• Авторизация


Без заголовка 09-05-2012 16:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения La_belle_epoque Оригинальное сообщение

Галина Иванкина - Дамские причёски и шляпы Прекрасной Эпохи (продолжение)

Великий реформатор моды Поль Пуаре, создавая в 1900-е гг. свои «ампирные» и «восточные» наряды, не забывал о соответствующих новой моде шляпах. Пуаре предложил дамам яркие тюрбаны вместо «европейских», украшенных перьями шляп, эгреты и скромные ленты. Пышные причёски тоже не подходили для новых нарядов – волосы у женщин, одетых по моде Пуаре, гладкие, зачёсанные на уши.

Зимой носят капоры - головной уборы, завязывающиеся под подбородком. Как писал Игроь Северянин: «…был на вашей головке отороченный мехом незабудковый капор…»[1] По-прежнему актуальны меховые шляпы.

На велосипедную прогулку теперь надевают не канотье, а круглую велосипедную шапочку - без козырька или с козырьком. «Она употребительна, кроме велосипедной езды и для гуляний; кроме того, её носят дети...»[2] - пишет знаменитая портниха Юлия Ошин.

 В конце 1900-х гг. распространилась мода на маленькие шляпки «шантеклер» - они были похожи на куриную головку с изящным гребешком - из фазаньих перьев. Своё название шляпка получила по названию пьесы Эдмона Ростана – «Шантеклер».

В начале XX века в Америке (а потом и в Европе)  вошел в моду кэк - уок – (cakewalk)  - танец американских негров, в связи с чем и возникла мода на шляпы «кэк – уок». Так, их упоминает Саша Чёрный в стихотворении «На открытии выставки»: «Дамы в шляпках «кэк – уоках», холодок публичных глаз…»[3]

 

 

1910-е годы:

 

Ещё в конце 1900-х гг. шляпы значительно увеличились в размерах. Их величина вызывала не только восторги, но и насмешки - их называли «бельевыми корзинами». Более того – ширина и величина шляп элементарно мешала передвижению, как самой дамы, так и окружающих. Доходило до курьёзов. Так, например, де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, стремясь угодить куртизанке Отеро, подсчитал, какой высоты должна  быть машина, чтобы в ней удобно могла поместиться её шляпа.

Сестра Марины Цветаевой, Анастасия вспоминала свой поход в шляпный магазин: «…и там, подавая нам несусветный выбор шляп – подносами, корзинками, корзиночками с целым садом цветов и лент… Мы выбрали <…> широкополую светлую шляпу с минимумом цветочных веток…».[4]

Дамский силуэт начала 1910-х гг. – завышенная талия, узкие рукава, прямая юбка, немного расширяющаяся книзу за счёт небольшого трена – позволял сделать акцент на немыслимой, вызывающей шляпе.

Широкополая и высокая шляпа крепилась при помощи длинных шпилек и булавок. Ирина Сыромятникова отмечает, что «…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте»[5].

И без того массивные шляпы утяжеляют при помощи декоративных элементов – цветов, перьев, искусно уложенных прозрачных тканей и даже – чучел птиц.

Вместе с тем, остро модны тюрбаны с эгретами, введённые ещё в предыдущее десятилетие Полем Пуаре. Тюрбаны создавались из тафты, шёлка, атласа. Нельзя, однако, сказать, что «восточные» головные уборы были настолько распространены, как это иногда представляют авторы книг по истории костюма. Это была, что называется «мода не для всех», впрочем, как и сам стиль Поля Пуаре. «Однажды, собираясь в Ковент–Гарден, кузины по совету моему обмотали волосы, как чалмой, тюлевой лентой, закрепив её узлом на затылке. Тюль дивно оттенял лицо. Весь театр смотрел на них»[6] - вспоминал князь Феликс Юсупов.

