• Авторизация


Свобода и ответственность 20-06-2009 10:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[1] Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей
Сартр Ж.-П.


[2] Цель психотерапии — сделать людей свободными
Мэй Р.


[3] Вряд ли можно говорить о настоящей и конкретной человеческой свободе, а не абстрактной философской свободе, вне мира структуированных отношений и взаимных обязательств
Кочюнас Р.


[4] чем больше мы забираем свободы себе, не считаясь с реальной взаимосвязанностью с другими, тем меньше остается привязанностей и здоровой зависимости от других, значит – больше одиночества и опустошенности
Кочюнас Р.


[5] границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование
Ясперс К.


[6] Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение
Франкл В.


[7] Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа
Франкл В.


[8] Что касается личности, то в Декларацию прав человека следовало бы записать пункт о свободе личности от вторжения в ее мир педагогов и психологов.
Зинченко В.П.


[9] Именно потому, что мы не можем быть богами, мы можем быть нравственными, именно потому, что есть полнота вины, мы можем быть ответственными, то есть свободными.
Мамардашвили М.


[10] Личность может быть понята лишь как акт, она противоположна пассивности, она всегда означает творческое сопротивление. Акт всегда есть творческий акт, нетворческий акт, как было уже сказано, есть пассивность. Акт не может быть повторением, он всегда несет с собой новизну. В акт всегда превходит свобода, которая и несет эту новизну
Бердяев Н. А.


[11] Иногда человек готов делать любые абсурдные вещи, чтобы доказать, что он свободен...
Новодержкин Б.


[12] Иногда человек готов делать любые абсурдные вещи, чтобы доказать, что он свободен...
Новодержкин Б.


[13] Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Фромм Э.


[14] Итак, для чего же спросишь ты, свободный выбор? Отвечаю кратко: для спасения.
Бернар Клервоский


[15] Тупик ли область истины бытия или она тот простор, где свобода хранит свое существо, — пусть каждый об этом судит, сам попытавшись пройти указанным путем или, что еще лучше, лучшим, т. е. проторив путь, соразмерный вопросу
Хайдеггер М.


[16] Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо
Сартр Ж.-П.


[17] Человек обречен на свободу
Сартр Ж.-П.


[18] Во время эволюции сознания наша величайшая проблема - это всегда самая богатая возможность.
Джонсон Р.


[19] Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.
Камю А.


[20] Свобода в действительности и означает постоянный выбор между альтернативами и, что ещё важнее, свободный выбор требует создавания новых альтернатив... но всегда существует определённая цена свободы - усилия, риск, тревога. Нежелание платить эту цену и делает людей несвободными
Кочюнас Р.


[21] Свобода, являясь главной экзистенциальной ценностью, вместе с тем является источником многих наших жизненных трудностей и проблем. Суть многих из них заключается в разнообразии субъективных представлений о свободе.
Кочюнас Р.


[22] тревога является реальностью свободы – как потенциальность, предшедствующая материализации свободы
Кьеркегор С.


[23] Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить
Ильин И. А.


[24] ...человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода, экзистентное, раскрывающееся Dasein владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она сообщает человеку соотнесенность с сущим в его целом...
Хайдеггер М.


[25] Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви
Толстой Л. Н.


[26] Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо
Толстой Л. Н.


[27] Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни. От него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. С этим связан трагизм жизни.
Бердяев Н. А.


[28] Это есть величайшая тайна человеческого существования. Быть личностью трудно, быть свободным — значит взять на себя бремя.
Бердяев Н. А.


[29] Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит
Фрейд З.


[30] Я верю, что основной выбор человека - это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор
Фромм Э.


[31] Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто пытается помешать ему быть собой. Но свобода - это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Это не только "свобода от". Это "свобода для" - свобода стать независимым..
Фромм Э.


[32] Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения
Тиллих П.


[33] Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды.
Пико делла Мирандола Дж.


[34] Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды.
Пико делла Мирандола Дж.


[35] Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю
Сартр Ж.-П.


[36] Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Сартр Ж.-П.


[37] Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.
Ясперс К.


[38] Я сам своя свобода
Сартр Ж.-П.


