На одном из музыкальных сайтов мне попалась обстоятельная статья В. Фейертага «И только самба!» («АудиоМагазин», №2, 1999). В ней все — история вопроса, имена и многое другое. Я ограничусь несколькими цитатами оттуда:
«В 1958 году французский режиссер [показать]Марсель Камю снял фильм «Черный Орфей». В том же году картина получила Гран-при в Канне, а год спустя Американская академия киноискусства присудила ей «Оскара». Фильм впервые показал миру неповторимую эротичную пластику латиноамериканских танцев, став гимном входящей в моду бразильской самбе.
Главная мелодия картины «The Day in the Life of the Fool» («День из жизни влюбленного»), написанная малоизвестным дотоле композитором [показать]Луи Бонфа и ставшая неотъемлемой частью мирового эстрадного репертуара, так ни разу и не прозвучала в фильме полностью. Эта грустная тема вызревает постепенно, поэтому главным оказалось не мелодическое достоинство музыкального фильма, а его ритмическая аура. Ритмы самбы — бесконечные, непрерывные, темпераментные, хитросплетенные, зажигательные — собственно и сформировали ритм всей картины.
Общеизвестно, что джаз — это слияние двух расовых культур. Говоря упрощенно, джаз — это африканские ритмы и европейские мелодико-гармонические построения. Но возник-то джаз только в Соединенных Штатах, хотя негров-рабов привозили и в Центральную, и в [показать]Южную Америку. Объяснение этому можно найти лишь в том, что англо-саксонская (в целом северо-европейская) музыкальная культура смягчила полиритмическую агрессию африканского фольклора, а испано-португальская музыка сама была большей частью построена на ритмах, а не на мелодических распевах. Таким образом, ритм, помноженный на ритм, дал ритм.
Но если говорить о типовом бразильском ритме и о типовом бразильском танце, то это прежде всего самба. И только самба!
Говорят, что слово это произошло от конголезского «семба» (на языке банту «сембу» — заклинание), что подобные ритмы звучали в Бразилии уже в XVII веке, что первые сведения о самбе-сембе появились в провинции Байа. Говорят, что ритмы самбы начали проникать в большие города после отмены рабства (1888 год)…
Восстановить генеалогическое древо самбы сегодня нелегко. В большинстве музыкальных энциклопедий и справочников написано следующее: «Самба — бразильский ритм, доминирующий в 40-е годы XX века в бразильской популярной музыке». В самой Бразилии первой официально зарегистрированной «карнавальной самбой» считается композиция Эрнесто Донги « [показать]Pelo Telefone», созданная в 1917 году.
[416x522]
Вряд ли можно рассказать, как звучит самба. Конечно, пока она господствовала в сельской местности, достаточно было одних барабанов, дополненных большим набором мелких ударных, объединяемых термином «перкуссия». В городах понадобились мелодические инструменты, и тогда на первое место вышла испанская шестиструнная гитара (виолана). Иногда ее заменял кавакиньо — инструмент, внешне напоминающий мандолину. Все остальное — разных размеров барабаны и перкуссия, перкуссия, бесконечная перкуссия… А еще есть такой пикантный инструмент, как засушенная челюсть осла… И вряд ли кому-нибудь удастся описать словами безумную гетерофонию разновысотных ударов, скрипов, пощелкиваний, хлопков, скрежетов…
С удовольствием экспортируя ритмы и мелодии самбы, Бразилия приспосабливалась ко вкусам европейцев и североамериканцев, но для внутреннего потребления старалась сохранить ее самобытность. Именно с этой целью постоянно расширялась сеть школ самбы — своеобразных коммун, члены которых были всегда готовы потратить уйму времени на подготовку к карнавалам.
Самба вобрала в себя все самое существенное из музыкальных традиций и черных и белых иммигрантов американского континента, продемонстрировала необычайную приспособляемость, предлагая каждому пятилетию новые версии, и наполнила музыкальную хрестоматию XX века неувядающими мелодиями.
Более полувека самба шагает по свету, символизируя радость мироощущения, нескончаемый оптимизм с примесью здорового авантюризма. Помните фильм Клода Лелюша «Мужчина и женщина»? Воспоминания героини о муже, неутомимом каскадере и выдумщике, о безоблачном и бесконечном счастье сопровождаются выразительной и темпераментной самбой»
Bossa Nova
Многие американские музыканты стиля «кул» регулярно гастролировали с концертами по всему миру, включая и Южную Америку, там они близко познакомились с бразильской самбой. Благодаря этому возник уникальный синтез — ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле «кул» (т.е. «джаз-самба», «лед и пламя»), и эта музыка под названием «босса-нова» стала исключительно популярна в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу, так как в ней сочетались и неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия.
Эту музыку называют еще латино-джаз. Прервемся на время и послушаем композицию Антонио Карлоса Жобима «Sambalero» в исполнении тенор-саксофониста [показать]Стэна Гетца. Можно просто послушать, а можно и сохранить.
Быстрым распространением по всей Америке самба обязана бразильским композиторам и исполнителям (кстати, получившим вполне традиционное европейское музыкальное образование) — гитаристу Хозе Кариоке, вокалистам Франсиско Альвесу и Кармен Миранде, пианисту Айе Баррозо, оркестру « [показать]Bando Do Lua», талантливому композитору
[показать]Антонио Карлосу Жобиму.
Рибейро Коуто
Поэзия для Бразилии
Я знал одного человека. Он был удивительный выдумщик. Он говорил: — Поэзию нужно вырастить из солнца этой страны для этой страны солнца. Немощно то, что делаете ты и твои друзья. Поэзия тоски и недугов — она для слабых, а жизнь полнокровна. Посмотри, как прохожие заметались под хлынувшим ливнем, как вдруг потемнела площадь. Мне жалко поэзию — бледную, анемичную, боящуюся сквозняков и яркого света. Мне хочется больше солнца
для своей малокровной поэзии. Ведь Бразилия — это избыток солнца, ведь Бразилия — это избыток силы. Нужно создать, нужно вырастить поэзию из солнца Бразилии… Я слушал его иронически и, как мне казалось, невозмутимо. Дождь начинал стихать, а тени — сгущаться. Одни в темнеющей комнате Мы какое-то время молча смотрели в окно, на площадь, блестящую от воды. Вот молодая женщина торопливо прошла под зонтом, и стук ее каблуков слился с шуршаньем дождя.