iDance: Расскажите немного о себе и вашей профессиональной подготовке.
Маркос: Я танцевал с детства. В восемь лет принял участие в детском конкурсе Para que tu lo bailes и занял второе место. Готовила меня к этому конкурсу мама, которая сама прекрасно танцует. Поэтому я называю ее своим первым преподавателем. В средней и старшей школе танцевал в школьных ансамблях, выступал в различных соревнованиях по популярным танцам среди школ, муниципалитетов и т.п. В 1997 году поступил в Национальную школу музыкальных представлений (Escuela Nacional de Espectaculos Musicales) в Гаване (Куба), на специальность «Танцор музыкальных представлений». Я работал в труппе Comedia Musical Парижской комической оперы (Opéra-Comique), выступал в качестве танцора в «Театро Америка / Teatro América», участвовал в Фестивале латиноамериканской культуры ( [показать]Festival de cultura latinoamericana) в Италии в 2005 г. После этого я работал с компанией Havana Dance Stars, где выступал в одном из составов знаменитого мюзикла Havana Nights – постановки, чей базируется на наиболее ярких моментах истории Кубы и кубинской культуры. Потом я попал в Артистическое агентство
[показать]Clave Cubana и оттуда – в спектакль
[показать]Fiesta del Caribe. Последним моим местом работы на Кубе было кабаре Havana Café del Hotel Melia Cohiba (в отеле Cohiba). Вот уже несколько лет я живу в Новосибирске, куда приехал работать по контракту. И уже год у меня своя школа танцев. Сбылась моя профессиональная мечта – я преподаю в своей школе.
Евгения: Я тоже сколько себя помню, танцую. В детстве и юношестве занималась в танцевальных фольклорных ансамблях г. Новосибирска. Позже я поступила и закончила факультет «Международные отношения» в Новосибирском Государственном Университете Экономики и Управления. Мое образование, как мне кажется, помогло сформировать открытое восприятие мира, других культур и стран, языков. И я этому очень рада и благодарна.
Как образовался ваш союз и возникла школа танцев?
Евгения: Все началось в 2007 году, когда Маркос приехал по контракту работать в новосибирский клуб «Гавана Клаб», а я начала заниматься сальсой. Я как-то пришла посмотреть новую шоу-программу и увидела как танцует Маркос. Меня очень впечатлила труппа! Они исполнили огромный спектр номеров: от сальсы, ча-ча-ча, румбы до постановок в стиле а ля балет. После выступления мне захотелось пригласить Маркоса потанцевать со мной сальсу. И он с радостью согласился. Вот так и состоялось наше знакомство, переросшее затем в большое чувство…
Маркос: Решение открыть свою школу мы приняли примерно в августе 2008 г. Мы назвали школу – Salsa Cubana Novosibirsk. Название выбрано неслучайно, ведь мы хотим научить людей танцевать именно так, как это делают на Кубе: смешивая стили, импровизируя. Именно это и привлекает к нам людей. Еще нам очень хотелось, чтобы люди глубже узнали кубинскую культуру, стали в ней лучше разбираться, больше работали над своей пластикой и тем самым обогащали свой танец и стиль. Сейчас мы работаем в этом направлении, и понемногу «заражаем» этим и другие города.
Трудно ли было приучить сибиряков к кубинским народным и популярным танцам?