[39] Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует
Берк Э.


[40] Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?
Лец С.Е.


[41] Вы свободны. Свобода прекрасна! Но Вы должны знать, что для того чтобы восстановить хаос потребуется время
Буш Дж.


[42] Где Дух Господень, там свобода
Апостол Павел


[43] Досрочно вышел на внутреннюю свободу
Домиль В.


[44] Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости
Юм Д.


[45] Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич
Бойд-Орр Дж.


[46] За кого выдать свободу, что бы не была бесплодна?
Лец С.Е.


[47] Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями
Декарт Р.


[48] К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас
Эпиктет


[49] Лишь глупцы называют своеволие свободой.
Тацит Публий Корнелий


[50] Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой
Гете И.


[51] Меньше занятый - более свободен, но менее востребован
Георгиев В.


[52] Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу
Жванецкий М.М.


[53] Не бойтесь заикнуться о свободе. Ради нее можно стать и заикой
Генин М.


[54] Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды
Паскаль Б.


[55] Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны
Спенсер Г.


[56] Помните, что цена, которую нужно платить за свободу, падает, когда растет спрос
Лец С.Е.


[57] Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным - значит не продаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!
Лабрюйер Ж. де


[58] Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся
Шоу Б.


[59] Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить
Бисмарк О. фон


[60] Свобода ... состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой..
Энгельс Ф.


[61] Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом
Юстиниан


[62] Свобода есть осознанная необходимость
Энгельс Ф.


[63] Свобода есть право на неравенство
Бердяев Н. А.


[64] Свобода и распущенность - понятия одно другому совершенно противоположные
Квинтилиан


[65] Свобода не есть афиша, которую читаешь на углу улицы. Это живая мощь, которую чувствуешь в себе и вокруг себя
Ламенне Ф.


[66] Свобода опасна, но только она обеспечивает нам безопасность
Фосдик Г. Э.


[67] Свобода радует не столь сильно как угнетает рабство
Геродиан


[68] Свободен тот, кто может не лгать
Камю А.


[69] Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится
Демонакт


[70] Сколько лет понадобится человеку, чтобы стать свободным, если он будет выдавливать из себя раба по капле в день?
Генин М.


[71] Слава богу, я свободен не больше, чем дерево с корнями
Лоуренс Д.


[72] Даже если вас съели, у вас есть два выхода
Фоменко Н.


[73] ...тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека
Кьеркегор С.


[74] Свобода несет с собой тревогу.
Мэй Р.


[75] Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит ее
Мэй Р.


[76] рисковать – значит тревожиться, но не рисковать – значит потерять себя
Кьеркегор С.


[77] Не существует более ужасной мысли, особенно для философа, нежели мысль о свободной воле.
Эко У.


[78] Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения
Франкл В.


[79] Свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол
Франкл В.


[80] Человеческая свобода - это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение
Франкл В.


[81] Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, - значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека - становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины
Франкл В.


[82] Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности
Франкл В.


[83] Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им. Влечения не исчерпывают его. Мы не отрицаем влечения как таковые, но я не могу подтверждать что-либо, если мне не дана предварительно свобода это отрицать
Франкл В.


[84] Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!
Франкл В.


[85] Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю
Франкл В.


[86] Тезис "действие вытекает из бытия" - это половина правды; вторая ее половина звучит так: "бытие вытекает из действия"
Франкл В.


[87] Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе
Франкл В.


[88] Инстанция, перед которой мы несем ответственность, - это совесть. Если диалог с моей совестью - это настоящий диалог, то есть не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть все-таки последней или же лишь предпоследней инстанцией. ... Мы должны стать последними, кто не решался назвать эту инстанцию, эту сверхличность тем именем, которое ей дало человечество: бог
Франкл В.


[89] Свобода предполагает ограничения, основывается на них
Франкл В.


[90] Никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей. Тем не менее он может сделать вид, "как будто" у него нет выбора и он несвободен в своем решении. Такое "поведение как будто" составляет существенную часть человеческой трагикомедии
Франкл В.


