[700x464] [351x37] Петербург, как вы знаете, украшает множество памятников и монументов. Посвящены они разным людям и событиям, так или иначе связанным с городом и оказавшим влияние на его историю и развитие. Имена и деяния многих людей мы знаем с детства, про некоторых из них мы учили в школе, а про некоторых, также достойных памяти и памятников узнали только недавно. Одни из них известны всему миру и приезжающие туристы обязательно посещают их, "ставя птицу" в своем списке "must see" и с гордостью фотографируясь на их фоне, они расположены в посещаемых гостями местах в центре города, растиражированы во всех альбомах и путеводителях. Но есть и множество памятников, обладающих художественными достоинствами, поставленные хорошим людям и важным событиям, так скажем - вдали от туристических троп. Про них мало кто знает, туристы их не видят, а посмотреть их и знать про них настоящим любителям нашего города надо. Так что, отправимся по нетуристическому Петербургу смотреть малоизвестные памятники. Что характерно - практически все они восстановлены или установлены в "наше" с вами время.
Начнем с памятников, связанных с историей города и страны. И первым, по праву должен стать монумент, установленный в самом что ни есть историческом месте, связанным с возникновением Петербурга - у нынешнего Большеохтинского моста (моста Петра Великого). Ибо еще в 1300 г. шведы построили в месте впадения реки Охты в Неву, вот на этом самом месте
Несмотря на уже, казалось бы, готовое поселение, Петр выбирает для строительства крепости и города остров Заячий, расположенный гораздо ниже по течению. Знал бы Петр, что шведы выбрали это место не случайно - они интересовались у местных жителей гидрологической обстановкой этих мест и выбрали такое, которое никогда не затапливалось при наводнениях... Но, это уже другая история
[351x37] Известен огромный, который внесли в строительство города архитекторы - иностранцы. Странно, но вклад их, кроме, собственно, самих сооружений, никак имена их не увековечил. До последнего времени в городе вообще не было памятников, посвященных архитекторам - создателям города. Только к 300 - летию Петербурга город - побратим Милан подарил бюсты четырех знаменитых итальянцев - Карло Росси, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги и Франческо Растрелли. Под эти бюсты выделили место "в центре" и образовалась площадь Архитекторов, рядом с Манежем и Итальянской улицей.
«Город в миниатюре» представляет собой архитектурный комплекс, расположенный в южной части Александровского парка на площади 0,4 га. В составе комплекса уменьшенные бронзовые копии основных городских достопримечательностей: Дворцовая и Сенатская площади, Петропавловская крепость, Казанский и Исаакиевский соборы и др. Дополняет комплекс скульптурная композиция «Зодчие», собравшая за одним столом архитекторов, живших в разное время - Растрелли, Росси, Трезини, Монферрана, Тома де Томона.
Копии выполненные из прочной бронзы посетителям разрешили даже трогать их руками. Но вскоре модели соборов остались без крестов, а Зимний дворец без части скульптурок. По этой причине модели пришлось огородить и ограничить доступ посетителей.
[640x514]
Кроме изображений архитектурных шедевров, представлены и их авторы, видимо размышляющие на тему : "Чего бы такого еще тут замутить?" [700x491]
Свободный стульчик у стола великих людей, который поставили специально для желающих прикоснуться к тайнам зодчества и сфотографироваться с гениями.
В 2014 году на площади Трезини перед домом зодчего на Университетской набережной, д. 21
установили памятник Доменико Трезини (скульптор Павел Игнатьев и архитектор Павел Богрянцев).
Памятник установлен рядом с домом, который сам зодчий спроектировал и жил в нем в 1720-ной, 21.
Трезини был из итальянского рода, семья переехала Швейцарию, где он и родился. С 1703 года архитектор и инженер Доменико Андреа Трезини работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга.
По его проектам заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петровскиеворота и Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий.
Архитектор В.Б. Бухаев создал проект гранитной арки, символизирующей «Окно в Европу». Архитектурный образ был дополнен бронзовыми рельефами и символической скульптурной композицией: стул и стол, на котором лежал знаменитый план Санкт-Петербурга, сочинённый Ж.-Б. Леблоном, рядом с подсвечником, трубкой, штофом и черепом. Рельефы были выполнены по замыслу художника М.М. Шемякина. Надпись, повторенная на памятнике на русском и латинском языках, гласит: «У святого Сампсония Странноприимца нашли упокоение первые архитекторы, строители, граждане Санкт-Петербурга».
Открыт 17 октября 1995 г. Материалы: гранит розовый, полированный - архитектурный объем; бронза - накладные рельефы, скульптурная композиция; латунь - накладные текстовые доски. Высота - 500 см.
Памятник сооружен в Самсониевском саду (б. Сад им. Карла Маркса) вблизи Сампсониевского собора, на месте где были два кладбища - православное (первое в Петербурге) и "немецкое" (инородческое). Здесь хоронили простых горожан и государственных деятелей, ученых, а также архитекторов, строивших Петербург. По замыслу авторов проекта гранитная арка памятника, пересеченная крестом, ориентирована на перспективу Сампсониевского собора, напоминая окно (символический образ Петербурга). Перед «окном» с восточной стороны установлен бронзовый стол с расположенными на нем планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом.
Рядом поставлен бронзовый стул (образцом служила подлинная голландская мебель XVII в.). На восточной стороне арки сверху укреплен бронзовый медальон с портретом Петра Великого, а на устоях арки — восемь барельефов работы Михаила Шемякина (копии медалей петровского времени, портреты Д. Трезини и Ф.Б. Растрелли, метафизические композиции).
Памятник работы скульптора Михаила Шемякина и архитекторов Вячеслава Бухаева и Анатолия Васильева состоит из трех частей: двух бронзовых сфинксов и установленной между ними гранитной композиции в виде креста с маленьким тюремным окошком посередине