Карлос Кастанеда и Бытовая Магия
Бытовая, обыденная, повседневная и т.д. Именно так! Каждый человек от рождения - магическое существо, впрочем, так же, как и все живые существа на Земле, обладающие осознанием. Каждый из нас от рождения - маг, только не каждый знает об этом. Каждый из нас способен на совершение магических действий, но не каждый подозревает в себе наличие магических способностей, более того, подавляющее большинство из нас заранее уверено в своей магической несостоятельности. Мы так воспитаны своими родителями и окружающим обществом. Признаком нормы (нормальности) является состояние "быть как все": вести себя как все, думать как все, воспринимать окружающий мир так же, как все, с самого детства знать, что человек может, а чего нет, что возможно только в сказках.
Карлос Кастанеда в своих книгах утверждает, что окружающий нас мир устроен не совсем так, как мы его себе представляем. В нашем восприятии мир представляется в упрощенном, урезанном виде, при этом необыкновенно важные свойства этого мира остаются за границами нашего восприятия, в области неведомого, на протяжении всей человеческой жизни. Человек мучается в паутине общепринятых условностей, своих собственных комплексов, взаимоотношений с другими людьми (семья, начальник и т.д.), пытается спрятаться от навалившихся проблем в алкогольном, наркотическом дурмане, ищет выход (освобождение) в суициде и представления не имеет о воистину безграничной своей свободе и собственной магической мощи!
По Карлосу Кастанеде, каждый человек как магическое воспринимающее существо способен на непосредственное восприятие окружающей энергии, на собственное исцеление и исцеление других людей от болезней, чтение мыслей и передачу собственных мыслей и образов иным существам (в том числе и существам из животного и растительного мира), превращение в животное или растение, превращение из "молодого" в "старика" и наоборот, восприятие абсолютных "безмолвных знаний" из общемирового источника знаний, создание своего двойника в любой точке привычного для нас мира, перемещение своего физического тела в этом мире, а также перемещение своего тела в семь доступных для человека миров неорганических существ, и, наконец, продление физической жизни.
Это ли не потрясающие примеры удивительных магических возможностей! Чем против этого может похвалиться Гарри Поттер с его волшебной палочкой, котлом для варки зелий и десятком заученных заклинаний!
А ведь на такое способен каждый из нас и не в выдуманном мире волшебников и маглов, а в самой что ни на есть реальной действительности, как говорится, здесь и сейчас! Не помещается в голове?
Карлос Кастанеда написан более десятка книг, посвященных необыкновенным для нас знаниям древних индейских цивилизаций, причем эти знания о природе и об устройстве окружающего нас мира, о человеческой сущности не всегда были тайными, закрытыми для простого люда, а, наоборот, в течение длительного исторического времени они были системой общепринятых взглядов на мир. Тысячи "магов" занимались врачеванием, изучением растительного и животного мира, совершенствовалось в искусствах.
Наиболее полно система взглядов на мир древних индейцев описана в книге Карлоса Кастанеды "Внутренний огонь" (см. полный текст). Здесь же ниже по тексту предлагаются основные понятия этой системы (по принципу: объясни товарищу, тогда и сам поймешь).
Карлос Кастанеда получил древние знания от мексиканского индейца дона Хуана Матуса, под руководством которого прошел длительный курс практического обучения. Для того, чтобы активизировать свои невостребованные в течение всей жизни "сверхъестественные" способности, по словам дона Хуана, человек должен обладать определенным запасом внутренней энергии. Взрослый человек обыкновенно представляет собой существо, ведущее малоподвижный образ жизни, имеющее пару хронических заболеваний, а ближе к вечеру, после работы, еле-еле передвигающее ноги. Напротив, из детей энергия так и прет, стоит зайти на перемене в какую-нибудь школу, чтобы тут же оглохнуть от крика и быть затолканным в угол при попытке пересечь коридор. По представлениям древних индейцев, человек при зачатии получает сразу весь запас энергии, который расходует в течение всей своей жизни. Объем этой энергии зависит от энергетического уровня родителей и от их эмоционального состояния в момент зачатия.
На что же человек тратит свою энергию? Практически вся свободная энергия расходуется физическим телом человека "автоматически", незаметно для человеческого разума, на поддержание физиологических процессов (пищеварение, кровообращение, дыхание, регулирование внутренней температуры, борьба с инфекцией и т.д.), контроль за правильным функционированием и ремонт внутренних органов, развитие и рост, перемещение в пространстве, да мало ли еще на что!
Кроме того, значительную часть своей энергии человек тратит на поддержание так называемого "каталога" - списка объектов окружающего мира (их названий, форм, свойств и т.д.). С помощью этого списка человек ориентируется в окружающем мире, мгновенно опознает знакомые предметы, сравнивая их со своим "каталогом". Человеку достаточно бросить мимолетный взгляд, например, на карандаш, чтобы сказать: "Это - карандаш", свойства карандаша он "достает" из "каталога" и знает, из чего сделан карандаш, для чего нужен и как с ним обращаться. Если же человек видит карандаш впервые, он потратит время на восторженное изучение карандаша, а затем внесет его в свой список. Человек поддерживает свой "каталог" с помощью ведения бесконечного внутреннего диалога, который он ведет сам с собой на протяжении всего дня.
Карлос Кастанеда утверждает, что для того, чтобы стать "магом", человек должен вначале стать великим экономом, настоящим скрягой, с чрезвычайной скупостью расходующим (рассеивающим) свою внутреннюю энергию.
Каким же образом человек может сэкономить свою энергию ? Человек может остановить свой внутренний диалог, кроме того, он может отказаться от половых связей, сэкономив энергию, расходуемую на продолжение рода, поскольку только этим типом свободной энергии он и может распоряжаться осознанно.
Может ли человек вернуть свою уже растраченную энергию ? Да, может. Во-первых, с помощью выполнения серий специальных физических упражнений ("магических пассов"), а во-вторых, с помощью так называемой практики перепросмотра.
Окружающий нас мир в энергетическом плане представляет собой конгломерат бесконечных бесчисленных светящихся нитей, энергетических линий, струн, называемых также эманациями. Каждое живое существо на Земле, обладающее осознанием, образует "кокон", вместилище, заключающее в себе определенное количество таких эманаций. Кокон формируется в момент зачатия живого существа и разрушается в момент его смерти. Энергетический кокон заключает в себя физическое тело, границы кокона взрослого человека находятся на расстоянии его вытянутых рук. Весь объем кокона пронзает множество вращающихся энергетических вихрей-воронок различного размера, выходящих на его поверхность. Самые крупные вихри соответствуют жизненно важным центрам человеческого организма (печень, желудок, почки и т.д.). Скорость вращения воронки определяется количеством энергии, энергетической мощностью органа. В течение жизни человек рассеивает энергию из своих центров, особенно активно - в моменты эмоциональных стрессов. При этом рассеянная энергия не теряется коконом, а скапливается на его периферии. Эту энергию можно активизировать и вернуть в центры жизненности с помощью магических пассов.
Перепросмотр представляет собой детальное восстановление (припоминание) человеком событий личного характера, всего своего жизненного опыта, сопровождаемое специальным дыхательным упражнением. Вот как объясняет Карлос Кастанеда понятие "перепросмотр" в интервью журналу "MAS ALLA DE LA CIENCIA", 1997:
"- Вы неоднократно подчеркивали важность переживания заново (исп. recapitulacion - в русском переводе книги К.Кастанеды - "перепросмотр") и многие люди, вдохновленные тем, что Вы говорили, попытались его практиковать. Не могли бы Вы рассказать о методике и конкретных результатах этого упражнения?