[91] Мы даже возьмем на себя смелость сказать, что этот наиболее радикальный вызов самому себе, на который способен человек (то есть не только сомнения в смысле жизни, но и действия, направленные против жизни), эта фундаментальная возможность человека выбрать самоубийство, эта его свобода решать, быть ли ему вообще, выделяют человека из всех других существ, этим человеческий способ бытия отличается от существования животных
Франкл В.


[92] Мы можем спорить о степени свободы воли, которой обладает тот или иной человек; но отказывать в ней всему человечеству - всё равно что задавать великий вопрос о том, почему не все из нас бандиты или почему мы способны на беспристрастный выбор
Фаулз Дж.


[93] Мир иррациональных поступков не может послужить основой для создания мира абсолютной свободы, поскольку для людей анархия тождественна свободе только в том случае, когда анархии хотят все
Фаулз Дж.


[94] Свобода воли напрямую связана со свободой условий жизни
Фаулз Дж.


[95] Животные обладают сильной волей; они пытаются делать всё, что хотят. Они просто неспособны сдержаться, когда им чего-нибудь хочется. На этом мы их и ловим. Слабая воля смазывает и предохраняет машину человеческого общества.
Фаулз Дж.


[96] Добро - это не намерение действовать, а само действие
Фаулз Дж.


[97] Бездействие - тоже действие. Я - это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого - доказать, что я свободен
Фаулз Дж.


[98] Величайшее заблуждение политической тирании всегда состояло в том, что тиран считался свободным, а его подданные - рабами; на самом деле тиран - раб собственного порабощения и жертва своей же тирании
Фаулз Дж.


[99] Свобода воли развивается исключительно благодаря упражнениям. Однако такое упражнение возможно только в обществе; выбирать устранение от общества - значит устраняться от самого выбора. Если я прыгну с высотного здания, я докажу, что умею прыгать; но ведь я именно тот человек, который больше всего нуждается в этом доказательстве. Доказательство бессмысленно, если я не в состоянии его применить. Зачем доказывать теорему Пифагора трупу?
Фаулз Дж.


[100] Мы должны учить не тому, как приспосабливаться (общество учит этому автоматически), а тому, как и когда этого делать не нужно
Фаулз Дж.


[101] Бог открыл свою волю ничтожной пылинке - человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля - в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною!
Брянчанинов И.


[102] Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить
Ремарк Э. М.


[103] Жизнь - это череда выборов
Нострадамус


[104] Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность
Сент-Экзюпери А. де


[105] До тех пор пока мы – отдельные лица и целые группы – не откажемся от нашей способности к субъективному выбору, мы всегда будем свободными людьми, а не просто пешками нами же созданной науки о поведении
Роджерс К.


[106] Мы нередко сталкиваемся с отчаянием, происходящим от невозможности сделать выбор или нежелания быть самим собой; но самое глубокое отчаяние наступает тогда, когда человек выбирает "быть не самим собой, быть другим". С другой стороны, желание "быть тем "собой", которым ты есть на самом деле", – это, конечно, нечто, противоположное отчаянию, и за этот выбор человек несет величайшую ответственность
Роджерс К.


[107] Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в абсолютных тревога самоотвергания, или самоосуждения
Тиллих П.


[108] Процесс глубочайшего исследования ... приводит нас к признанию того, что мы конечны, мы должны умереть, мы свободны и мы не можем уйти от своей свободы. Мы узнаем также, что индивидуум неумолимо одинок
Ялом И.


[109] В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя
Ялом И.


[110] ...где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода
Рылеев К.Ф.


[111] "Размышляй о смерти!" - Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти
Сенека


[112] Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах
Всеобщая декларация прав человека


[113] Не будь у меня свободы покончить жизнь самоубийством, я бы уже давно застрелился
Сьоран Э.


[114] Свобода – величайший плод ограничения желаний свободы
Эпикур


[115] Зачем обременять себя семьей, когда отстаиваешь свободу как высшую ценность?
Бегбедер Ф.


[116] От Бога можно не зависеть лишь пока ты молод и благополучен; всю жизнь ты независимым не проживешь...
Хаксли О.


