[325x400]
ВЫСШИЕ ЗАКОНЫ ГЕНРИ ДЭВИДА ТОРО
Инспектор ливней и снежных бурь... Именно так называл себя замечательный американский мыслитель, писатель, натуралист Генри Дэвид Торо, желая, быть может, подчеркнуть этим, что высшее наслаждение человека состоит в том, чтобы наблюдать за гармоничными ритмами природы и пытаться найти соответствующие ритмы в отнюдь не гармоничной социальной жизни.
Это последнее обстоятельство заставляло романтика и транс-ценденталиста Торо трезво видеть в обществе все его несовершенства, столь контрастировавшие с красотой естественного пейзажа. Но не только муза отрицания воодушевляла его. По своему характеру и складу мышления Торо был оптимистом, всегда озабоченным поисками положительной альтернативы. И он ее отчасти находил в учении о гражданском неповиновении, которое представлялось ему чем-то вроде средства восстановления естественной и прекрасной природы человека, его возрождения и обновления. Впрочем, собственно говоря, учения о гражданском неповиновении у Торо не было (это приписали ему позднейшие эпигоны и последователи), а был романтический протест против свинцовых мерзостей жизни, получивший эстетически и философски совершенное воплощение в ряде эссе и дневниковых записей.
Устанавливая определенное соответствие между эстетически-природным и нравственно-общественным началами, Генри Торо не впадал в крайности символического мистицизма. Отнюдь. Просто он считал, что природа, приближенная к человеку, не может не включаться в процесс восстановления нравственных потенций личности. И процесс этот, в силу сопротивления инерционной массы социального зла, не может не проходить в форме пассивного противодействия.