Кроме того, в противовес моде на «бельевые корзины» становятся актуальны маленькие шляпки, без полей, с глубокой тульей. Такие шляпки назывались «ток» (toque). Шляпка – ток была гораздо более практичной и удобной по сравнению с широкополой шляпой, перегруженной перьями. Токи создавались из фетра, бархата и даже кожи – кожаные вещи входили в моду вместе с всеобщим увлечением авиацией и авиаторами... Ток мог быть украшен маленьким пером или – бантом. Существовали и зимние токи – из меха. «Журнал для хозяек» за 1913 год в статье, посвящённой хорошему вкусу, предлагает носить шляпку-ток вместе с утренним прогулочным туалетом, тогда как вечером, по мнению автора статьи, следует надевать «большую шляпу с блестящей гарнитурой»[7].

По-прежнему популярна вуаль. «Ты пришла в шоколадной шаплетке, подняла золотую вуаль», «…сжала руки под темной вуалью...»[8] - писали поэты. Однако дама под вуалью – это уже уходящая натура, женщина, немного отставшая от моды…

Вечерние головные уборы поражают фантазией. «На голове – венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикреплённым сзади пучком белых перьев «паради»[9], - таков был головной убор Матильды Кшесинской на одном из светских мероприятий. В моде разнообразные эгреты и эспри.

В середине 1910-х гг. получили распространение береты – их делали из фетра, бархата или вязали ручным способом.

В летней моде – по-прежнему соломенные шляпки-канотье.

Вместе с тем, причёски предвоенного времени – просты и безыскусны. Для их создания зачастую достаточно гребней: «Ее пепельные  тонкие волосы были  подняты над  ушами, завернуты в большой узел и сколоты гребнем»[10].

Вызывающе модны – короткие, слегка завитые волосы. Женщина, решившаяся на такой шаг, демонстрировала свою самостоятельность и нежелание подчиняться традициям, «удобным» только для мужчин. Всё больше женщин отдаёт своё предпочтение коротким, подвитым волосам. Например, Марина Цветаева с самых юных лет носила стрижку «паж» - длина до подбородка и густая чёлка.

Не выходит из моды и давно полюбившаяся дамам причёска «а-ля Клео де Мерод».

Многие модницы украшают свои слегка завитые волосы простой шелковой лентой и бантом, завязанным над ухом. Иногда такая лента украшалась маленьким эспри.

 Набирающий обороты кинематограф и причёски его первых ‘super-stars’ тоже влияли на моду. Так, популярными были «детские» локоны в стиле сестёр Гиш (Dorothy and Lillian Gish) и Мэри Пикфорд (Mary Pickford). В 1912 году Пикфорд снялась в мелодраме «Нью-Йоркская шляпка» (‘The New York hat’) о бедной девушке, мечтающей о широкополой, украшенной перьями и бантами шляпе, выставленной в недоступной витрине. Девушка получает шляпку, но становится объектом сплетен и пересудов…

Актриса Пирл Уайт (Pearl White) появлялась на экране в одежде, которую проще было бы назвать ‘unisex’. Снимаясь в динамичных приключенческих фильмах, она часто носила шляпы мужского покроя.

В подражание Франческе Бертини (Francesca Bertini), многие дамы носят простые, ничем не декорированные широкие шляпы.

Зачастую кино-героини бывали одеты в фантастические наряды и шляпы, не имеющие никакого отношения к действительности. Так, француженка Мюзидора (Musidora), воплощая «инфернальный» образ, носила на экране капюшон трико - он оставлял для обозрения только огромные подведённые глаза актрисы…

Причёска женщины - «вамп» Асты Нильсен (Asta Nielsen) всегда дополнялась чёлкой. О шляпах скандинавской примадонны можно было бы сказать словами Оскара Уайльда: «…имели такой вид, как будто они были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю».

Огромная шляпа со свисающими почти до пола страусовыми перьями, скромный ток, зачем-то украшенный чучелом расправившей крылья птицы, переливающийся тюрбан с громадными перьями, расположенными в форме раскрытого веера – вот, далеко не полный список тех шляпных безумств, которые «позволяла» себе Нильсен. А иногда голова её героини бывала скромно украшена тоненькой ленточкой. В фильме «Чёрная мечта» (‘Den sorte drøm’) Нильсен появляется с высокими причёсками, похожими на куафюры XVIII столетия…

С началом войны, широкополые шляпы выходят из моды, женщины отдают свои предпочтения маленькой и практичной шляпке-току. В это же время дамы освоили кепи. Символом военных лет стала косынка сестры милосердия.

