• Авторизация


ЗАГАДКИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА 13-02-2012 00:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЗАГАДКИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

Фантазия поэта иногда рисует красивую картину его будущих похорон. Случилось такое и с Игорем Северяниным. В молодости он романтично мечтал:
Меня положат в гроб фарфоровый
На ткань снежинок яблоновых,
И похоронят (...как Суворова...)
Меня, новейшего из новых.
Не повезут поэта лошади -
Век даст мотор для катафалка.
На гроб букеты вы положите:
Мимоза, лилия, фиалка.
Под искры музыки оркестровой,
Под вздох изнеженной малины -
Она, кого я так приветствовал,
Протрелит полонез Филины.
Всем будет весело и солнечно,
Осветит лица милосердье...
И светозарно, ореолочно
Согреет всех мое бессмертье!

Спустя 15 лет он добавил красок к этой картине:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Судьба жестоко подшутила над Королем поэтов. Какие розы?! Какие букеты?! Игорь Васильевич умер 20 декабря 1941 года в оккупированном фашистами Таллинне, и телегу с гробом на кладбище волокла малахольная кляча. Его должны были похоронить в фамильной ограде Запольских, но семья не разрешила – со своей последней Музой - Валерией Борисовной Запольской поэт жил в гражданском браке. Провожали Игоря Васильевича всего пять человек. «Свежие розы» появились спустя много лет двумя знаменитыми строками на памятнике…
Северянин оставил нам немало загадок, и главная из них – почему он писал такие стихи, за которые критики-современники награждали его ярлыками «пошляка», «парфюмерщика», «писаки на потребу»?
Согласиться с обвинением в полном отсутствии у Игоря Васильевича вкуса не никак могу – не может быть таким талантливый поэт.
Его эпоха – Серебряный век – был временем карнавальным, богема словно ходила в масках, все превращалось в игру и мистификации. Может быть причина в этом?
Северянин был человеком ироничным. А что, если своими стихами он просто высмеивал пошлый, мещанский дух многих салонов того времени? – этакий зашифрованный Саша Черный…
Есть еще и третья версия: может быть Игорь Васильевич кроме волшебного поэтического дара обладал и талантом предвидения – задолго до современного учения о маркетинге, брендах и их продвижении на рынке уже знал как добиться успеха?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
А_Гусев 13-02-2012-15:38 удалить
Если сопоставить толпы, тьмы и тьмы обожателей Северянина с критиками, для которых он был "парфюмерщиком", сравнение окажется явно не в пользу критиков.
Вот так же в своё время охаивал Белинский хорошего поэта Бенедиктова...
Северянин, конечно же, ярчайший персонаж поэзии Серебряного века, и никаким критикам с ним не справиться.
Мы любим его так же, как любим Вертинского.
Хотя и к нему легко прицепить "антисеверянинские" эпитеты.
GluCherry 13-02-2012-17:56 удалить
Вообще в разговоре о смерти трудно взять правильный тон. У каждого из нас, пожалуй, страх смерти - один из самых больших, если даже не самый большой из наших жизненных страхов. И, видимо, оттого обычно две крайности – или люди избегают таких разговоров, или же впадают в ёрничество, в шутливый тон. Кстати, и приведенное выше стихотворение Северянина – скорее весёлое балагурство, нежели пророчество. Так, наверное, и следует к нему относиться. По крайней мере, здесь у меня язык не повернется обличать его в пошлости…

Эпатаж – да, пожалуй… Самовлюбленность, может быть… Cамолюбование...

Исходное сообщение Борис Подберезин
Северянин оставил нам немало загадок, и главная из них – почему он писал такие стихи, за которые критики-современники награждали его ярлыками «пошляка», «парфюмерщика», «писаки на потребу»?

Отгадка может быть самая простая. Ответ кроется в приставке к слову «критики» - «современники»!! В общем-то, обычное дело. Тут и настороженность – а кто это тут пришел в наш устоявшийся мир?… тут и проверка на прочность – как, поэт, крепко стоишь и держишь удар?... тут случается, увы, и банальная зависть…
И еще такое обстоятельство… В 20-е годы Северянин держался вне политики (называл себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он писал памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты – оттуда тоже тянутся нити этих обидных ярлыков…

Но! Современники ругают, а потомки – восхищаются! Мы же восхищаемся!!!
Кстати, восхищались и современники, даже со ссылкой на ту же пресловутую пошлость. Георгий Иванов, например: "Хоть Северянин и пошляк, но сложно им не восхищаться".

