• Авторизация


Без заголовка 17-04-2010 00:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leonsija Оригинальное сообщение

О любви, добре и зле



Легко ли быть добрым, а любить легко ли? Легко ли не быть злым и верить окружающим? На эти вопросы каждый из нас может дать свой ответ. Каким он будет? Все зависит от самого человека. Передо мной книга - книга итог, книга сборник умных мыслей, книга Льва Николаевича Толстого "Путь жизни". Этот сборник изречений увидел свет уже после смерти писателя в 1911 году и представляет собой мудрость жизни как самого Л.Н.Толстого, так и великих мыслителей мира. Это особая вера, за которую так часто ругали Л.Н.Толстого. Книгу эту читать залпом нельзя, она разделена на главы с характерными названиями: "Бог", "Любовь", "Насилие", "Самоотречение", "Зло" и т.д. Каждый раздел содержит то, что наиболее тревожит душу человека в те или иные моменты жизни. И главное, конечно, это поиск любви, воспитание в себе доброты и веры. Позволю себе привести несколько цитат, которые можно рассматривать как афоризмы (в принципе сама книга и есть сборник афоризмов), но это особые афоризмы - костяк знаменитой философской теории Л.Н.Толстого о любви и жизни.

[показать] 

Мешков В.Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910

Настоящая вера не в том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм и какие слушать и читать молитвы, а в том, чтобы всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближними, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом истинная вера. И этой вере учили всегда все истинные мудрецы и святой жизни люди всех народов.
Л.Н.Толстой
 

  [показать] 

  • Мне тяжело или скучно. Мне одиноко". Да кто же тебе велел уйти от всех людей и запереть себя в тюрьму твоего одного скучного и ничтожного "я"?  
  • Если ты понял, что главное дело в жизни - любовь, то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.
  • Если доброе дело делается для чего-нибудь, то оно уже не доброе дело. По-настоящему любишь только тогда, когда не знаешь, зачем и для чего.
  • Если заботишься об одобрении людей, то никогда ни на что не решишься, потому что люди одобряют одни за одно, другие за другое. Надо самому решать. Оно и короче.
  • Только заботой о чужом мнении можно объяснить себе самый обыкновенный и вместе с тем самый удивительный поступок людской: ложь. Человек знает одно и говорит другое. Зачем? Нет другого объяснения, как только то, что он думает, что, если он скажет правду, люди не похвалят, а если солжет, люди похвалят его.
  • Любить вообще - значит делать доброе. Так мы все понимаем и не можем иначе понимать любовь. И любовь не только слово, но это дела, которые мы делаем для блага других. Если человек решает, что ему лучше воздержаться от требований настоящей самой малой любви во имя другой будущей большой любви, то он обманывает или себя, или других и никого не любит, кроме себя одного. Любви в будущем не бывает: любовь бывает только в настоящем. Если человек не делает дела любви в настоящем, в нем нет любви.
  • Если бы только мы чаще вспоминали о том, что никогда не вернешь потерянного времени, никогда не переделаешь сделанного зла, мы больше бы делали добра, меньше делали бы зла.
  • Хуже переделать, чем недоделать; хуже поспешить, чем опоздать. Упреки совести всегда больнее за то, что сделал, чем за то, чего не сделал.
  • Есть старинное изречение: "de mortuis aut bene, aut nihil", то есть: о мертвых говори доброе или ничего. Как это несправедливо! Напротив, надо бы сказать: "о живых говори доброе или ничего". От скольких страданий это избавило бы людей, и как это легко! О мертвых же почему не говорить худого? В нашем мире, напротив, установилось вследствие обычая некрологов и юбилеев говорить о мертвых одни преувеличенные похвалы, -следовательно, только ложь. А такие лживые похвалы вредны потому, что сглаживают в понятиях людей различие между добром и злом.
  • Осуждать людей в глаза нехорошо потому, что это обижает их, а за глаза нечестно, потому что это обманывает их. Самое лучшее не искать дурного в людях и забывать его, а искать дурное в себе и помнить.
  • Часто молодые люди говорят: "Я не хочу жить чужим умом, а сам обдумаю". Это совершенно справедливо, мысль своя дороже всех чужих мыслей. Но зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В том, что можно пользоваться чужими мыслями и идти дальше, сила человечества.
  • "Полюби ближнего, как самого себя" - не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. "Люби ближнего" значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.
  • Чем богаче по внешности, благоустроеннее жизнь человека, тем труднее, дальше от него радость самоотречения. Богатые почти совсем лишены этого. Для бедного всякая отрывка от своей работы для помощи ближнему, всякий ломоть хлеба, поданный нищему, есть радость самоотречения. Богатый же, если и отдаст из своих трех миллионов два ближнему, не испытает радости самоотречения.
  • Самоуверенные, неумные и безнравственные люди часто внушают уважение скромным, умным, нравственным людям именно потому, что скромный человек, судя по себе, никак не может себе представить, чтобы плохой человек мог бы так уважать себя.
  • Если кто говорит, что, делая добро, он чувствует себя несчастным, то это означает только то, что то, что он считает добром, не есть добро.

  [показать] 

[показать] 

Лев Толстой с внуками 1900

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | listochek-lepestochek - Дневник lepestochek | Лента друзей listochek-lepestochek / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»