 

 

Библиография.

 

Арцыбашев М. «Женщина, стоящая посреди». М., 2001. «Росмэн».

 

Арцыбашев М. «Санин».// «Наш третий клад». М., «Школа – пресс». 1996.

 

Бунин И. «Галя Ганская».// «Тёмные аллеи». СПб., «Азбука классика». 2007.

 

Васильев А. «Русская мода». «Слово / Slovo». М., 2004.

 

Гиппиус З. «Вне времени». Проза поэта. М., «Вагриус». 2000.

 

Кн. Юсупов Ф. «Мемуары». М., «Изд. Захаров». 2007

 

Кшесинская М. Воспоминания. М., «Астрель - АСТ». 2004.

 

О.Генри. «Дары волхвов». // «Трест, который лопнул». Рассказы. СПб. «Азбука классика». 2007.

 

Ошин Ю.Э. «Руководство кройки и шитья» М., 1911 Репринтное издание. М., «Лаватера». 2007.

 

Лондон Дж. «Мартин Идеен». Роман. Рассказы. Минск. «Мастацкая лiтаратура»

1985.

 

Пруст М. «Под сенью девушек в цвету». СПб., «Амфора». 2005.

 

Северянин И. Сборник стихотворений. М., «Эксмо – пресс». 2002.

 

Сыромятникова И. «История причёски». М., «Рипол Классик» 2002.

 

Цветаева А. Воспоминания. М. «Изограф». 2005.

 

Чехов А. «Анна на шее». Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 9. М., 1985.

 

Чёрный С. Избранное. Смоленск. «Русич». 2000.

 

Толстой А. «Хождение по мукам». Т. 1 М., 1972.

 

 

«Журнал для хозяек». №11. 1913.

 

«Парижские моды». Февр. 1899.

 

«Парижские моды». Март. 1898.

 

«Парижские моды». Апр. 1899.

 

«Парижские моды». Март. 1898.

 

«Парижские моды». Февр. 1898.

 

Репин Л. «Дуэль парикмахеров» //«Комсомольская правда». 09.02. 2004.

 

Гиляровский В. «Москва и москвичи». Электронный адрес текста: http://library.sunxuming.com/ruskij/prose/gilyar01.htm. По изданию: В.А. Гиляровский, Собрание в четырёх томах, т. 4, М., «Правда», 1989.



[1] Северянин И. «Кутеж». Сборник стихотворений. М., 2002.

[2] Ошин Ю.Э. «Руководство кройки и шитья» М., 1911 Репринтное издание. М., «Лаватера». 2007.

[3] Чёрный С. «На открытии выставки» Избранное. Смоленск. «Русич». 2000. С.49.

[4] Цветаева А. Воспоминания. М. «Изограф». 2005. С. 476.

[5] Сыромятникова И. «История причёски». М., 2002. С. 177.

[6] Кн. Юсупов Ф. «Мемуары». М., 2007 «Изд. Захаров». С. 136.

[7] «Журнал для хозяек». №11. 1913. С. 7.

[8] Строки из стихов И.Северянина и А.Ахматовой.

[9] Кшесинская М. «Воспоминания». М., Астрель – АСТ. 2004. С. 175.

[10] Толстой А. «Хождение по мукам». Т. 1 М., 1972.

 

__________________________

Автор: Галина Иванкина, [info]zina_korzina



Рекомендую
[показать]История моды в деталях. С XVIII века до наших дней | Н. Стивенсон | The Chronology of Fashion
[показать]Мода от А до Я. Иллюстрированный словарь | Алекс Ньюмен и Заки Шариф | Fashion A to Z: An Illustrated Dictionary
[показать]Костюм, мода, стиль. Иллюстрированная энциклопедия | И. В. Блохина
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Роберт_Экк - Дневник Роберт_Экк | Лента друзей Роберт_Экк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»