[117] Свобода подавленная и вновь обретенная сопротивляется яростней, чем свобода, которой никогда ничего не угрожало
Цицерон


[118] Твое прошлое скрывается в твоем молчании, настоящее – в твоей речи, а будущее – в твоих ошибочных шагах
Павич М.


[119] Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит - испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем
Сент-Экзюпери А. де


[120] Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
Ницше Ф.


[121] Вина отдельного человека остается на нем и она тем устойчивее, чем он отдельное
Хайдеггер М.


[122] Без изначальной раскрытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы
Хайдеггер М.


[123] Что такое свобода? — Чистая совесть
Периандр


[124] Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь
Франкл В.


[125] Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь
Франкл В.


[126] Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь
Рассел Б.


[127] Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах
Руссо Ж.-Ж.


[128] Тогда токмо можешь ты назваться свободным, когда будешь носить одно иго необходимости
Пифагор


[129] Величайший плод ограничения желаний — свобода
Эпикур


[130] Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью
Эпикур


[131] Свобода — это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома
Зенон из Кития


[132] Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга
Цицерон


[133] ... свобода - это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог
Кьеркегор С.


[134] Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой
Мати К.


[135] Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко
Бердяев Н. А.


[136] Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой
Достоевский Ф. М.


[137] Долга любить нет. Есть только свобода любить, и эту свободу можно открывать в себе снова и снова
Леви В.Л.


[138] Человек воспитывается для свободы
Гегель Г.


[139] Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке
Марк Аврелий


[140] Звание свободного человека дороже всего
Еврипид


[141] Мы – существа, созданные по своему собственному проекту, и идея свободы страшит нас, поскольку предполагает, что под нами – пустота, абсолютная "безосновность"
Ялом И.


[142] Только она - смерть, т.е. мысль о ней, выносит в такую область мысли, где полная свобода и радость
Толстой Л. Н.


[143] Глубоко укоренившаяся вера в психическую свободу и выбор совершенно не научна и должна уступить место утверждениям детерминизма, который управляет психической жизнью
Фрейд З.


[144] Любую подлость оправдывать бальзаковским: "Я - инструмент ... на котором играют обстоятельства"
Ерофеев В.


[145] Без свободы - гаснет дух; без духа - вырождается и гибнет свобода. О, если бы люди увидели и уразумели этот закон!
Ильин И. А.


[146] Внешняя свобода дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя; политическая же свобода предполагает, что человек воспитал и освободил самого себя, и потому она дается ему для того, чтобы он мог воспитывать других к свободе
Ильин И. А.


[147] Воистину свободен духовно самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю несвободу, в ужасающее внутреннее рабство
Ильин И. А.


[148] Внутреннее око человека призвано к тому, чтобы свободно, добровольно, без принуждения обратиться к духу и ко всему Божественному на земле и в небе; и высший смысл всех правовых установлений и государственных законов состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить людям эту возможность
Ильин И. А.


[149] Свобода подобает духу и должна быть предоставлена именно ему. Это значит также, что внешняя свобода служит внутренней, необходима для нее и дается для нее. Внешняя свобода есть естественное и необходимое условие для водворения и упрочения внутренней
Ильин И. А.


[150] Внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни
Ильин И. А.


[151] Духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему
Ильин И. А.


[152] Понимать "внешнюю свободу" человеческого духа как формальную и безмерную было бы глубокой и опасной ошибкой: ибо внешняя свобода ("не заставляй, не прельщай, не запрещай, не запугивай"...) дается человеку именно для внутреннего самоосвобождения; именно от него она получает свое истинное значение и свой глубокий смысл
Ильин И. А.


[153] История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития
Фромм Э.


[154] Жизнь не требует, чтобы ты был последовательным, жестоким, терпеливым, внимательным, сердитым, рациональным, бездумным, любящим, стремительным. Однако Жизнь требует, чтобы ты осознавал последствия каждого своего выбора
Бах Р.


[155] "Не люблю, когда наступает свобода, - признался раб со стажем, - тогда рвутся цепи, связывающие нас друг с другом, и человек остается один, как перст"
Лец С.Е.


