Дух места иначе называют ещё лат. genius loci, нем. Ortgeist. Довольно часто противопоставляют «духу времени». Его существование характеризуется относительной устойчивостью и постоянностью и, в то же время, эфемерностью. Считается, что процесс складывания духа места происходит гораздо медленнее, чем его разрушение. Понятие духа места тесно связано с менталитетом (как отдельного человека, так и определённой территориальной группы), для которых оно может включаться в понятия «чувство дома», «ощущение Родины». В общем случае оно складывается на основе двух категорий элементов: постоянных и временных, — и существующих между ними устойчивых связей, а также особых способов и циклически повторяющихся сценариев их взаимодействия и развития. В роли устойчивых, «местообразующих», элементов могут выступать естественные или искусственные ландшафты и формируемые ими панорамы, включая места исторических событий, исторические центры городов, места древних поселений и захоронений, объекты живой и неживой природы, отдельные значимые архитектурные сооружения и их ансамбли, локальные природные или культурные феномены. При наличии общепризнанной историко-культурной ценности за некоторыми из перечисленных объектов них может быть закреплён статус недвижимого объекта культурного наследия. Некоторым же по причине неопределённости границ (визуальные панорамы) или невозможности сохранения в первозданном виде (исторические центры городов) такой статус не присваивается. В таком случае вступают в силу иные средства регулирования их использования — например, градостроительные регламенты, ограничивающие высотные и габаритные параметры вновь возводимых зданий. В дополнение вводятся дополнительные процедуры обоснования размещения в таких «одухотворённых местах» объектов капитального строительства на основе методов архитектурно-исторического и визуально-ландшафтного анализа.
В наше время соответствие или несоответствие духу места является одним из наиболее острых вопросов, затрагиваемых при обсуждении архитектурных и градостроительных проектов, концепций и теорий, равно как в кругах художников и литераторов зачастую дискуруется вопрос о правильной его передаче.
Дух места — понятие очень древнее, появилось значительно раньше появления империи римлян, хоть и любят в связи с ним употреблять цитаты на латыни.
Духу Рима был посвящен щит с надписью «или мужу, или женщине» (поскольку имя и пол его скрывались по мало понятным для современного человека соображениям). Таким образом показывали свое к нему уважение и старались заслужить его благорасположение.
Когда говорят о духе места вспоминают:
|
Эти строки позже были процитированы Виктором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери», Иваном Буниным в рассказе «Чаша жизни» , Эдгаром По в повести «Остров Феи».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0