- Переживание заново было для дона Хуана незаменимым способом, чтобы начать путь к свободе. Это не техника восстановления энергии, а маневр, соответствующий видению магов. Они считают, что обладание осознанием бытия - состояние, присущее всему живому. Некая необыкновенная сила дает самосознание тем, кто только что родился - будь то вирус, амеба или человеческое существо. В конце жизни та же самая сила отнимет у каждого из этих существ одолженное им самосознание, расширенное за счет индивидуального жизненного опыта. Для мага переживание заново является способом вернуть этой необыкновенной силе то, что она одолжила нам в момент нашего рождения. Совершенно невероятно, говорил дон Хуан, что эта сила довольствуется вышеупомянутым переживанием заново. Поскольку единственное, чего она от нас хочет, это самосознание, то в случае, если мы его отдаем ей в виде переживания заново, она не отнимает у нас в конце концов жизнь, а позволяет пройти вместе с ней к свободе. Так маги теоретически объясняют переживание заново. Методика его очень проста. Сначала составляется список всех людей, с которыми поддерживались отношения, от настоящего времени до, возможно, момента рождения. Смысл заключается в том, чтобы вновь пережить опыт общения с каждым, кто входит в список - не просто вспоминая их, а именно переживая заново. К этому прибавляется очень медленное ритмичное дыхание - справа налево с выдохом посередине, которое называют "веером", потому что оно освежает (букв. обмахивает) воспоминания. Маги верят в то, что весь наш опыт общения, будучи пережитым заново, отдается необыкновенной силе, разрушающей нас. Так как этот маневр не имеет ничего общего с психологическими упражнениями, подобными психоанализу, переживание заново всего жизненного опыта подразумевает использование уже потраченной энергии.
- А как узнать, правильно ли осуществляется переживание заново?
- Вашими случайными, но конкретными результатами явится возрастание энергии и состояние хорошего самочувствия. Наличие этих двух ощущений и является критерием. "
Упоминаемую в интервью силу называют также "темным морем осознания" или, иначе, Орлом.
Древние видящие обнаружили, что на поверхности энергетического кокона человека, кроме множества вращающихся вихрей, имеется ярко светящееся пятно, которое обладает способностью сдвигаться по поверхности кокона из своего первоначального положения при эмоциональном возбуждении человека, а также, что особенно существенно, во время сна. Наблюдая за этим пятном, они пришли к выводу, что положение этого пятна определяет восприятие человеком окружающей действительности, и назвали его "точкой сборки мира".
(Далее все цитаты приводятся из книги Карлоса Кастанеды "Внутренний огонь").
" В ходе изложения своего учения дон Хуан неоднократно повторял и разъяснял то, что он считал решающей находкой, сделанной магами древности. Он называл это критической характеристикой человеческого существа как светящегося шара, и описывал в виде круглого пятна особо интенсивной светимости размером с теннисный мячик, постоянно располагающегося внутри светящегося шара вровень с его поверхностью на расстоянии двух футов позади правой лопаточной кости тела человека.
Поскольку поначалу у меня были проблемы с визуализацией всего этого, дон Хуан объяснил, что светящийся шар гораздо больше человеческого тела, и что пятно интенсивной светимости является частью этого энергетического шара. Располагается это пятно на уровне лопаток на расстоянии вытянутой руки от спины человека. Дон Хуан сообщил мне, что, увидев, как работает это пятно, древние маги назвали его "точкой сборки".
- И как же работает точка сборки? - поинтересовался я.
- Она обусловливает наше восприятие, - ответил дон Хуан. - Древние маги видели, что именно там, в этой точке собирается восприятие человеческих существ. Увидев, что подобным пятном светимости повышенной интенсивности обладает любое живое существо, древние маги пришли к заключению, что вообще любое восприятие, каким бы оно ни было, формируется как раз в этом месте.
- Что именно из того, что видели маги древности, привело их к заключению, что восприятие имеет место в точке сборки? - спросил я.
Он ответил, что, во-первых, они увидели, что непосредственно через точку сборки проходят лишь очень немногие из миллионов светящихся нитей вселенной. Это и неудивительно, ведь размер точки сборки относительно мал по сравнению с целым.
Во-вторых, они увидели, что точка сборки всегда окружена дополнительным сиянием сферической формы, немного больше нее по величине. Этим сиянием значительно усиливается свечение нитей, непосредственно проходящих через него.
И, наконец, они увидели еще две вещи. Первая - точки сборки человеческих существ могут изменять свое положение. И второе - при нахождении точки сборки в привычном положении восприятия и осознания человека производили впечатление нормальных, судя по поведению субъектов, за которыми проводились наблюдения. При смещении же точки сборки и окружающего ее сияния с привычного места, поведения наблюдаемых субъектов становилось странно необычным, что казалось доказательством наличия изменений в их осознании, равно как и некоторой трансформации их способа восприятия.
Вывод, который древние маги сделали на основании этих наблюдений, был следующим: чем больше сдвигается точка сборки из своего обычного положения, тем более странным становится поведение индивида, что, очевидно, следует из необычности осознания и восприятия.
- Обрати внимание, - предупредил меня дон Хуан, - когда я говорю о видении, то всегда пользуюсь фразами типа "похоже на то, что", "кажется". Дело в том, что результаты видения настолько уникальны и специфичны, что говорить о них можно только сопоставляя их с чем-то уже нам известным.
Он сказал, что наиболее подходящим примером сложности описания увиденного может служить то, как маги говорят о точке сборки и окружающем ее сиянии. Их описывают как зоны светимости повышенной яркости, хотя яркость тут не при чем, ведь видение осуществляется не при помощи глаз. Однако, чтобы как-то подчеркнуть отличие этих образований от всего остального, говорят, что точка сборки есть световое пятно, окруженное чем-то вроде гало, неким сиянием. Как подчеркнул дон Хуан, мы настолько скованы привычкой к преимущественно визуальному "восприятию хищника", что вынуждены интерпретировать все в терминах нормального визуального восприятия, свойственного хищнику, который смотрит глазами.
Дон Хуан рассказал, что, после того, как древние маги увидели точку сборки с окружающим ее сиянием и составили представление о их вероятной функции, они приступили к разработке объяснения. Они предположили, что, фокусируя сферическое сияние на энергетических нитях вселенной, непосредственно сквозь это сияние проходящих, точка сборки человеческих существ автоматически без какого бы то ни было предварительно осознанного намерения собирает эти волокна, формируя из них устойчивую картину, воспринимаемого мира.
- Но каким образом волокна, о которых ты говоришь, могут быть собраны в устойчивую картину воспринимаемого мира? - спросил я.
- Этого не может знать никто, - ответил дон Хуан. - Маги видят движение энергии. Но видеть ее движение недостаточно, чтобы сказать, как и почему это происходит.
Дон Хуан утверждал, что, после того, как они увидели миллионы сознательных энергетических волокон, проходящих через точку сборки, древние маги сформулировали постулат, гласивший: проходя сквозь точку сборки, волокна собираются в пучок под действием окружающего точку сборки сияния. Увидев, насколько меркнет это сияние у людей, находящихся без сознания или при смерти, и как оно полностью исчезает у мертвецов, древние маги пришли к убеждению, что это сияние и есть свечение осознания.
- Имеется ли точка сборки у трупа? - поинтересовался я. Дон Хуан ответил, что у мертвого существа точка сборки бесследно исчезает, поскольку именно она вместе с окружающим ее сиянием является основным признаком жизни и наличия осознания. На основании своих наблюдений маги древности пришли к неизбежному выводу: осознание и восприятие неразрывно связаны друг с другом, с точкой сборки и окружающим ее сиянием."
