
Жили-были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.
Артикуляционная гимнастика.
Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд. Сосулька. Высунуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 5). Санки- ледянки. Сделать язык “чашечкой”. Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой”. Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов. «Ветерок дует с горки» Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны) Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука). Застоном лес от вьюги: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (Громко, низким голосом). Стонут березы: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш”. Стихает вьюга: “С-с-с-с”.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
2. «Зима»
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем,
ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки.
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики.
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!
ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль.
кулак, ребро, ладонь
Дыхательная гимнастика.
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа. 2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз. 3. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз). 4. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин). 5. Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з». (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м». (Громко, низким голосом). 6. Стонут березы: «М-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с- 7.«Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги). 8. Развивать речевое дыхание, учить делать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, не надувая щек, и плавный выдох ртом: дидактическое упражнение: «Остуди чай для Деда Мороза».
Гимнастика для глаз. Упражнение. Выполняется стоя. 1 — поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз; 2 — смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 3 — прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд; 4 — убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 5 — поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз; 6 — смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 7 — прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 секунд; 8 — убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Упражнение способствует объединённой работе обоих глаз. Упражнение. Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 — отвести полусогнутую правую руку в сторону; 2 — медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; 3 — медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и следить глазами за пальцем. Повторять 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию. Упражнение. Выполняется сидя. 1 — тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; 2 — спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Упражнение. Выполняется сидя. 1 – смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды; 2 — перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность длительно удерживать взор на близких предметах.
Серия сообщений "артикуляционная гимнастика":
Часть 1 - Иллюстрированный материал к артикуляционной гимнастике для занятий дома
Часть 2 - Артикуляционная гимнастика в картинках
...
Часть 10 - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Часть 11 - Артикуляционная азбука
Часть 12 - Забавная артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой» и ещё обязательные ежедневные упражнения
Часть 13 - Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой»
Часть 14 - Артикуляционная гимнастика в стихах "Путешествия язычка"
...
Часть 22 - Литература детям - ИСПРАВЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ
Часть 23 - Литература детям - ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ
Часть 24 - Литература детям - ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ
Серия сообщений "на развитие дыхания":
Часть 1 - Игры на развитие дыхания своими руками
Часть 2 - НАСТОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ - играем и тренируем дыхание
Часть 3 - Забавная артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой» и ещё обязательные ежедневные упражнения
Часть 4 - Развитие речевого дыхания - игры и упражнения без участия речи, согласные, гласные
Часть 5 - Отличные всевозможные игры