Евгения: Сальса-движение в Новосибирске существует практически пять лет. В 2004 году появился первый преподаватель сальсы – Александр Овдин, который учился этому направлению в Москве. Это послужило первым толчком для зарождения интереса к кубинским популярным танцам. А затем в нашем городе открылся замечательный клуб Havana Club, где начали устраивать вечеринки и шоу от профессиональных кубинских музыкантов и танцоров. С этого момента в Сибири стали «оседать» кубинские артисты. В 2007 году возникла вторая в городе сальса-школа, на этот раз ее руководитель был уже кубинец. Затем открылась еще одна студия, также под руководством кубинского танцора и преподавателя. Начали возникать сальса-школы с русскими преподавателями. То есть к моменту открытия Salsa Cubana Novosibirsk, жители Новосибирска уже знали, что такое сальса, реггетон, румба и кубинская атмосфера. Мы открылись 5 сентября 2008 года. И сразу заявили себя как школа, пропагандирующая именно кубинскую культуру и танцы. Наш учебный курс включает в себя такие направления, как: Salsa Casino, Chachacha, Son, Mambo, Rumba, Conga. Кроме того, мы уделяем внимание таким популярным латиноамериканским танцам как Bachata и Merengue. Для развития кругозора наших учеников проводим тематические семинары, например, по таким малоизвестным в России направлениям как Pilòn, Mosambique, Bolero. После поездки в Москву в январе 2009 года и проведения в столице семинаров от Маркоса по афро-кубанскому фольклору и румбе мы вдохновились и решились преподавать афро в Новосибирске. Признаюсь честно, это был рискованный эксперимент, потому что об этом направлении знали единицы. Но мы справились. Сейчас у афро есть свои поклонники, причем очень преданные, ведь узнав чуть-чуть культуру Yorub, заражаешься ей навсегда.
В чем ваша особенность преподавания?
Евгения: Мой муж обожает смешивать различные стили, это его танцевальное кредо, да и в общем-то, эта черта и делает сальсу сальсой. На своих занятиях Маркос прививает ученикам привычку переходить в танце с сальсы на ча-ча-ча, с сона на румбу и т.д. Поначалу даже мозг закипает от этих перестроений, но постепенно впитываешь информацию и начинаешь использовать в своем танце. Нашей школе вот-вот исполняется год, и я считаю, что уже за это время мы успели многое. Самым сложным было донести до людей идею о том, что сальса – это не просто раз-два-три и бесконечные фигуры, а совокупность музыки, ее характера, движений, навеянных мелодией, ритмом и внутренним посылом партнеров. Это бесконечное количество вариаций и непрерывная импровизация, в основе которой лежит смешение стилей.
Существует мнение, что у кубинских преподавателей своя особая методика, которая иногда не усваивается русской аудиторией. Так ли это, по-вашему, и насколько кубинская методика отличается, скажем, от русской?
Маркос: Мое мнение – все преподаватели разные. Есть некоторые русские и европейцы, преподающие Social Dances, собирая лучшее отовсюду. Они пропускают через себя информацию, отфильтровывают лучшее и передают это людям. Но таких немного. Безусловно, главным преимуществом местных (т.е. российских) преподавателей является то, что они владеют языком и лучше знают психологию своих соотечественников. Им виднее, что пойдет, а обо что народ будет спотыкаться. Но все же это не препятствие для преподавателей из Кубы и [показать]Латинской Америки. Главное – стремление к друг другу ученика и учителя, а все остальное приложится.
Евгения: Сильной стороной в кубинской методике, например у Маркоса, является стремление преподавателя, раскрыть ученика для него самого. Чтобы тот познал самого себя, свое тело. Чтобы занятие танцами начиналось не с бездумного зазубривания бесконечных фигур, а с понимания пластики танца, его гармонии и своей собственной пластики и «фактуры».
Маркос, на твой взгляд, отличается ли восприятие музыки и танца у кубинцев и русских?
Маркос: Музыку сальсы русские люди воспринимают довольно хорошо. Но вот с остальными ритмами – ча-ча-ча, соном, румбой – иногда возникают проблемы. Кубинцы очень музыкальны, чаще всего под музыку мы двигаемся инстинктивно, мы просто ее чувствуем. Русские ребята чаще всего используют какие-то заученные комбинации, импровизировать им иногда сложно. Например, если на сальсатеке ди-джей поставит какую-нибудь балладу, народ начинает несколько бездумно танцевать медленную сальсу, а не просто наслаждаться медленной мелодичной музыкой. Если говорить о мужчинах, что танцуют латиноамериканские танцы, то, на мой взгляд, кубинцы более общительные и раскованные (в хорошем смысле этого слова), чем русские мужчины. На танец это влияет напрямую: вы посмотрите, сколько среди русских танцующих девушек и женщин танцуют, и сколько среди них мужчин. Немного. На Кубе танцуют все: и старые, и молодые, и женщины, и мужчины, независимо от фигуры, роста, возраста, цвета кожи, способностей. Это идет изнутри.