Чтобы люди одинаково воспринимали окружающий мир ("жили" в одном и том же мире), их точка сборки должна включать в себя один и тот же список эманаций, то есть должна находиться в определенном, одинаковом для всех, положении на поверхности энергетического кокона (за правой лопаткой).
Положение точки сборки новорожденного ребенка находится в произвольном положении, а затем его родители на протяжении первых лет жизни "устанавливают" в положение, присущее всем человеческим существам. Такая настройка делается с помощью обучения ребенка речи, начиная с самого первого дня, затем с помощью окружающих предметов (игрушек), которые можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус и т.д. Все дети талантливы именно потому, что обладают подвижностью точки сборки, а, следовательно, и воспринимают мир несколько иначе, чем взрослые, у которых точка сборки постоянно занимает определенное жесткое положение.
" Поскольку позиция точки сборки остается неизменной, маги пришли к заключению, что в точке сборки фокусируется и проходит через нее в виде светящихся волокон один и тот же набор энергетических полей, порождая в результате восприятие того мира, который мы знаем. Отсюда следовал неизбежный вывод: если точка сборки изменит свое местоположение, то через нее должно будет проходить другое сочетание энергетических волокон, что приведет к восприятию иного мира, который, по определению, не может быть известным нам миром повседневной жизни.
По мнению дона Хуана, то, что люди считают восприятием, является скорее интерпретацией данных, получаемых от органов чувств. С момента рождения способность к интерпретации постепенно развивается и вскоре становится завершенной системой, посредством которой мы осуществляем свое взаимодействие с этим миром - взаимодействие, основанное на потоке данных, поступающих от органов чувств.
Дон Хуан всегда подчеркивал, что точка сборки - это не только центр, где собирается восприятие, но и центр, где происходит интерпретация поступающих от органов чувств данных. Поэтому, если это центр изменит свое положение, то ему придется интерпретировать новый поток энергетических полей, используя почти те же термины,в которых он интерпретирует мир повседневной жизни. Результатом этого станет восприятие мира, удивительно подобного нашему - и все же совсем другого. С точки зрения энергии, как утверждал дон Хуан, тот другой мир коренным образом отличается от нашего. А все его кажущееся сходство - не более, чем результат привычной интерпретации, осуществляемой точкой сборки."
" Дон Хуан объяснил, что древние маги различали два типа смещений точки сборки. Первый тип - смещение в любое положение по поверхности светящегося шара или внутрь него. Такое смещение получило название сдвига точки сборки. Второй тип - смещение точки сборки наружу, за пределы светящегося шара. Это было названо движением точки сборки. Маги древних времен обнаружили, что различие между сдвигом и движением определяется природа восприятия, формирующегося в результате смещения.
Поскольку сдвиг точки сборки является ее смещением в пределах светящегося шара, миры, воспринимаемые в следствии этого, какими бы странно причудливыми они не казались, принадлежат к человеческой сфере. Человеческая сфера составлена энергетическими волокнами, проходящими сквозь светящийся шар. В противоположность сдвигу, движение точки сборки является смещением ее в положение вне светящегося шара, в результате чего задействуются волокна, не относящиеся к сфере человека. Восприятие этих волокон вызывает к жизни немыслимые, непостижимые миры, в которых нет никаких следов чего бы то ни было, свойственного человеку."
" Однажды я спросил у него, имеет ли точка сборки какое-либо отношение к физическому телу.
- К тому, что мы обычно воспринимаем в качестве человеческого тела, точка сборки отношения не имеет, - ответил он. - Точка сборки частью светящегося яйца - нашей энергетической сущности.
- За счет чего она смещается? - спросил я.
- За счет воздействия потоков энергии. Их генерируют энергетические всплески внутри или вне нашей энергетической формы. Как правило, формирование потоков непредсказуемо и происходит по случайным законам. Однако маги не только предвидят характер и поведение энергетических потоков, но и подчиняют их своему намерению.
- А ты сам ощущаешь эти потоки?
- Их ощущает каждый маг. Их чувствует и любое человеческое существо, но обычные люди слишком заняты своими повседневными делами, чтобы обращать внимание на подобные ощущения.
- На что похоже ощущение энергетического потока?
- Легкий дискомфорт, мимолетная печаль, которая сменяется эйфорией. Поскольку ни печаль ни эйфория не имеют объяснимой причины, мы обычно не склонны относится к ним как к достоверному признаку того, что на нас накатывается неизвестное. Мы списываем это насчет необъяснимых и в общем-то не очень здоровых колебаний настроения.
- Что происходит, когда точка сборки сдвигается за пределы энергетической формы? Она зависает снаружи? Или как-то прикрепляется к светящемуся шару?
- Она вытягивает контур светящегося шара вовне, не разрывая его энергетических границ.
Дон Хуан объяснил, что конечным результатом движения точки сборки является полное энергетической формы человеческого существа. Вместо того, чтобы оставаться яйцом или шаром, она трансформируется в нечто, напоминающее по виду курительную трубку. Конец мундштука - это точка сборки, чашка - то, что осталось от светящегося шара. Если точка сборки продолжает движение, то в конце концов наступает момент, когда светящийся шар превращается в тонкую полоску энергии.
Далее дон Хуан объяснил, что трансформация энергетической формы - это достижение, на которое были способны только маги древности."
Позиция точки сборки поддерживается неизменной посредством ведения человеком бесконечного внутреннего диалога с самим собой. Во сне, когда нет внутреннего диалога, точка сборки смещается в произвольное положение. Сон - это результат смещения точки сборки. Кроме того, смещают точку сборки алкоголь, наркотики, воздействие жары, холода, эмоциональные стрессы. Однако, воздействие этих факторов, приводит к неконтролируемым неосознанным перемещениям точки сборки.
Удивительно, но человек способен сознательно остановить внутренний диалог, и тогда его точка сборки отправится в магическое путешествие !
" - Положение точки сборки на коконе человека, - объяснил дон Хуан. - поддерживается внутренним диалогом, и поэтому это очень слабое положение, мягко говоря. Вот почему мужчины и женщины так легко теряют свой ум, особенно те, чей внутренний диалог - скучное и неглубокое построение одного и того же.
Новые видящие говорят, что наиболее прочными людьми являются те, чей внутренний диалог гибок и разнообразен."
"... точкой отсчета всего, что делают видящие, является то, о чем он говорит неустанно со дня нашей встречи: остановка внутреннего диалога. Он подчеркивал снова и снова, что внутренний диалог является тем, что привязывает точку сборки к ее исходному положению.
- Когда достигнуто безмолвие, все становится возможным, - сказал он."
Вот цитата из вышеупомянутого интервью:
" - Как могли бы Вы описать нам мир современного нагуаля?
- Это мир магов, в который ввел нас дон Хуан. Его нельзя классифицировать как некий мир, существующий отдельно от повседневного. Это, скорее, своего рода состояние, в котором, например, данное слово означает окончательное действие, которое нельзя отменить. Обещание подобного рода сродни официальному документу, не подлежащему изменению. В другом аспекте - более абстрактном - мир нагуаля - это мир, где воспринимаются необычные (исп. inusitadas - неупотребляемые, необычные) вещи. Дон Хуан объяснял вопрос о необычном восприятии, говоря, что для человека, в общем, обязательным условием его является полное безмолвие. Остановка внутреннего диалога, говорил он, это дверь в состояние мага, дверь в мир, где необычное восприятие - повседневная вещь...
- которая не кажется очень простой...
