Христианство — одна из крупнейших религий в мире, но его история — это сплошной хаос. То, что начиналось с проповедей любви и доброты человека по имени Иисус на Древнем Ближнем Востоке, превратилось в столетия борьбы за власть, кровопролития и споров о том, чего же на самом деле хочет Бог.
Начало — Иисус и его команда
Давным-давно, в I веке, проповедник и целитель из захолустного городка в римской Иудее начал говорить о мире, любви и Боге. Его звали Иисус, и хотя он был далеко не первым, кто утверждал, что послан Богом, он явно запомнился. Он постоянно обличал религиозных лицемеров, общался с неудачниками и изгоями и утверждал, что приближается Царство Божие. Это не нравилось ни еврейским религиозным властям, считавшим его смутьяном, ни римским захватчикам, которые не любили, когда кто-то поднимает народ. Так что они решили избавиться от него по старинке — прибить к кресту и забыть.
Но это было только начало. Его разношерстная группа последователей — рыбаки, сборщики налогов и несколько женщин, которые, в отличие от мужчин, действительно держали свою жизнь в порядке, — начали заявлять, что он воскрес из мёртвых. Они были уверены, что его казнь — это не конец, а только начало. Ирония в том, что ключевым моментом в «карьере» Иисуса стало не то, что он делал или говорил при жизни, а вера в его воскресение, которую иудеи считали доказательством того, что он — Мессия.
Его первые ученики, позже их назовут апостолами, начали проповедовать везде, в основном среди евреев, но со временем и среди язычников. А потом появился Павел из Тарса — человек, который вообще никогда не встречал Иисуса, но каким-то образом стал самым известным христианином. Он превратился из охотника на христиан в их самого громкого защитника, путешествовал по всей Римской империи и написал кучу посланий (ныне часть Нового Завета), которые фактически превратили учение Иисуса в полноценную религию.
Сначала христианство было крошечным движением, привлекая в основном бедных, рабов и изгоев — тех, кому особо нечего было терять. Но, несмотря на то, что оно было вне закона и подвергалось гонениям, оно продолжало расти. Маленькие христианские общины появлялись в крупных городах Римской империи — Антиохии, Эфесе, Риме. Римляне пытались это подавить, иногда скармливая христиан львам ради развлечения, но это только закалило верующих.
Римляне сначала жгут христиан, потом любят христианство
Первые несколько сотен лет христиан считали отбросами. Римляне не понимали, зачем менять крутых богов с храмами, фестивалями и уличной репутацией на какого-то распятого мужика. Для них христиане были просто странной сектой, которая отказывалась приносить жертвы императору и постоянно ныли про своего «единого истинного Бога». Такая упёртость в Риме не котировалась, поэтому власти сделали всё, чтобы христиане страдали. Их скармливали львам, сжигали заживо и обвиняли во всех бедах.
Чума? Виноваты христиане. Неурожай? Опять эти Иисусовы фанатики рассердили богов. Землетрясение? Конечно, христиане. Император Нерон пошёл ещё дальше — когда в 64 году н.э. сгорел Рим (скорее всего, он сам его и поджёг), он обвинил христиан и устроил им настоящий ад. Их рвали собаки, сжигали в саду как живые факелы и распинали просто ради забавы. И это было только начало. В следующие века другие императоры продолжили дело.
Деций заставлял христиан приносить жертвы римским богам — или смерть. Диоклетиан в начале IV века устроил массовые аресты, казни и сожжения церквей в рамках последней и самой жестокой волны гонений.
Но потом, в IV веке, всё перевернулось. Император Константин готовился к важной битве, когда якобы увидел яркий крест в небе с надписью In hoc signo vinces — «Сим победишь». Была ли это реальная мистическая сцена или продуманный политический ход — неизвестно. Здравомыслию понять не сложно. Но он победил, и вдруг христианство из запрещённого стало законным.
В 313 году н.э. Константин издал Миланский эдикт, легализовав христианство и прекратив казни и пытки. Больше никаких львов и костров. Церкви отстроили заново, и христиане впервые могли молиться открыто.
Но Константин на этом не остановился.
Он дал христианам налоговые льготы, финансировал строительство церквей и даже помог разобраться в спорах, созвав Первый Никейский собор в 325 году, чтобы решить, что же такое «правильное» христианство.
Спустя пару десятилетий император Феодосий I пошёл ещё дальше — в 380 году он объявил христианство официальной религией Римской империи.
И вот так христианство из аутсайдера стало управляющим силой империи.
Языческие храмы закрыли, старые римские религии запретили, и теперь уже христиане начали гонения. Преследуемые стали преследователями — и те, кто не был «за Иисуса», должны были быть начеку.
Средневековье — Церковь становится монстром
Когда Римская империя пала, католическая церковь заняла освободившееся место. Она стала величайшей силой в Европе, контролируя королей, земли и души людей. Не подчиняешься Церкви — будешь либо отлучён (а это почти смертный приговор), либо сожжён на костре. Коррумпированные папы, жадные епископы и кровавые крестовые походы определяли христианство на протяжении веков.