Каким танцором нужно быть, чтобы танцевать как на Кубе?
Маркос: Для этого нужно обладать хорошей пластикой и чувством ритма. Кроме того, иметь харизму, и получать удовольствие от танца, потому что кубинцы очень эмоциональны, эксцентричны, артистичны в танце. И именно эти качества притягивают к ним внимание зрителя.
Существует ли, по-вашему, мода на танцы? Что сейчас модно на Кубе и в Новосибирске?
Маркос: Конечно, мода есть! Когда-то у нас на Острове было популярно болеро, которое народ сейчас позабыл. Сейчас на Кубе слушают и зажигают под сальсатон, регетон, но и не забывают про румбу и сальса-румбу.
Евгения: В Новосибирске мы сейчас наблюдаем моду на реггетон – раскованный и бесшабашный. Сальсатон тоже нравится ребятам потому что в нем сильный, ярко выраженный ритм, что весьма удобно для танца, а также заводящая, энергичная мелодия. Иногда на сальсатеках можно услышать сальса-румбу – пока не все понимают, что там в этой музыке, но многих она начинает привлекать своей завораживающей, магической силой.
А какую музыку любите слушать вы? И какие танцы для вас предпочтительней?
Маркос: Я поклонник кубинской группы Charanga Habanera и американского бэнда Boys II Man, исполняющего баллады на английском и испанском языках. Это моя музыка. А так, конечно же, каждому настроению своя музыка: могу и Mariah Carey послушать, и кубинский рэп, и фольклорную музыку, например в стиле «Синтесис».Из танцев предпочитаю, конечно же, кубинские стили – Salsa, Son, Chachacha, Rumba. А афро-кубинский фольклор – это отдельная тема, его я ни с чем не сравниваю. Любовь всей жизни.
Евгения: Для меня всегда любимым является [показать]Марк Энтони. Я очень консервативна в музыкальных пристрастиях, так что любовь к творчеству этого исполнителя для меня навсегда. Танцевать люблю сальсу. Но порой она приедается и на выручку приходят сон и ча-ча-ча, они такие элегантные! От румбы и афро у меня просто захватывает дух, сейчас изучение этих стилей для меня приоритетно.
Вопрос к Маркосу: в настоящее время в среде российских сальсерос появилась мода на этнические направления, прежде всего танцы Йоруба (танцы Ориш). Как ты вообще относишься к белым, пытающимся танцевать и преподавать «черные» танцы?
Маркос: Против белых я ничего не имею против, потому что на Кубе из практикующих сантерию 50% – белокожие. Кроме того, мне кажется прекрасным, что люди стараются познать культуру Кубы, ее истоки, потому что это, прежде всего, обогащает танец и самого человека. Люди, не принадлежащие к религии и преподающие фольклор, меня абсолютно не раздражают, а наоборот: если они это делают хорошо и с удовольствием, меня это только радует, потому что благодаря этому распространяется и живет богатая культура моей страны.
Есть ли у вас свой танцевальный коллектив? Кто входит в его состав и по каким качествам отбираются участники?
Маркос: Да, в Новосибирске у нас есть своя группа танцоров. Мы выступаем в клубах города, в основном в рамках различных, но латиноамериканских шоу-программах. В нашем коллективе трое кубинских профессиональных танцоров – двое парней и девушка - все выпускники Школы музыкальных представлений. Иногда к нам присоединяются русские танцовщицы. Для русских танцоров наши основные критерии – способность передать настроение танца. Плюс необходимы пластика, техничность и скорость, потому что наши номера отличаются высоким темпом, и к тому же, наш стиль все-таки сильно отличается от тех, кто профессионально танцует те же латиноамериканские бальные танцы. Я очень ценю в людях стремление к развитию и самосовершенствованию. Мы открыты для того, чтобы делиться своими знаниями и наработками, но для того, чтобы это все «впитать» нужно запастись терпением и трудолюбием.