- Способ, которым дон Хуан смог заставить умолкнуть внутренний диалог своих учеников, заключался в побуждении их к пребыванию в безмолвии секунда за секундой. Можно сказать, что безмолвие "склеивается" из секунд, пока не доходит до индивидуальной границы, существующей в каждом из нас. Мой лимит равнялся пятнадцати минутам. Когда я дошел до него, накапливая безмолвие, каждодневный мир изменился, и я воспринял его неописуемым образом. Единственно возможная практика, которую можно посоветовать, это усилие, интенсивное желание достичь безмолвия шажок за шажком. Совершенно не допустимо, чтобы кто-то нас учил, как делать эти шажки, или вел нас за руку, каждое мгновение давая инструкции. Дон Хуан говорил, что единственно существенным является личное решение каждого из нас прийти к безмолвию."
Человек в течение своей жизни составляет своеобразный каталог (список-перечисление, опись) объектов и событий окружающего мира, согласуя каждый новый объект с общей картиной мира, которую человек построил для себя, чтобы объяснить, истолковать для себя устройство окружающего мира. Каждый новый для человека объект или событие должны согласовываться с содержимым этого каталога и ни в коем случае не противоречить ему, иначе человек либо будет просто игнорировать такой объект, либо его взгляд на мир будет разрушен, и тогда ему придется создавать новую картину мира.
Примером такого объекта, нарушающего целостность привычной современному человеку картины мира, является неопознанный летающий объект (НЛО). Существует ли он на самом деле или нет, неизвестно - он никак не вписывается в наши представления о мире и законах природы. Его скорость и невообразимые маневры не могут быть описаны в терминах привычных нам законов. Та же ситуация со снежным человеком, с совершенно необъяснимой с точки зрения современной науки "смертью" Хамбо-ламы Итигэлова (
http://www.sovsekretno.ru/2005/03/8.html), умершего (?!) в 1927 году, тело которого сохраняет гибкость (клетки тела живы, а их ядра целы) и со всеми прочими "загадками" природы. Все они не умещаются у человека в голове, а, стало быть, по мнению человека, и не существуют.
Когда человек сталкивается с чем-то, что противоречит его устоявшейся картине мира (его "зеркалу самоотражения"), будь то НЛО или карточный фокус, происходит то, что Кастанеда называет "остановкой мира": человек впадает в ступор, изо всех сил пытаясь объяснить себе происходящее в согласии со своими взглядами на мир. Превосходный пример такого состояния человека - эпизод из "Неоконченной пьесы для механического пианино", когда герой Табакова видит "чумазого", играющего на пианино.
В момент "остановки мира" точка сборки приходит в движение. Для мага такие новые объекты, жизненные ситуации, события, выводящие за рамки привычного, являются исключительно ценными. Кастанеда называет их "НЕделанием" в отличие от "делания", т.е. всего того, что уже учтено списком-перечислением. Маг, сознательно практикующий НЕделание, приобретает легкость в перемещении, текучесть точки сборки. Замечательные примеры НЕделания приведены в книге В.Шлахтера и С.Хольнова "Психодинамика колдовства или введение в паралогию",СПб,"Респекс",2000:
"Основные наши потери силы связаны именно с тем, как мы приучены воспринимать мир, ибо в наибольшей степени нас индуцирует, программирует именно оно, раз и навсегда усвоенное нами его описание. Можно сказать, что все человеки мыслящие заколдованы на так называемое рациональное восприятие действительности. Хотите попробовать себя расколдовать? - Отлично! А мы попытаемся вам в этом помочь.
В магической традиции Карлоса Кастанеды применяется с этой целью один метод... так называемое НЕделание. Суть его проста. Наперекор собственной обусловленности человек пытается воспринимать мир и действовать в нем не тек, как это принято и как он приучен. Например, глядя на камень, он акцентирует внимание, скажем, на его тени или же, слушая музыку, пытается уловить крупицы тишины между отдельными звуками, составляющими мелодию. С точки зрения разумного двуногого, действмя такого человека лишены смысла. Он может, например, целый час расчесывать мелким гребнеи травку на газоне, или в буквальном смысле вычерпывать воду из лужи решетом. Окружающие склонны воспринимать такого человека как шута или полоумного, но ему на это глубоко наплевать. Частично он уже освободился от навязанной ему с детства системы и теперь может позволить себе вволю вычудиться. Так, путем НЕделания, человек избавляется от собственной обусловленности и становится ... магическим существом."
У Кастанеды читаем:
" Он напомнил мне, что в прошлом описывал для меня концепцию остановки мира. Он сказал, что остановка мира так же необходима для магов, как для меня необходимо читать и писать. Она состоит из введения диссонирующего элемента в сплетение повседневного поведения с целью остановки уже приглаженного потока повседневных событий - событий, которые внесены в каталог наших умов нашим разумом.
Диссонирующий элемент называется "неделанием" или противоположностью делания. "Деланием" называется все, что является частью целого, о котором у нас есть познавательный опыт. Неделание - элемент, который не принадлежит этому картографированному целому.
- Маги, будучи "сталкерами", понимают человеческое поведение бесподобно. - сказал он. - они, например, понимают, что люди - творение описи вещей. Знание всех обстоятельств дела частной описи вещей делает человека знатоком или мастером в своей области.
Маги знают, что когда опись вещей обычного человека становится несостоятельной, человек либо расширяет свою опись, либо его мир самоотражения разрушается. Обычный человек охотно включает в свою опись новые пункты, если они не противоречат основному порядку описи. Но если какие-то пункты противоречат этому порядку, ум человека разрушается. Опись вещей - это и есть ум. Маги рассчитывают на это, когда пытаются разбить зеркало самоотражения."
Точка сборки может смещаться только в пределах некоторого набора энергетических полей, заключенных в человеческом коконе, в пределах так называемой "человеческой полосы". Когда точка сборки смещается по поверхности кокона в пределах человеческой полосы, человек воспринимает привычный ему мир ("первое внимание"), если же она движется вглубь кокона, человек оказывается в области "второго внимания" ("состояние повышенного сознания" или оно же - "транс"). Из нижеследующего текста мы можем представить себе структуру кокона (см. также Рис.5). Энергетический кокон и точка сборки
" Я сказал ему, что не могу понять того, что он объясняет, поскольку конфигурация того, что он называет "человеческой полосой эманаций", это что-то непонятное мне. Я рисовал себе это в виде ленты, помещенной на поверхности шара.
Он сказал, что название "полоса" вводит в заблуждение и что ему придется воспользоваться аналогией, чтобы объяснить то, что он имеет в виду. Он объяснил, что светоносная форма человека подобна шару нового сыра, внутри которого имеется диск более старого сыра, темного. Он посмотрел на меня и зацокал: он знал, что я не люблю сыр.
На маленькой учебной доске он сделал диаграмму. Он нарисовал яйцеобразную форму и разделил ее на четыре продольные секции, сказав, что ему следует тут же стереть разделяющие линии, поскольку он нарисовал их только для того, чтобы показать мне, где эта полоса расположена в коконе человека. Затем он провел толстую полосу на линии между первой и второй секциями и стер разделяющие линии. Он добавил, что эта полоса подобна диску сыра чеддер, вставленному в шар свежего сыра.
- Теперь, если представить, что этот шар свежего сыра прозрачен, - продолжал он. - ты получишь точную копию человеческого кокона. Сыр чеддер пронизывает весь шар свежего сыра. Это диск, идущий от поверхности с одной стороны до другой. Точка сборки человека расположена выше, на три четверти вверх по высоте кокона, на его поверхности. Когда нагваль надавливает на эту точку интенсивной светимости, точка перемещается внутрь диска сыра чеддер. Повышенное сознание появляется, когда интенсивное свечение точки сборки освещает спящие эманации, проходящие внутри диска сыра чеддер. Видение того, как свечение точки сборки перемещается внутри этого диска, создает чувство, что оно сдвигается влево по поверхности кокона.