Крестовые походы: убивать во имя Христа
С XI по XIII век Церковь организовала серию «священных войн» — крестовых походов. Их цель? Отвоевать Святую Землю у мусульман. А что вышло? Кровавое месиво, грабежи и рыцари, ведущие себя как отбитые. Они убивали иудеев, мусульман и даже других христиан. Хотя, справедливости ради, кое-кто обзавёлся крутыми замками.
Один из самых позорных эпизодов — Четвёртый крестовый поход (1202–1204), когда крестоносцы, вместо того чтобы сражаться с мусульманами, разграбили христианский Константинополь. Это ослабило Византию настолько, что она так и не оправилась.
Инквизиция: верь или гори
Церковь боролась не только с внешними врагами, но и со своими. Если ты говорил что-то против Церкви или просто верил иначе — ты еретик. Инквизиция стала религиозной полицией, охотившейся на «неверных». Пытки, ложные признания, сожжения на костре — всё ради Бога, разумеется.
Особенно отличилась Испанская инквизиция, начавшаяся в 1478 году при Фердинанде и Изабелле. Тысячи евреев и мусульман были вынуждены либо принять христианство, либо бежать, либо быть казнёнными. Публичные казни, называемые аутодафе (акт веры), должны были запугивать всех.
Реформация — христианство раскалывается
К XVI веку многим надоела коррупция Церкви. Появился Мартин Лютер, немецкий монах, который осмелился заявить о «беспределе» католиков. В 1517 году он прибил к дверям церкви свои 95 тезисов, осуждая индульгенции (по сути, продажу прощения грехов) и прочие абсурдные практики. Так началась Протестантская реформация, разделившая христианство на католиков и протестантов.
Реформация изменила Европу до неузнаваемости. Она не только породила новые ветви христианства, но и изменила политику, экономику и образование.
Ослабление власти Папы
До Реформации папа был чуть ли не королём всей Европы. После — правители начали утверждать собственную власть, не оглядываясь на Ватикан. В Англии даже появилась своя церковь (Англиканская) под руководством Генриха VIII, а протестантские государства Германии вышли из-под контроля Папы.
Религиозные войны
Католики и протестанты больше века убивали друг друга в религиозных войнах, таких как Тридцатилетняя война (1618–1648). Европа, особенно Германия, была разорена.
Распространение грамотности и образования
Лютер призывал людей читать Библию самостоятельно, что привело к массовому росту грамотности. Протестантские страны уделяли образованию куда больше внимания, чем католические.
Стимул для капитализма
Некоторые историки считают, что протестантская этика, особенно кальвинистская, поощряла трудолюбие и экономический успех, заложив основы капитализма.
Как развивались разные ветви христианства
После Реформации христианство распалось на сотни деноминаций. Вот как эволюционировали некоторые из них:
Католицизм
Католическая церковь провела частичную «чистку» и ещё сильнее утвердила власть Папы. Контрреформация пыталась остановить распространение протестантизма.
Лютеранство
Последователи Лютера создали свою церковь, особенно в Германии и Скандинавии. Главный упор — спасение через веру.
Кальвинизм
Учение Кальвина — вера в предопределение (Бог уже заранее решил, кто попадёт в рай). Широко распространилось в Швейцарии, Шотландии и Нидерландах.
Англиканство
Генрих VIII создал англиканскую церковь, чтобы развестись с женой. Со временем она обрела свои традиции и заняла место где-то между католицизмом и протестантизмом.
Евангелизм
В XVIII–XIX веках протестантские движения (методизм, баптизм и др.) сделали акцент на личной вере и проповеди. В дальнейшем евангельские движения сильно повлияли на христианство в США.
Современное христианство vs Раннее христианство
Современное христианство почти не похоже на то, что было 2000 лет назад.
Раннее христианство было децентрализованным
Первые христиане собирались по домам, прячась от римских преследований. Ни пап, ни соборов, ни мегацерквей не было. Сегодня христианство — это иерархия и институционализм.
Изменение взглядов на ад
Идея вечных адских мучений не занимала центрального места у первых христиан. Этот акцент появился в Средневековье.
Изменение моральных приоритетов
Ранние христиане заботились о бедных и избегали власти. Было такое время, но быстро закончилось с внедрением никоновских реформ в Синоде.
Сейчас же христианство активно участвует в политике, порой пытаясь продвигать религиозные законы и узаконивать их в своих государствах построенных в каждой стране независимо от желания или нежелания самой страны и её правителей и народа, внедряя свои школы и внедряясь в чуждые им и чужие, не имеющие отношения ни к какой религии.
Наука и христианство
В ранние века христиане активно занимались философией (как и теперь это не ослабело) и наукой пытались обзавестись. Со временем начались конфликты (пример, с Галилеем). Сегодня одни христиане поддерживают науку, другие отвергают эволюцию и изменение климата.
У России нет другой Библии кроме иудо-еврейской. По ней и работают все религиозные проСВЯТители в обществах любых.