Что такое пошлость? По-моему, пошлость - это когда неба нет ни над головой, ни в душе... Что делать, чтобы не утонуть в пошлости жизни? Может быть, будет достаточно маленького искреннего необычного поступка, чего-то из ряда вон выходящего? Например, встать пораньше, чтобы увидеть рассвет и встретить солнце, собрать букет из осенних листьев, побегать босиком по траве, слепить снежную бабу, бросить все и прочитать книгу, которую уже давно собирался...

Так именно это и показывает Северянин – смотри его стихотворение «На земле в красоте». Вроде бы ничего особенного… о дачке в деревне… о цветущей сирени… о хлебе в суме… Но так проникновенно написано, что для нас – урбанизированных и насквозь прострелянных волнами технического прогресса – это стихотворение как глоток свежего воздуха. После него, словно опамятовавшись, начинаешь озираться по сторонам в поисках такого мира, этой самой простой красоты… и начинаешь её замечать!

После стихов Северянина не думается ни о пошлости, ни о его самовлюбленности, ни о… Ни о чем подобном думать не хочется! Хочется повторить его же строчки – как самое верное пророчество поэта о самом себе:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

И что тут добавить! Подпишусь под каждым словом.

…За упоминание о Саше Черном – отдельное спасиБо… Он тоже мною любим. Вот умел и он сказать спокойно и весело - о важном. Даже о смерти - в детском стихотворении. Помнишь – «Арапкина молитва»? ("И еще, если можно, пусти меня в рай вместе с Антошей - хоть в какой-нибудь старый сарай - Ты ведь хороший… "). Кстати, вот здесь написалось у меня как-то об этом… http://www.liveinternet.ru/users/glucherry/post82374347/

Игорь Северянин… Саша Черный… Серебряный век… Нахлынуло сегодня что-то… *хорошо, что нынче болею, никуда не бегу, можно вволю «оттянуться»!* И за это – тоже СпасиБо!

Пиши почаще. Пожалуйста!
Ответ на комментарий GluCherry # Спасибо за интересный и умный комментарий! Я люблю стихи Северянина и высоко ценю его талант. Мнение Г. Иванова ("Хоть Северянин и пошляк, но сложно им не восхищаться") не разделяю. Пошляк - тот, кто пишет пошлости, не отдавая себе в этом отчета, принимает пошлость за высокое искусство. На мой взгляд пошлостей в стихах Северянина безмерно, но он впускает их в свои строки осознанно. Поэтому - не пошляк. Больше всего меня и занимает: ПОЧЕМУ он так делал?
GluCherry 17-02-2012-14:46 удалить
Исходное сообщение Борис_Подберезин
Больше всего меня и занимает: ПОЧЕМУ он так делал?

Ответ на этот вопрос - по-моему, весьма убедительный - можно найти у В.Ходасевича в статье "Игорь Северянин и футуризм" (1914г.).
Владислав Фелицианович Ходасевич - русский поэт и критик. Чаще всего к Ходасевичу применяли эпитет «желчный». «Я считаюсь злым критиком, - говорил Ходасевич. - А вот недавно произвёл я „подсчёт совести“, как перед исповедью… Да, многих бранил. Но из тех, кого бранил, ни из одного ничего не вышло».

В своей статье В.Ходасевич отнюдь не бранит Северянина. Да, он показывает корни «пошловатых "изысков" современности» в его поэзии. Но он словно пытается объяснить и оправдать Северянина. Однозначно – поддерживает его.
Вот, у В. Ходасевича как раз об этом *прошу прощения за длинную цитату*:

"…И было бы несправедливо к Игорю Северянину, ибо означало бы непонимание его поэзии, не признать, что многое в ней от дурной современности, в которой культура олицетворена в машине, добродетель заменена филистерским приличием, а простота — фешенебельностью. Пошловатая элегантность врывается в его поэзию, как шум улицы в раскрытое окно.(выделено мною)
Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин! —
восклицает поэт в то время, как "тоскующая, нарумяненная Нелли" предается в своем будуаре такой мечте:
О, когда бы на "Блерио" поместилась кушетка!