Он повторил картину своей аналогии три или четыре раза, но я не понял ее, и ему пришлось продолжать объяснения. Он сказал, что прозрачность светоносного яйца создает впечатление сдвига влево, хотя в действительности всякое движение точки сборки происходит вглубь, к центру светоносного яйца вдоль толщины человеческой полосы.
Я заметил, что то, что он говорит, звучит так, как если бы видящие пользовались глазами, когда видят движение точки сборки.
- Человек не является непостижимым, - ответил он. - человеческую светимость можно видеть, как если бы ты пользовался только глазами.
Далее он объяснил, что древние видящие видели движение точки сборки, но им никогда не приходило в голову, что это движение вглубь. Вместо этого они следовали своему впечатлению и ввели в оборот выражение "сдвиг влево", которое новые видящие оставили, хотя и знали уже, что оно ошибочно.
Он сказал также, что в процессе моего взаимодействия с ним он бесчисленно много раз заставлял мою точку сборки сдвигаться, как и сейчас, а поскольку сдвиг точки сборки был всегда внутрь, я никогда не терял своего чувства тождественности себе, вопреки тому, что пользовался эманациями, которые никогда не использовал.
- Когда нагваль толкает эту точку, - продолжал он. - она идет по любому из путей вдоль человеческой полосы, и совершенно не важно, где, так как где бы она ни остановилась, это всегда целина.
Великим испытанием, созданным новыми видящими для своих учеников-воинов, является задание проследить путь движения точки сборки, которое она совершила под влиянием нагваля. Это прослеживание, когда оно завершено, называется обретением целостности себя.
Он продолжал, и сказал, что новые видящие пришли к выводу, что в процессе нашего роста, когда свет сознания фокусируется на человеческой полосе эманаций и избирает некоторые из них преимущественно, он входит в порочный круг. Чем больше он подчеркивает избранные эманации, тем устойчивее становится точка сборки, а это все равно, что сказать, что наша команда становится командой Орла. Само собой разумеется, что, когда наше сознание развивается в первое внимание, эта команда становится такой сильной, что разбить этот круг и заставить сдвинуться точку сборки - это поистине подвиг.
Дон Хуан сказал также, что точка сборки ответственна за то, что восприятие в первом внимании происходит комплексами. Примером комплекса эманаций, которые выделяются совместно, будет человеческое тело, как мы его воспринимаем. Другая часть нашего полного бытия - светоносный кокон - никогда не выделяется и погружается в забвение, так как свойство точки сборки не только в том, чтобы заставить нас воспринимать комплексы эманаций, но и отбрасывать другие.
Когда я сильно нажал на него, требуя объяснений комплексов, он ответил, что точка сборки излучает свечение, которое группирует связки эманаций, заключенных в коконе. Эти связки соединяются затем, как связки, с эманациями в великом. Такое комплексование происходит даже тогда, когда видящие имеют дело с эманациями, никогда не использованными. Когда они выделены, мы воспринимаем их так же, как комплексы в первом внимании.
- Одним из великих моментов для новых видящих был тот, когда они открыли, что неведомое - это просто эманации, отброшенные первым вниманием. Это великое дело, но имей в виду, что это дело, в котором происходит группировка в комплексы. Непостижимое, с другой стороны - это вечность, где наша точка сборки не имеет путей группировки чего-либо.
Он объяснил, что точка сборки подобна светоносному магниту, который подбирает эманации и группирует их, когда движется в пределах человеческой полосы эманаций. Это открытие сделано к славе новых видящих, так как оно осветило неведомое новым светом. Новые видящие заметили, что некоторые из навязчивых видений видящих, такие, которые почти невозможно постичь, совпадают со сдвигом точки сборки в ту область полосы человеческих эманаций, которая диаметрально противоположна той, в которой они обычно находятся.
- Это видения темной стороны человека, - заверил он.
- Почему ты называешь это темной стороной человека? - спросил я.
- Потому, что она сумрачна и зловеща, - сказал он. - она не только неведомое, но еще кто знает, что такое.
- Ну а что можно сказать относительно эманаций, которые находятся внутри человеческого кокона, однако вне границ человеческой полосы? - спросил я. - можно ли их воспринять?
- Да, однако совершенно неописуемым образом, - сказал он. - Они не человеческое неведомое, как в случае с неиспользованными эманациями человеческой полосы, но почти неизмеримое неведомое, где человеческие черты вовсе не прослеживаются. В действительности это область такой обезоруживающей безграничности, что даже лучшие из видящих едва ли пустились бы в ее описание.
Я еще раз попытался настоять на том, что мне кажется, что тайна, очевидно, внутри нас.
- Тайна вне нас, - сказал он. - внутри мы имеем только эманации, стремящиеся разрушить кокон. И это, так или иначе, вводит нас в заблуждение, воины мы или средние люди. Только новые видящие обошли это. Они боролись за то, чтобы увидеть, и путем сдвига своей точки сборки они поняли, что эта тайна проницаема - не в том смысле, что мы ее постигаем, но в том, что заставляет нас постичь ее.
- Я говорил тебе, что новые видящие верят, что наши органы чувств способны воспринимать все. Они верят в это потому, что видят, что положение точки сборки определяет то, что воспримут наши чувства."
При смещении точки сборки к левому краю поверхности человеческой полосы человек устремляется в сферу духовности, испытывает религиозные чувства, а при смещении к правому краю - человеком овладевают "животные" страсти. Если же точка сборки смещается вниз ("область зверей", точки сборки на энергетических коконах представителей животного мира расположены ниже, чем на коконе человека), человек другими людьми воспринимается в образе животного, т.е. человек "превращается" в зверя!
" Новые видящие говорят, что, поскольку точное положение точки сборки произвольно и выбрано нами самими или нашими предками, то его можно изменить с помощью сравнительно небольшого усилия. Ну, а когда точка сдвинута, это вызывает новую настройку эманаций и, следовательно, новое восприятие.
- Я обычно давал тебе растения силы, - продолжал дон Хуан. - чтобы заставить переместиться твою точку сборки. Растения силы обладают такой способностью, но голод, усталость, жар и другие подобные вещи оказывают то же влияние. Недостаток среднего человека состоит в том, что он думает, что результаты этого чисто умственные, но это не так, и ты сам можешь это подтвердить.
Он объяснил, что моя точка сборки сдвигалась десятки раз в прошлом, как это было за день до этого, и в большинстве случаев миры, которые при этом собирались, были настолько близкими к миру повседневной жизни, что были в действительности призрачными мирами. Он настойчиво добавил, что видения такого рода настойчиво отвергаются новыми видящими.
- Такие видения - это продукт человеческого списка-перечисления, - продолжал он. - они бесполезны воинам, ищущим полной свободы, поскольку возникают при боковом сдвиге точки сборки.
Он замолчал и посмотрел на меня. Я знал, что под "боковым сдвигом" он подразумевает сдвиг точки с одной стороны на другую по ширине человеческой полосы эманаций, а не вглубь. Я спросил его, так ли это.
- Это именно то, что я имею в виду, - сказал он. - на обоих краях человеческой полосы эманаций находится громадный склад отбросов - неисчислимая куча человеческого хлама. Это очень сумрачный, зловещий склад. Он имел большое значение для древних видящих, но не для нас.
Одна из простейших вещей, которую можно сделать, это попасть туда. Вчера Хенаро и я хотели дать тебе небольшие примеры этого бокового сдвига, вот почему мы водили твою точку сборки, но любой может достичь этого хранилища просто путем остановки внутреннего диалога. Если сдвиг минимален, результаты объясняют "фантазиями ума". Если сдвиг большой, результаты называют "галлюцинациями".
