Имя этого художника знает пожалуй каждый и первое, что вспоминается, это его знаменитая картина "Грачи прилетели". А вот другие работы знакомы лишь тем, кто интересуется живописью, да специалистам. Современники называли Алексея Кондратьевича Саврасова основоположником символистского "пейзажа настроения" в русской живописи. И его полотна действительно таковы - красками, светом, тенью, подбором сюжета передается красота природы и настроение дня и времени года. Сегодня день памяти художника - 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1897 года Алексей Кондратьевич Саврасов умер в Москве, прожив трудную, но творчески плодотворную жизнь.
Саврасов А.К. Окрестности села Михайловского Псковской губернии 1880
А. К. Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке. Детские годы Алексея прошли в заповедных уголках Замоскворечья - семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы. К двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился рисованию и писал гуашью и акварелью пейзажи, которые у него покупали по дешевой цене торговцы с Никольской улицы и у Ильинских ворот. С 1844 по 1854 - учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Саврасов Алексей Кондратьевич 1860-е
Уже в 1848 году Саврасов не только "копировал с Айвазовского, написал два небольшие вида с Воробьевых гор", но и был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, "представивший лучшие эскизы". В 1850 году Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за "Вид Московского Кремля при лунном освещении" (1850, частное собрание, Москва) и "Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ).
Саврасов А.К. Морской берег в окрестностях Ораниенбаума 1854
Саврасов А.К. Вид в окрестностях Ораниенбаума 1854
Работы Саврасова, экспонировавшиеся в 1854 году на выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, привлекли внимание и "августейших" особ. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину "Степь с чумаками вечером" и предложила оправиться "для написания видов с натуры" в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. Исполненные там картины "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. Вид в окрестностях Ораниенбаума" двумя годами позже была куплена Павлом Третьяковым и, таким образом, стала одним из первых экспонатов его коллекции.
Саврасов А.К. Водопад 1868
Саврасов А.К. Грачи прилетели 1871
""Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к "Снегурочке" Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные «распутицы», «последние снега» и т. п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения! ... картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности..."
(из очерка А.Бенуа о Саврасове из книги "История русской живописи" 1901 год)
Саврасов А.К. Грачи прилетели 1872
В конце 1870 года Саврасов вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, "тихую и сосредоточенную" жизнь. Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери. В это время мастер создает этюды к ряду лучших своих работ ("Печерский монастырь под Нижним Новгородом"), в том числе к знаменитой картине "Грачи прилетели", ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. В конце 1871 года картина "Грачи прилетели" предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов.
Саврасов А.К. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду 1852
Саврасов А.К. Сухарева башня 1872
Саврасов А.К. Вид на Московский Кремль. Весна 1873
Саврасов А.К. Соборная площадь в Московском Кремле ночью 1878
Саврасов А.К. Новодевичий монастырь 1890
В числе его работ замечательные московские мотивы: "Сухарева башня", 1872; "Вид на Московский Кремль. Весна", 1873) и т.д. Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная педагогическая деятельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.
Саврасов А.К. Зима 1873
Саврасов А.К. Зимний пейзаж 1873
Саврасов А.К. Зимний пейзаж 1880
Саврасов А.К. Лес в инее 1890
Саврасов А.К. Весенний день 1873
Саврасов А.К. Весна 1883
Саврасов А.К. Распутица 1894
Саврасов А.К. Летний пейзаж с дубами 1855
К концу 1870-х годов пришли болезни, ухудшилось зрение, распалась семья. Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он был уволен из училища. Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: "Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант. Этот взгляд оправдался на нем самом. В борьбе за существование он прямо изнемог и, не имея со стороны семьи крепкой моральной поддержки, стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью".
Саврасов А.К. Летний день. Куры на задворках 1874
Саврасов А.К. Пейзаж с радугой. 1881
Саврасов А.К. Рожь 1881
Саврасов А.К. Пейзаж с избушкой 1866
Саврасов А.К. Вечер. Перелет птиц 1874
Саврасов А.К. Вечерний пейзаж 1876
Саврасов А.К. Вечер 1877
Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения интеллигентнейшего, деликатнейшего живописца в почти безвольного алкоголика, отдающего написанные не всегда верной рукой пейзажи чуть ли не за штоф "горячительной". К началу 1890-х годов Саврасов сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов.
Саврасов А.К. Печерский монастырь под Нижним Новгородом 1871
Саврасов А.К. У ворот монастыря 1875
Саврасов А.К. Берег реки 1879
В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: "Достигнув преклонного возраста (А.К. Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям... Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности... Картины.., проданные за несколько сот рублей, были оплачены ему несколькими десятками рублей, что известно и самому художнику, и на что он даже и не жалуется, по-видимому, почти примирившись со своей тяжелой долей".
Алексей Кондратьевич Саврасов 1897 (последний фотопортрет художника, фотограф П.П.Павлов)
Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
Саврасов А.К.
После смерти художника его любимый ученик И. Левитан опубликовал в газете заметку на смерть А.К. Саврасова: "...Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".
Все картины кликабельны и увеличиваются до большого формата.
______
Для пользователей ЖЖ и прочих ресурсов ссылка на блог Leonsija на Лиру при копировании обязательна!!!(С)