Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ожил для зрителя в одноименной опере-фантазии Валентина Овсянникова.
«Умеющий слушать да услышит. Мы не пытались создать очередной грандиозный проект в области шоу-бизнеса, мы представили событие в культурной жизни России. Бессмысленно пытаться повторить Булгакова в музыке «слово в слово». Моя опера — это фантазия, постоянный внутренний диалог зрителей и героев романа о Смерти и Бессмертии, Трусости и Бесстрашии, Любви и Ненависти. И есть надежда, что Любовь, Бессмертие и Бесстрашие – это то, что мы оставим после себя», – автор музыки и стихов Валентин Овсянников.
Над оперой В. Овсянников работал 25 лет, из первоначального материала в настоящий вошла лишь малая часть.
Необычным было все от самого начала до конца. Небольшой зал, отсутствие оркестровой ямы с живым оркестром – все ломало представления о классической опере. Но классической оперы не было, было что-то новое, не похожее на «Травиату» и «Тоску». Скорее всего это был мюзикл, или что-то на подобие «Иисус Христос – супер-звезда» и «Юнона и Авось».
Как отметил режиссер Леонид Полонский в интервью для социальной сети myJulia, что отличие оперы от мюзикла в построении и комбинации диалогов и музыкальных номеров: в мюзикле имеют место не только песни, но и слова, а в опере – музыка, песни, одна тема плавно перетекает в другую, и все диалоги между героями выражаются в пении. Таким образом, произведение В. Овсянникова стало оперой.
Почему опера-фантазия? Как роман был переложен на музыку? Ответить на эти вопросы можно, только услышав и посмотрев данное творение.
Здесь нет отображения всего произведения М. Булгакова, нет Моссовета, квартиры №50 с примусом, трамвайчика и Аннушки, только подвальчик, где пишется роман про Понтия Пилата, сцена Иешуа с Пилатом, бал у Воланда (здесь есть все: кот Бегемот, Фагот, Азазелло, ведьма Гелла). Получается, что В. Овсянников фантазировал на темы, описанные когда-то М. Булгаковым, темы добра и зла, любви и ненависти.
![]()
![]()
Талантливая постановка, потрясающие голоса молодых актеров, отработанная хореография (танцевальная брейк-команда «Top secret» в роли легионеров, санитаров дурдома, нечисти), красивая музыка, необычные световые эффекты, интересные костюмы, сочетаемые дух прошлого и настоящего.
![]()
Актерская игра превзошла все ожидания. Как искренне Маргарита показала свою любовь к Мастеру, своими эмоциями, своим голосом, своим сиянием.
Как отметил режиссер, актеров подбирали очень тщательно на кастинге, многие так и не смогли принять ответственность за актерскую игру, танцевальные номера и пение одновременно. Сегодняшний состав – это группа молодых актеров, с которыми репетиция прошла за 2 месяца вместо 6.
Мнение Екатерины после просмотра:
– Я ожидала чего-то более классического. Это слово Опера меня запутало, представление же оставило у меня в голове кучу музыкальных фраз, которые я теперь напеваю. Очень трогательная актерская игра, хорошие тексты, уютный зал, вечер прошел просто отлично. Порадовало, что артисты пели сами, хоть и под минусовку. Это сейчас редкость.
Постановка будет интересна не только любителям произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», поклонникам классической оперы и современного искусства, но и абсолютно любому зрителю.
Своим впечатлением делилась Alesya Snitko
myjulia.ru