Я попросил его объяснить акт вождения точки сборки. Он сказал, что если воин достиг внутреннего безмолвия путем остановки внутреннего диалога, то звук шагов походки силы, даже больше, чем ее вид, захватывает точку сборки. Ритм приглушенных шагов мгновенно захватывает настораживающую силу эманаций внутри кокона, которые были развязаны внутренним безмолвием.
- Эта сила немедленно прицепляется к краям полосы, - продолжал он. - на правом краю мы встречаемся с бесконечными видениями физической деятельности, насилия, убийств, чувственности. На левом мы находим духовность, религию, бога. Хенаро и я провели твою точку сборки к обоим краям, так, чтобы дать тебе полный обзор этой кучи человеческого хлама.
Дон Хуан еще раз заявил, как бы между прочим, что одним из наиболее таинственных аспектов знания видящих является немыслимый эффект внутреннего безмолвия. Он сказал, что, если достигнуто внутреннее безмолвие, то оковы, привязывающие точку сборки к тому месту, где она находится, начинают рваться, и точка сборки освобождается для движения.
Он сказал, что обычно движение идет влево и что предпочтение этого направления - это естественная реакция для большинства людей, однако есть видящие, которые могут направить это движение ниже обычного места, где расположена эта точка. Новые видящие называют это "сдвигом вниз".
- Видящие тоже иногда страдают от случайного сдвига вниз, - продолжал он. - но точка сборки не остается там долго, и это просто счастье, потому что это место зверей. Идти вниз противоречит нашим интересам, хотя это и является простейшей вещью изо всех.
Дон Хуан сказал также, что среди многих ошибок суждения древних видящих одной из наиболее горестных было сдвинуть точку сборки в неизмеримую область внизу, что сделало их специалистами в принятии животных форм. Они избрали различных животных в качестве точки отсчета и назвали их своим нагвалем. Они верили, что, сдвигая свою точку сборки в это особое место, они приобретают характеристики избранных ими животных: их силу или мудрость, хитрость, коварство или жестокость.
Дон Хуан заверил меня, что есть немало примеров, этой ужасной практики и среди видящих наших дней. Сравнительная легкость, с какой точка сборки человека перемещается в любую низшую позицию, является великим искушением для видящих, особенно для тех, чьи наклонности ведут их к этому. Поэтому долг нагваля испытать своих воинов.
Он сказал мне, что провел меня через это испытание, когда сдвигал мою точку сборки вниз при действии на меня растений силы. Затем он вел мою точку сборки, пока я не смог выделить полосу эманаций вороны, что привело к моему превращению в ворона.
Я опять задал дону Хуану вопрос, который задавал ему десятки раз. Я хотел знать, действительно ли я физически превратился в ворону, или просто думал и чувствовал, как она. Он объяснил, что сдвиг точки сборки в нижнюю область всегда приводит к полному превращению. Он добавил, что если точка сборки переходит некий критический порог, то мир исчезает: он перестает для нас быть тем, чем является на человеческом уровне.
Он признался, что мое превращение было действительно ужасающим по любым стандартам, однако моя реакция на это переживание показала ему, что у меня нет склонности в этом направлении. Если бы это было не так, мне пришлось бы приложить немало энергии, чтобы отбиться от тенденции остаться в этой низшей области, которая некоторым видящим кажется наиболее удобной."
Под термином "внимание" Кастанеда подразумевает способность "автоматического" восприятия окружающего мира. С детских лет мы обучены воспринимать объекты привычного нам мира так, что из множества энергетических полей, заключенных в объекте, мы выбираем лишь некоторые, по нашим представлениям самым существенные для данного объекта, и по этой выборке опознаем сам объект. Все остальные эманации объекта автоматически отбрасываются и не осознаются человеком. Так функционирует "первое внимание" человека, эффективно и быстро интерпретируя привычный нам мир.
При этом наша точка сборки жестко фиксируется в определенном положении на поверхности кокона, положении, одинаковом для всего человечества, поскольку это необходимо для того, чтобы через точку сборки каждого человека проходили бы одни и те же энергетические линии, а, следовательно, чтобы все люди воспринимали окружающий мир одинаковым образом, чтобы они "жили" в одном и том же мире.
" - Наш способ восприятия - это способ, свойственный хищнику, - однажды сказал мне дон Хуан. - Очень эффективный метод оценки и классификации добычи по степени опасности."
"Чтобы прояснить этот факт, он дал мне пример: "человеческое тело". Он сказал, что наше первое внимание полностью не осознает те эманации, которые составляют внешний светящийся кокон физического тела. Наш овальный кокон не является объектом восприятия; те эманации, который могли бы сделать кокон воспринимаемым, отброшены в пользу тех, которые позволяют первому вниманию воспринимать физическое тело так, как мы его знаем."
При движении точки сборки вглубь кокона, человек начинает воспринимать эманации, никогда ранее им не интерпретируемые. Человек оказывается в положении новорожденного младенца, которому предстоит осваивать новый мир, в котором он оказался. Со временем навыки "автоматического" восприятия этого нового мира станут новым, "вторым вниманием". Направленное движение точки сборки вглубь кокона мага-ученика может создать его учитель (нагваль) с помощью так называемого "удара нагваля" по точке сборки, который воспринимается учеником как удар ладонью по правой лопатке.
" Затем он начал объяснения. Он вкратце описал те истины относительно сознания, о которых уже говорилось: нет никакого объективного мира, а есть вселенная энергетических полей, которые видящие называют эманациями Орла. Люди составлены из эманаций Орла и, в сущности, являются каплями люминесцирующей энергии: каждый из нас окружен коконом, заключающим небольшую долю этих эманаций.
Он сказал, что новые видящие обратились к неисследованным путям действия первого внимания, и когда они стремятся объяснить это другим, то выделяют порядок истин относительно сознания. Он заверил меня, что не каждый видящий способен объяснять. Например, его благодетель, нагваль Хулиан нимало не заботился об объяснениях, однако благодетель нагваля Хулиана, нагваль Элиас, с которым дону Хуану посчастливилось встретиться, заботился об этом. Из подробных и долгих объяснений нагваля Элиаса, коротких и редких нагваля Хулиана и своего собственного видения дону Хуану удалось понять и проверить эти истины.
Дон Хуан объяснил, что для того, чтобы наше первое внимание ввело в фокус воспринимаемый нами мир, оно должно выделить некоторые эманации, выбранные из узкой полосы эманаций, где расположено человеческое сознание. Отброшенные эманации по-прежнему остаются в пределах нашей досягаемости, однако в спящем состоянии, неизвестные нам всю нашу жизнь.
Новые видящие назвали выделенные эманации "правой частью" (в противоположность современным нейрофизиологам и психологам, для которых правое полушарие, а следовательно, и правополушарное сознание - это носитель неведомого; однако над правой стороной тела доминирует левое полушарие - носитель речевого сознания "нормальным сознанием", "тоналем", "этим миром", "известным", "первым вниманием". Средние люди называют это реальностью, рациональностью, здравым смыслом.
Выделенные эманации составляют большую долю человеческой полосы эманаций, однако очень малую часть всего спектра эманаций, присутствующих в коконе человека. Эти отброшенные эманации внутри человеческой полосы рассматриваются своего рода введением в неведомое, в то время как само неведомое состоит из массы эманаций, не принадлежащих к человеческой полосе и никогда не выделявшихся. Видящие называют их "левосторонним сознанием", "нагвалем", "другим миром", "неведомым", "вторым вниманием".
- Этот процесс выделения некоторых эманаций, - продолжал дон Хуан. - был открыт и практиковался древними видящими. Они поняли, что нагваль-мужчина и нагваль-женщина благодаря тому, что имеют дополнительную силу, могут сдвинуть предпочтение с обычных эманаций на соседние. Этот сдвиг известен как удар нагваля.