А сам поэт советует другой, должно быть, точно такой же даме:
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом.
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым.
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым...
Автомобили, ландолеты, лимузины, ликеры, кокотки, цилиндры, куртизанки, шоферы и грумы,— в напеве чуть-чуть опереточном несется перед нами "фешенебельный", "элегантный" и "деликатный" хоровод современности. И уже нам самим начинает нравиться эта легкая и, как кузов автомобиля, лакированная жизнь. Что в самом деле? Шелестят колеса автомобиля, прыгает гравий, плывут сосны, плывет небо, уже все плывет перед нашими глазами, и мы уже не очень разбираемся, где мы и что мы, где верх, где низ, мы "теряем все свои концы и начала":
О, бездна тайны! О, тайна бездны!
Забвенье глуби... Гамак волны...
Как мы подземны! Как мы надзвездны!
Как мы бездонны! Как мы полны!
На самом-то деле мы не очень надзвездны, не бездонны, а просто нас укачал автомобиль и только кружится голова. И в эту самую минуту, когда фешенебельное становится прекрасным, а элегантное — высоким сам Игорь Северянин вдруг останавливает наш комфортабельный лимузин и с брезгливым лицом объявляет: "Гнила культура, как рокфор".
Мне нравятся стихи Игоря Северянина. И именно потому я открыто признаю недостатки его поэзии: поэту есть чем с избытком искупить их. Пусть порой не знает он чувства меры, пусть в его стихах встречаются ужаснейшие безвкусицы,— все это покрывается неизменной и своеобразной музыкальностью, меткой образностью речи и всем тем, что делает Северянина непохожим ни на одного из современных поэтов, кроме его подражателей.
Нужно только желать, чтобы как можно скорее перестали пленять его пошловатые "изыски" современности и чтобы он глубже всмотрелся в то, чем действительно ценны и многозначительны наши дни. Ведь аэропланы и автомобили — такие же внешние, несущественные признаки нашего века, как фижмы и парики — века XVIII. Ведь только для глуповатых денди да в глазах тех, кто делает картинки для конфектных коробок, XVIII век есть век париков и фижм. Для поэтов он — век революции.
И еще нужно желать, чтобы Игорь Северянин сознал, что никакая истинная культура, как нечто живое и живущее, гнилой быть не может. Гнилая культура - не культура вовсе.
Пусть же Игорь Северянин делает свое дело, я - свое, а еще кто-нибудь третий — свое. А вот когда мы умрем — пусть историки скажут, сделали мы что-нибудь или не сделали ничего. В этом — <…> наша любовь к поэзии. Ибо поэтом может быть только тот, кто любит поэзию больше, чем самого себя.»

Вот здесь можно посмотреть всю статью целиком - http://severyanin.narod.ru/Book/hodas-fut.htm. Кстати, рекомендую – это очень неплохой сайт, посвященный Игорю Северенину (там же есть кое-что еще и о других поэтах Серебряного века).
GluCherry 17-02-2012-15:35 удалить
Позволю себе еще одну пространную цитату – ибо эссе, откуда она взята, мало известно (опубликована в журнале Иностранная литература. 1991. №5. С. 90, в статье Олдос Хаксли «Гений и богиня»). По-моему, она тоже в какой-то мере уместна в контексте нашего разговора и желания понять и оправдать любимого поэта.
На сей раз - Гилберт Честертон.
«Теперь принято смеяться над конфетным искусством, то есть над искусством плоским и приторным. И действительно нетрудно, хотя и противно, вообразить коробку конфет, на которой розово-голубая девица в золотых буклях стоит на балконе под луной с розой в руке. Она может вместо розы судорожно сжимать письмо, или сверкать обручальным кольцом, или томно махать платочком вслед гондоле назло чувствительному зрителю. Я очень жалею этого зрителя, но не соглашаюсь с ним.
Что мы имеем в виду, когда называем такую картинку идиотской, пошлой или тошнотворной?.. Мы чувствуем, что это — не картина, а копия; точнее — копия с тысячной копии...
Но розы не копируют роз, лунный свет не копирует лунного света, и даже девушка — копирует девушку только внешне. Представьте, что это происходит в жизни; ничего тошнотворного тут нет. Девушка — молодая особа женского пола, впервые явившаяся в мир, а чувства ее впервые явились к ней.... Когда речь идет о жизни, оригинальность и приоритет не так уж важны. Но если жизнь для вас — скучный, приевшийся узор, роза покажется вам бумажной, лунный свет — театральным. Вы обрадуетесь любому новшеству и восхититесь тем, кто нарисует розу черной,.. а лунный свет — зеленым... Вы правы. Однако в жизни роза остается розой, месяц — месяцем, а девушки не перестанут радоваться им или хранить верность кольцу. Переворот в искусстве — одно, в нравственности — другое. Смешивать их нелепо. Из того, что вам опостылели луна и розы на коробках, не следует, что луна больше не вызывает приливов, а розам не полезен чернозем..
Короче говоря, то, что критики зовут романтизмом, вполне реально, более того — вполне рационально. Чем удачней человек пользуется разумом, тем ему яснее, что реальность не меняется от того, что ее иначе изобразили.
Повторяется же, приедается только изображение; чувства остаются чувствами, люди — людьми. Если в жизни, а не в книге, девушка ждет мужчину, чувства ее — весьма древние — только что явились в мир. Если она сорвала розу, у нее в руке — древнейший символ, но совсем свежий цветок. Мы видим всю непреходящую ценность девушки или розы, если голова у нас не забита модными изысканиями; если же забита — мы увидим, что они похожи на картинку с коробки, а не на полотно с последней выставки. Если мы думаем только о стихах, картинах и стилях, романтика для нас — надуманна и старомодна. Если мы думаем о людях, мы знаем, что они — романтичны. Розы прекрасны и таинственны, хотя всем нам надоели стихи о них. Тот, кто это понимает, живет в мире фактов. Тот, кто думает только о безвкусице аляповатых стишков или обоев, живет в мире мнимостей».