У вас есть кумиры в музыке, танцах, спорте?
Маркос: Мой кумир – это певец Оскар де Леон. Несмотря на то, что он родом из Венесуэлы, он поет в кубинской традиции, придерживаясь мнения, что сальса и сон – вышли из Кубы. Среди танцоров я бы назвал [показать]Карлоса Джуниора Акоста и
[показать]Александра Барона. Карлос Джуниор Акоста – солист Вallet Nacional de Cuba, сейчас первый солист балета в Англии. Александр Барона – первый танцор компаний Conjunto Folklorico Nacional de Cuba и Danza contemporanea de Cuba, основатель компании Danza Abierta. Среди спортсменов у меня вызывает восхищение Филиберто Аскуи, двукратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе. Я сам занимался тоже этим видом спорта и его пример вдохновил меня.
Помимо регулярных занятий, какие мероприятия вы проводите для своих учеников?
Евгения: Кроме занятий мы ходим с ребятами на вечеринки, выезжаем на танцевальные фестивали, сальса-лагеря, посещаем разнообразные мероприятия в других школах. Сейчас мы всецело заняты подготовкой к празднованию первого Дня Рождения нашей школы. Мы очень надеемся, что это станет доброй и многолетней традицией. На наш День рожденья мы планируем собрать наших друзей-преподавателей из других городов на мастер-классы, встретить у себя ребят из других городов и Новосибирска, с шумом и весело провести нашу праздничную вечеринку.
Маркос: Программа праздника включает в себя вечеринку и два дня мастер-классов (всего их будет шестнадцать) от приглашенных преподавателей и от меня. Наши гости это наши друзья: Андрей Корзун и Дарья Реут (Сальса-клуб Arriba!, Красноярск), Александр Овдин (Студия танцев DLS, Новосибирск), Луис Лопес (Школа танцев «Карибские ритмы»/ [показать]Ritmo del Caribe, Новосибирск). Мы предлагаем участникам нашего праздника широкий спектр мастер-классов: сальса касино и ЛА, меренге и бачата, реггетон, сон и ча-ча-ча, и, конечно же, наши коронные стили – румба и афро-кубинский фольклор. Также планируем провести занятие по перкуссии, так как наши ребята интересуются ритмикой и игрой на барабанах. Праздничная вечеринка пройдет 19 сентября, на ней выступит выступление наш друг, кубинский певец Секу Плама. Также будут анимации и сюрпризы от организаторов и гостей и преподавателей. Музыкальное сопровождение праздника взял на себя замечательный DJ Евгений Баранов (Красноярск). Мы будем рады всех видеть на нашем празднике, мы очень хотим поделиться нашей радостью с окружающими!
Каковы ваши планы на ближайший год?
Маркос: Планов, конечно же, много. Если говорить о нашей танцевальной группе, то хотим создать новые шоу-номера, работать в более широком составе, например вместе с музыкантами, барабанщиками, гитиристами, скрипачами города, поскольку талантливых музыкантов здесь много. Хотим делать шоу с живой музыкой в стиле латино – будь то сальса, самба или ча-ча-ча.
Евгения: Хотим давать больше фольклора, больше работать над пластикой, для развития музыкальности хотим давать что-то наподобие ритмики. Есть огромное желание ездить вместе с ребятами по другим городам, чтобы он набирались танцевального опыта. Мечтаем с группой активистов махнуть на Кубу…
Вы думали о повторной поездке в Москву, Санкт-Петербург и с какой программой?
Маркос: В Москву и Петербург поедем всегда с удовольствием. В этих городах знают и ценят афро и румбу, что лично для меня большое счастье. Мне интересно давать именно эти танцевальные стили, потому что это, с одной стороны, нравятся мне самому, с другой стороны, я вижу отклик в глазах людей. Мы друг друга понимаем без слов и перевода. А это самое главное в танце.
Источник: iDance, автор: Caperucita Roja
Фото: предоставлены школой Salsa Cubana Novosibirsk и www.nightout.ru