Дон Хуан сказал, что этот сдвиг использовался древними видящими в практических целях: держать в рабстве своих учеников. Этим ударом они вводили своих учеников в состояние повышенного, острейшего и наиболее впечатляемого внимания и, пока те были безнадежно податливыми, древние обучали их странным ритуалам, которые превращали учеников в зловещих людей, совершенно подобных своим учителям.
Новые видящие применяют ту же методику, но вместо того, чтобы использовать ее для гнусных целей, они пользуются ею, чтобы вести своих учеников при изучении человеческих возможностей.
Дон Хуан пояснил, что удар нагваля должен быть нанесен по нужному месту, по точке сборки, положение которой слегка меняется от личности к личности, и что этот удар может наносить только нагваль-видящий. Он заверил, что бесполезно иметь силу нагваля и не видеть, так же как и видеть, но не иметь крепости нагваля. В обоих случаях результатом будет просто удар. Видящий может бить по нужному месту снова и снова, не имея крепости, чтобы сдвинуть сознание, а невидящий нагваль не будет способен ударить по нужному месту.
Он сказал также, что древние видящие открыли, что точка сборки находится не в физическом теле, а в светящемся облачке, в самом коконе. Нагваль находит это место по интенсивности свечения и, скорее, не ударяет, а толкает его. Сила этого толчка создает вмятину на коконе, и это ощущается как удар, удар по правой лопатке - выбивающий из легких весь воздух.
- Бывают ли вмятины различных типов? - спросил я.
- Есть только два типа, - ответил он. - одни вогнутые, другие в виде расщелины. Каждый тип вмятины дает свой эффект. Вогнутость - это временная черта и дает временный сдвиг, а расщелина становится глубокой постоянной чертой кокона и приводит к постоянному сдвигу.
Он объяснил, что обычно светящийся кокон, отвердевший под действием самоотражения, не поддается удару нагваля, однако иногда кокон человека оказывается очень податливым и малейшая сила может создать на нем чашеобразное углубление размером от малой вмятины до трети всего кокона. Он может создать даже расщелину, проходящую по всей ширине яйцеобразной формы или же по его длине, что делает кокон закрученным в себе.
Некоторые светящиеся оболочки, получив вмятину, возвращаются к своей первоначальной форме мгновенно. Другие остаются со вмятиной часами, а иногда по нескольку дней, но все же возвращаются к первоначальной форме сами по себе. И еще существуют такие, которые никогда не теряют приобретенную вмятину: вне зависимости от повторных ударов нагваля они никогда не возвращаются к своей яйцеобразной форме.
Дон Хуан сказал, что вмятина действует на первое внимание, смещая свет сознания. Вмятина давит на эманации, сдвигая их внутрь светящейся оболочки, и видящие являются свидетелями того, как под действием силы этого давления первое внимание смещает свои предпочтения. Такая вмятина, сдвигая эманации орла внутрь кокона, позволяет свету сознания упасть на другие эманации из областей, которые обычно недоступны первому вниманию.
Я спросил его, виден ли свет сознания только на поверхности оболочки светящегося кокона. Он ответил мне не сразу, казалось, он погрузился в размышления. Минут через десять он ответил на мой вопрос. Он сказал, что обычно свет сознания виден на поверхности кокона всех чувствующих существ, однако после того, как человек разовьет внимание, свет сознания приобретает глубину. Другими словами, он передается с поверхности кокона к ряду эманаций внутри него.
- Древние видящие знали, что делают, когда манипулировали сознанием, - продолжал он. - они поняли, что, создавая вмятину на коконе человека, они могут вынудить свет сознания, поскольку он уже распространяется на эманации внутри кокона, перейти на соседние.
- Ты говоришь так, как будто это физическое тело, - сказал я. - как можно сделать вмятину на чем-то, что является просто свечением?
- Каким-то необъяснимым образом - делом свечения является создавать вмятину на другом свечении, - ответил он. - твой недостаток состоит в приклеенности к рассудочному перечислению. Рассудок не имеет дела с человеком в виде энергии. Рассудок имеет дело с инструментами, создающими энергию, но ему никогда не удается уловить то, что мы лучше инструментов: мы - организмы, создающие энергию. Мы - капли энергии, поэтому не так уж сложно понять, что капля энергии может создать вмятину на другой капле энергии.
Он сказал, что свет сознания, созданный вмятиной, правильнее было бы назвать временно повышенным вниманием, поскольку он выделяет эманации, которые настолько близки к обычным, что изменение минимально, однако сдвиг создает большую способность понимания и сосредоточения и, превыше всего - большую возможность забыть. Видящие точно знают, как воспользоваться этим качественным сдвигом. Они видят, что после удара нагваля неожиданно становятся яркими только те эманации, которые окружают эманации, используемые повседневно. Более отдаленные остаются несдвинутыми, а это значит, что в состоянии повышенного внимания человеческие существа могут работать так, как если бы они были в мире повседневной жизни. Потребность в нагвале, мужчине или женщине, становится для них важнейшей, поскольку это состояние длится только до тех пор, пока существует вмятина, а после этого весь опыт забывается немедленно.
- Почему он должен быть забыт? - спросил я.
- Потому что эманации, ответственные за большую ясность, перестают действовать, когда воин выходит из состояния повышенного сознания, - ответил он. - а без этого действия все, что пережито или свидетелем чего ты был, исчезает.
Дон Хуан сказал, что одно из заданий, созданных новыми видящими для своих учеников, состоит в том, чтобы заставить их вспомнить, то есть восстановить позднее действие тех эманаций, которые использовались в состоянии повышенного сознания.
Он напомнил, что Хенаро всегда рекомендовал мне писать кончиком пальца вместо карандаша, чтобы не накапливать заметок. Дон Хуан сказал, что в действительности Хенаро подразумевал, что, находясь в состоянии повышенного сознания, я должен использовать некоторые неиспользуемые эманации для хранения диалога и опыта и однажды все это вспомнить заново, выделив те эманации.
Далее он объяснил, что состояние повышенного сознания видно не только как свечение, происходящее глубже внутри яйцеобразной формы людей, но также как более интенсивное свечение на поверхности кокона. И все же это ничто по сравнению со свечением, возникающим при состоянии полного сознания, которое видится как вспышка сознания во всем светящемся яйце. Это взрыв света такой интенсивности, что границы оболочки исчезают и внутренние эманации выходят за границы вообразимого.
- Особые ли это случаи, дон Хуан?
- Конечно. Это бывает только с видящими. Никакой другой человек или живое существо не вспыхивает так, как они. Видящие, преднамеренно достигшие полного сознания - это зрелище для богов, это момент, когда они горят изнутри - внутренний огонь пожирает их, и тогда в полном сознании они сливаются с эманациями в великом и ускользают в вечность."
" Еще одной темой объяснений дона Хуана была необходимость энергетической однородности, и внутренней связи для адекватности восприятия. Он утверждал, что человечество воспринимает известный нам мир в том виде, в котором мы его воспринимаем, только благодаря тому, что все мы обладаем одинаковыми характеристиками энергетической однородности и внутренней связи для адекватности восприятия.
Мы автоматически обретаем соответствующие энергетические характеристики в процессе воспитания и относимся к ним как к чему-то само собой разумеющемуся.
И мы не отдаем себе отчета в их жизненно важном значении до тех пор, пока не сталкиваемся с возможностью восприятия миров, отличных от того, который нам известен. Но когда это происходит, мы со всей очевидностью осознаем, что для адекватности и полноты восприятия новой реальности нам требуются новые характеристики энергетической однородности и внутренней связи.