В какой-то мере вышеприведенная цитата тоже может быть ответом на Ваш вопрос. Нужно лишь заменить розу и конфеты - на регалии пошловатых "изысков" времени, в котором жил Северянин... Лакированные лимузины... будуары... ананасы в шампанском... и пр. Он жил и в ТАКОМ мире. Он его таким и отражал...
Но ведь он отражал и другое - по мере того, как менялись его жизненные обстоятельства...
Ответ на комментарий GluCherry # Спасибо за отклики, читать их очень интересно. Гумилевский сайт я знаю. Он, действительно, хорош. Там же опубликована очень полезная книга В. Терёхиной и Н. Шубниковой-Гусевой (ох, уж эти Гусевы!) - «Игорь Северянин. Царственный паяц». Вы правы в том, что понимающие поэзию не могут быть равнодушными к таланту Северянина. Наша пристрастность и есть причина того, что мы хотим снять с него клеймо "продавца мороженного из сирени"!
GluCherry 17-02-2012-17:09 удалить
Так приятно обрести вдруг единомышленника! В наши времена всеобщей разрозненности это дорого стоит!
CпасиБо!
А_Гусев 17-02-2012-18:00 удалить
Ответ на комментарий GluCherry # Игорь Северянин своё дело сделал. И доказательством -уже то, что мы сегодня с таким увлечением говорим об его поэзии.
А_Гусев 17-02-2012-18:09 удалить
Ответ на комментарий GluCherry # Приятно и то, что наступают времена, когда кто-то пытается заново открыть Игоря Северянина, так мало сегодня известного и читаемого, особенно молодёжью.
Мы видим сейчас: Игорь Северянин достоин быть прочитьанным заново, достин занять своё место на наших книжных полках, перестав красоваться среди "парфюмеров" и тем более, пошляков.
Пренебрежительное отношение к Северянину, унаследованное от именитых критиков, должно уступить место ВСЕЙ ПРАВДЕ о нём.
Северянин ждёт своих новых исследователей!
Ответ на комментарий GluCherry # С Ходасевичем, мне кажется, не все так просто. Да, в 1913 году он хвалил "Громокипящий кубок". Но уже уже через два года откликнулся на новые сборники Северянина - "Ананасы в шампанском" и "Victoria Regia" статьей с красноречивым названием "Обманутые надежды". Новые книги он оценил весьма критически, и вынес такой приговор: "Северянин не оправдал надежд, на него возлагавшихся. Больше того: последние стихи его много слабее «Громокипящего кубка», и не судьба виновата в этом, а сам поэт. К своему таланту он был безжалостен. Талант — чудо, божественный и несправедливый дар. Может быть, чудо спасет поэта? Может быть, но для этого Северянин должен пристальнее всмотреться в поэтическую свою судьбу, забыть про успехи эстрады, жить и работать серьезно. Боимся, однако, что этого он не сделает". Всю статью можно прочитать на том же северянинском сайте: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-tsarstvenniy-payats78.html
Ответ на комментарий GluCherry # Взаимно! "От нашего стола - Вашему столу"!


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАГАДКИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА | Борис_Подберезин - Дневник Борис_Подберезин | Лента друзей Борис_Подберезин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»