// прошу прощения за рваность изложения. глава почти целиком писалась на ходу. поставляется почти "как есть".
Рамки. Формализм. Сонет & Блюз
Пожалуй, мой блог никому не нужен.
Что не так уж плохо.
1. Рамки, Формат, Формализм -- направление мысли.
Красота гармонична.
Красота не бывает чудовищной.
Красота не бывает чудовищной формы.
Жестко заданная форма направляет мысль в устроенное русло.
Математик.
Формализм.
Музыка: ритм, темп, гармония и так далее.
-- целый свод рамок, правил для придания мысли формы.
Стихи: размер, строфы и так далее.
Сонет = 14 строк.
Чем строже жанр, тем выразительнее и проще человеку мыслить.
Форма -- единственное средство творчества.
Чем жестче и удобнее форма, тем больше человек способен ее использовать для выражения нематериальной, несуществующей и ультрасубъективной мысли.
2. Красота гармонична. Форма всегда важна. Высшая степень творчества -- безразличие к форме. Блюзовый квадрат; Джаз; вот вам и качественные нормы мысли, что не затрудняют в выражении чего угодно, это похоже на сочинения в рамках заданной темы в школе или псевдонаучной публикации студента, когда человеку просто дают тему и форму. И ему остается лишь пересказать своими словами то, что он думает на заданную тему в рамках заданной формы, и чем жестче форма, тем меньше вариантов для того, чтобы выразить мысль.
Когда человек вырастает и начинает переполняться мыслями и чувствами, он хватается за первую попавшуюся форму и начинает творить. А может, и не первую попавшуюся, а ту, которой более всего владеет. И творит так, как ему вздумается, потому что хочется. Однако если бы он не владел никакими рамками, он бы наверняка просто захлебнулся от идей и счастья, если он только не кричащий оригинал.
Если бы люди не знали, что можно брать краски и рисовать, брать перо и писать, выходить на публику и говорить, садиться за фортепиано и бить посуду? Если бы не было всех этих правил, положений, наук, учений и методик. Чистое искусство не существует, оно остро и первоначально нуждается в форме, так зачем тогда отказывать первоначальной необходимости в красоте?
Значит, я не откажу форме в красоте. Более того, я не умею отказывать форме в красоте. Не умею, и все. Можете меня об стену головой и бить и внушать мне сколько угодно, что я невежественная скотина.
Хэллоу, Заболоцкий.
4. Конструктивная человеческая мысль существует в рамках некоей формализованной системы. Остальное -- демагогия. Однако зачастую создание самой системы является наиболее мучительным этапом мышления и требует большинства усилий. Воплощение же идей в рамках уже существующей формальной системы естественно и почти не вызывает затруднений.
3. Форма -- основа и ориентация мысли. И творчество заключается не в тупом переборе доступных последовательностей предлагаемых объектов, как то слов, нот, тонов и проч., равно как и не в машинном случайном переборе рифм в стихотворном размере, виртуозном фиглярстве инструментовки и извращенных неподражаемых вариаций избитых доступных комбинаций, а в использовании их как языка.
Даже если вы сами себе этот язык придумаете.
Нужно всего лишь придумать отображения множества сущностей, которыми ты мыслишь, в множество объектов, которыми ты оперируешь в творческой реализации.
И всё.
Примеры 1. Слова. Люди любят перегружать слова. Все, что угодно. Мой блог, например.
Примеры 2. Музыка. Вторая по близости мне форма. Люди любят стандартные клише. И избивают их до неприличия.
Однако клише стоит еще придумать, правда?
Использование языка и есть творчество.
-- Ассоциации.
// З. Ы. части идут в правильном порядке. А вы и не заметили.