Я спросил, что такое однородность и внутренняя связь. Он ответил, что под однородностью понимается однородность формы - все человеческие существа на земле обладают формой шара или яйца. А тот факт, что человеческая форма сохраняет компоновку шара или яйца, говорит о наличии у человеческого энергетического поля определенной внутренней связи. Примером формирования нового типа энергетической однородности и внутренней связи может служить трансформация энергетической формы древних магов. Новые характеристики однородности обусловили их превращения в полосу: все они как один сделались полосами. А новые характеристики внутренней связи позволяют им сохранять новую форму, оставаясь полосами. Сочетание же новых характеристик однородности и внутренней связи на уровне энергетической полосы позволяют древним магам воспринимать новый непрерывный мир.
- Каким образом приобретаются соответствующие характеристики однородности и внутренней связи? - спросил я.
- Ключом является положение точки сборки, вернее, ее фиксация, - ответил дон Хуан.
В тот раз он не захотел вдаваться в детали. По этому я спросил, могут ли древние маги восстановить себя в форме яйца. Дон Хуан ответил, что был момент, когда они могли это сделать, но не захотели. А затем линейная внутренняя связь закрепилась и возвращение стало невозможным. Но дон Хуан полагал, окончательная кристаллизация линейной структуры внутренней связи и невозможность возвращения были обусловлены их выбором, продиктованным жадностью. Дело в том, что объем восприятия и возможности этих магов был в астрономическое число раз более обширным, чем объем восприятия любого обычного мага, не говоря уже об обычном человеке.
Дон Хуан объяснил, что для существа шарообразной формы сферой человеческого является весь объем в пределах границы шара, сквозь который проходят энергетические волокна. В нормальном состоянии мы воспринимаем не всю сферу человеческого, но, наверное, не более одной тысячной ее общего объема. С учетом этого факта очевидным становятся невероятный масштаб достижения древних магов, умудрившихся растянуть себя в полосу, захватывающую в тысячи раз больше волокон, чем шар, и при это научившихся воспринимать все проходящие сквозь них волокна.
По настоянию дона Хуана я изо всех сил старался понять новую для меня модель энергетической конфигурации. Он втолковывал мне ее снова и снова, и наконец я кое-как справился с идеей энергетических волокон, существующих внутри и вне светящегося шара. Но как только я начинал представлять себе множество светящихся шаров, модель мгновенно разваливалась в моем уме. Я рассуждал так: те волокна, которые являются внешними для одного светящегося шара, частично окажутся для другого шара, смежного с первым. Получилось, что при достаточно большом количестве шаров внешних волокон вообще не может быть, ибо все они окажутся внутри соприкасающихся других шаров.
- Понимание всего этого не является упражнением для разума, - сказал дон Хуан, внимательно выслушав мои доводы. - Вряд ли я смогу объяснить, что именно имеют в виду маги, говоря о волокнах внутри и вне человеческой формы. Когда видящий видит человеческую форму, он видит один-единственный шар энергии. Твое представление относительно множества шаров продиктовано привычкой воспринимать людей как толпу. Но в энергетической вселенной толп не существует. Там есть только отдельные индивидуумы, одинокие, окруженные безграничностью. Ты должен увидеть все это сам.
Я возразил, что с его стороны ни к чему говорить мне о самостоятельном видении, поскольку он знает, что я на это не способен. В ответ он предложил мне одолжить у него немного энергии и воспользоваться ею для того, чтобы увидеть.
- Как я могу сделать это - одолжить у тебя энергию?
- Очень просто. Я могу заставить тебя сдвинуть в новое положение, более подходящего для не посредственного восприятия энергии.
Это был первый на моей памяти случай, когда он намеренно заговорил о том, что все время делал: вводил меня в некоторое непостижимое состояние осознания, которое он называл вторым вниманием, и которое бросало вызов всем моим понятием о мире и о самом себе. Итак, чтобы заставить мою точку сборки сдвинуться в более подходящее для не посредственного восприятия энергии положения, дон Хуан хлопнул меня по спине между лопаток с такой силой, что у меня перехватило дыхание. Мне показалось, что я провалился в обморок, либо заснул. Вдруг я обнаружил, что смотрю или что мне снится, будто я смотрю на что-то в буквальном смысле неописуемое. Это нечто распространялась во все стороны бесконечно. Оно было образовано чем-то, что напоминало световые струны, но не было похоже ни на что, когда-либо мною виденное или даже воображаемое.
Когда я вновь обрел дыхание, а может быть - проснулся, дон Хуан, выжидательно посмотрев, спросил:
- Что ты видел?
Я совершенно искренне ответил:
- Твой удар заставил меня увидеть звезды.
Услышав это, дон Хуан согнулся пополам от хохота. Потом он отметил, что я просто еще не готов справиться с восприятием необычных вещей.
- Я заставил твою точку сборки сдвинуться, - продолжал дон Хуан, - и в течение мгновения ты созерцал в сновидении энергетические волокна вселенной. Но тебе конечно не хватает то ли дисциплины, то ли энергии на реорганизацию характеристик однородности, и внутренней связи. Древние маги были непревзойденными мастерами такой реорганизации. Именно за счет этого им удавалось увидеть все, что только вообще способен увидеть человек.
- Что значит "реорганизовать характеристики однородности и внутренней связи"?
- Это значит - войти в состояние второго внимания, удерживая точку сборки в новом положении и не давая ей сдвинуться в исходное.
Затем дон Хуан остановился на традиционном определении второго внимания. Он сказал, что вторым вниманием древние маги назвали результат фиксации точки сборки в новом положении. Они рассматривали второе внимание как полноценную сферу действия подобную обычному повседневному вниманию. Дон Хуан подчеркнул, что маги действительно обладают двумя полноценными сферами деятельности. Одна из них - небольшая - называется первым вниманием, осознанием мира повседневности, или фиксацией точки сборки в привычном положении. Вторая сфера деятельности гораздо больше первой. Это - второе внимание, осознания иных миров, или фиксация точки сборки в огромном множестве всех возможных положений.
Применяя то, что он называл магическим маневром, дон Хуан помогал мне переживать совершенно невероятные состояния. Маневр заключался в том, что он либо слегка похлопывал, либо сильно ударял меня на уровне лопаток. Как он объяснял, удары смещали мою точку сборки. Для меня такие смещения означали переход осознания в беспокоящее состояние ни с чем несравнимой ясности - состояние сверхсознания, продолжавшееся недолго, но позволявшее мне постигать все что угодно с минимальными усилиями и минимальной подготовкой. Восприятие мое в этом состоянии по большей части напоминало странные сны, необыкновенно интенсивные по сравнению с нормальным состоянием осознания.
Дон Хуан оправдывал неизбежность такого маневра тем, что основные понятия и базовые процедуры маг может изложить своему ученику только когда тот находится в нормальном состоянии сознания, но для того, чтобы ученик усвоил подробные абстрактные объяснения, маг вынужден переводить его в состояние второго внимания.
Обычно ученик совершенно не помнит объяснений, полученных им во втором внимании. Но они тем не менее накапливаются где-то в его памяти и там хранятся в неизменном виде. Маги научились использовать это кажущееся странным свойство памяти, превратив процесс восстановления сознательной памяти того, что происходило с ними во втором внимании, в одну из самых сложных и трудно выполнимых традиционных задач магии.
Это кажущееся странным свойство памяти, а также трудно выполнимость задачи вспоминания маги объясняют следующим образом. Каждый раз, когда человек входит во второе внимание, его точка сборки оказывается в новом положении, до этого ей незнакомым. Вспомнить - значит повторно сдвинуть точку сборки в то место, где она была во время пребывания человека во втором внимании. Дон Хуан заверил меня, что маги могут не только абсолютно полностью восстановить все содержимое памяти, но также оживить любое переживание, когда-либо испытанное ими во втором внимании. Для этого они наме