Это цитата сообщения
lj_marinni Оригинальное сообщениеИз истории масок. Европа и Венеция,16-18 век.
История и разновидности масок. Европа и Венеция,16-18 век.
;
[x500]Поскольку сейчас как раз начался карнавал в Венеции, интересно сравнить исторические картинки с теми масками, которые существуют сейчас.
[720x]Веер, 1740s
Надо отметить, что люди предпочитали прятать свои лица и без всякого карнавала. Желание измениться, стать неузнаваемым, спрятать свое лицо под "личиной" (от фр. masque лат. - mascus)- привело к тому, что в масках стали ходить в общественные места, на улицы, в гости, театры, на рынки.
[x500] 
[x500] Благодаря маскам, в праздники стирались все иерархические социальные различия.
Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях.
[900x]Giandomenico Tiepolo, Masks Carnival of Venice with Pantalone
Формально маски можно разделить на два вида. Одни маски пришли из театра комедии Дель Арте(commedia dell’arte)— комедия масок (уличный театр, возникший к середине 16 в). К маскам театра относятся — Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Панталоне и другие.
Для разбора этих персонажей нужен отдельный пост, и не один, поскольку картинок и фарфора очень много.
Второй вид масок: Баута, Вольто, Доктор Чума, Венецианская дама и другие- образовались в результате многовекового развития венецианского карнавала.
-------------Венеция-основные маски-----------
===============================================
[показать]Два вида масок- баутта и моретта
Di degno Cavalier tenera Moglie...
Print made by Charles Joseph Flipart
After Pietro Longhi
(Europe,Italy,Veneto,Venice
1737-1750
[показать]Три вида масок- баутта, моретта и полумаска Арлекина.
Nicolo Cavalli
After Francesco Maggiotto
1760-1800
Three half-length figures from a Venetian carnival
-------------------------
Прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания.
Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Чтобы социальные предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками.
[показать]Carnival Tiepolo.1750
Cлово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия.
Другие утверждают, что слово "карнавал" означает — "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой.
В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил праздничным последний день перед Великим Постом.
На вопрос- когда именно состоялся первый венецианский карнавал, также существует множество версий.
Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции, весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко.
[показать]Джованни Доменико Тьеполо "Менуэт" 1756
Здесь видны основные типы масок:
[показать]detalle
[показать]
[показать] ----------------Полумаски------------
===========================================
«HALF MASK», а по-французски «LE LOUP»
к ней крепилась кружевная оборка, бахрома. Делали их из бархата и тафты, закрепляли на голове или носили на ручке, как лорнет.
Они были распространены по всей Европе.
[показать]Caricature of bustles and street masks, Dutch, 1500s.
[показать]After Sebastiaan Vranckx
1600-1634
Gaulic Costumes
[показать]Winter
Print made by Wenceslaus Hollar
1643
Полумаска часто встречается у персонажей «La commedia dell'arte»
[показать]The Actors of the Commedia dell'Arte
Nicolas Lancret
[показать]Pierrot and Harlequin
Philippe Mercier
----------------Фарфор--------
[показать]Snuffbox
Chelsea (box, made)
Birmingham (mounts, possibly, made)
ca. 1760-1765 (made)
-----------------------------------
[600x]Satire: a couple at a masquerade, the young man, on the left, has taken his mask off in his ardour, while the woman has not. 6 May 1771
-----------------МORETTA---------------------
=============================================
Маска «МORETTA» (Моретта, смуглянка)или
«SERVETTA MUTA» (немая служанка)
[показать]Felice Boscaratti
[показать] Её еще называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное- молчаливыми
-----------Картинки-17 век----------
=======================================
Моретта, название которой, очевидно, происходит от итальянского Moro (черный, мавр), представляла собой овал из черного бархата или мягкой кожи с прорезями для глаз. Была очень популярна у европейских дам высшего сословия.
[700x]Dame de la Cour (dressed print)
French, Late 17th century
Nicholas Bonnart
[700x]Madame la Marquise D'Entraques
French, 1695
Henri Bonnart,
[700x]French, late 17th century
[700x] French, late 17th century
[700x]Damoiselle en Habit de Chambre
French, late 17th centuy
Robert Bonnart, French,
-----------------------
[показать]Portrait of a Woman in a Ball Gown
Pierre Gobert
17 век
-------------
[700x]Charles Beaubrun Mar
http://marinni.livejournal.com/791413.html