьём Полезное нам или очень Неполезное , говорим про кого - то Правду или Неправду , с одними людьми Охотно Общаемся и даже Дружим , а с другими не Хотим , Постоянно раскрываем свои или чужие тайны и секреты , Соблюдаем или нарушаем Законы , Подставляем под удары Судьбы близких себе людей , или героически берём на себя часть этих ударов . Как часто мы Предаём Себя Воспоминаниям , Пустым Фантазиям , Несбыточным Мечтам , вместо того , чтобы Жить в Бытии , в Настоящем Мгновении ! Как часто мы Предаём Себя и Свои Идеалы или Обманываем самих себя , не желая осмысления или необходимых перемен в своей Реальности ! И Не нужно страшиться самого слова , а лучше задумываться хорошенько над своей Жизнью , и Правильно , по совести делать всегда свой человеческий выбор .
riminamarina 21-05-2010-12:00 удалить
Ответ на комментарий Александра_Майская # Маргаро, обычный человек, очень хороший. Заповеди исполняют только святые. А обычные грешат и каются)))
riminamarina 21-05-2010-12:02 удалить
Ответ на комментарий Незначительный # Незначительный, спасибо за такой замечательный комментарий))))
Ответ на комментарий riminamarina # Я конечно же грешу, но я и каюсь!
Igat 21-05-2010-22:23 удалить
Я могу оценивать только со своей точки зрения.И если не брать личности,то в целом пост мне очень понравился.Как всегда со смысловой нагрузкой,есть над чем подумать.Спасибо,Марина.
Спасибо Мариночка! Очень понравился пост!
Ответ на комментарий riminamarina #
Исходное сообщение riminamarina Сергей_Патрушев, я согласна, но пример Задорнова с кофе (или Толстой?) не имеет отношения к предательству. И по-моему, он не об идиотизме говорит, а об очень высоком самоуважении американцев, подкрепленном законодательно. Там нельзя сказать: "Подумаешь, какая-то никому не известная тетя". Она - гражданка США, она этим гордится. И все должно быть устроено так, чтобы ей было чем гордиться. И сколько бы Толстая (или Задорнов?) не издевались над американцами: тупые, толстые, самодовольные, они привыкли к мысли, что с ними ничего плохого случиться не должно, поэтому и кризис встретили совершено неготовыми. А у нас? Любой маленький чиновник смотрит на Вас так, как будто Вы прозрачный, и всем видом показывает, что он на Вас плевать хотел. У старенькой бабушки в больнице врачи сняли золотые коронки, старик-ее муж рыдает: "Она - моя единственная любовь". Журналист счастлив - на сегодня он нашел горяченькое. А кто защитит стариков? У них нет влиятельных знакомых, и все на них наплевали. И Толстая с Задорновым тоже, потому что на таких историях много не заработаешь, куда прибыльнее веселить народ и внушать ему: вы живете говенно, зато вы - умные, а они - тупые. Вот так же гордились своим гражданством древние римляне, гражданина можно было казнить за тяжелое преступление (например, предательство), но нельзя было подвергнуть телесному наказанию... По-моему, об этом мечтали мыслители всех стран и народов, но у большинства это осталось мечтой...))))
По-моему, не такое уж у американцев самоуважение. Во время моих визитов в Америку я убедился, что они отчаянно ЗАВИДУЮТ русским. В представлении американцев русские - отважные, высокие, очень сильные люди, всегда побеждающие любого врага, все - гении и живут в окружении немыслимых красавиц, самых красивых женщин планеты.
riminamarina 23-05-2010-00:45 удалить
Ответ на комментарий Сергей_Патрушев # Сергей_Патрушев, так ведь это же - мифология, Вы сами знаете, сколько у нас низких и слабых бутылки собирают, в помойках роются,.. А немыслимые красавицы весы ломают...
riminamarina 23-05-2010-00:45 удалить
Ответ на комментарий Качучас # НиКтО_нЕзНаЕт, прощать нужно, это делает тебя лучше)))


Комментарии (43): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРЕДАТЕЛЬ, ТРУС, ПОДЛЕЦ, ИУДА, РЕНЕГАТ... | riminamarina - О Шиллере, о славе, о любви... о Жизни и Смерти... о королях и капусте... | Лента друзей riminamarina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»