[156] Свобода нередко демонстрирует извращенность: отдается своим противникам
Лец С.Е.


[157] Свободу симулировать невозможно!
Лец С.Е.


[158] Человек растет в цене, которую платит
Лец С.Е.


[159] Говорят, лишившись зубов, человек обретает большую свободу языка
Лец С.Е.


[160] Свобода должна иметь свои границы
Лец С.Е.


[161] Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации
Маслоу А.


[162] Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании
Апостол Иаков


[163] Необходимость есть падшая свобода
Бердяев Н. А.


[164] Свобода подобна горному воздуху. Слабому она непосильна
Акутагава Р.


[165] Свобода человека есть свобода не быть человеком
Кротов Я.


[166] Полная свобода возможна только как полное одиночество
Котарбиньский Т.


[167] Ум человеческий создан так, что он может себе представить целесообразность, лишь как действие разумной воли
Кант И.


[168] Жизнь - нагромождение мелких обстоятельств, и даже самые великие страсти - только жалкие их подданные
Бальзак О. де


[169] Жизнь - это не что-то, а только возможность чего-то
Геббель Ф.


[170] Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью
Бердяев Н. А.


[171] Когда выбирать особо не из чего, процедура принятия решения становится особенно долгой и мучительной
Фрай М.


[172] Случайность - это математический эквивалент свободы воли
Шекли Р.


[173] О чем вы! Какая свобода воли? Жизнь - как падение с крыши. Только в рекламе трусов для прыжка с крыши. Свобода воли заключается в том, что ты можешь выбирать - пернуть в полете или дотерпеть до земли
Пелевин В.


[174] Наша жизнь обречена на смерть, в которую мы не хотим верить, на любовь, которую мы теряем, на свободу, которой боимся и на уникальный личный опыт, который отдаляет нас друг от друга
Ялом И.


[175] Два смысла в жизни - внутренний и внешний,
у внешнего - дела, семья, успех;
а внутренний - неясный и нездешний -
в ответственности каждого за всех
Губерман И.


[176] Человек должен быть нравственным свободно, а для этого нужно, чтобы ему была предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным
Соловьев В.С.


[177] Человек лишь тогда достигнет высшей полноты бытия в соединении с высшей самостоятельностью и свободой, когда оба качества соединятся, и вместо того чтобы потеряться в мире, он впитает в себя мир со всей его бесконечностью явлений и подчинит единству своего разума
Шиллер Ф.


[178] ...моральная свобода человека нисколько не уничтожается необходимою физической зависимостью
Шиллер Ф.


[179] Истина в том, что никогда не будет полной готовности или времени, когда действительно пора
Эстес К.


[180] Тятька, эвон, что народу // Собралось у кабака: // Ждут какую-то свободу. // Тятька, кто она така?// -Цыц, нишкни! пускай гуторят, // - Наше дело сторона ... // Как возьмут тебя да вспорют, // Так узнаешь, кто она!...
Шумахер П. В.


[181] Человек — это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости
Кьеркегор С.


[182] У человека есть свобода воли, причем троякая. Во-первых, он был свободен, когда пожелал этой жизни; теперь он, правда, уже не может взять ее назад, ибо он уже не тот, кто тогда хотел ее, тот он лишь в той мере, в какой, живя, исполняет свою тогдашнюю волю. Во-вторых, он свободен, поскольку может выбрать манеру ходьбы и путь этой жизни. В-третьих, он свободен, поскольку тот, кто некогда будет существовать снова, обладает волей, чтобы заставить себя при любых условиях идти через жизнь и таким способом прийти к себе, причем дорогой хоть и избираемой, но настолько запутанной, что она ни одной дольки этой жизни не оставляет нетронутой. Это троякость свободной воли, но это ввиду одновременности и одинаковости, одинаковость по сути в такой степени, что не остается места для воли, ни свободной, ни несвободной
Кафка Ф.


[183] Моя тюремная камера — моя крепость
Кафка Ф.


[184] Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако, тебе, возможно, придется ради этого потрудиться
Бах Р.


[185] Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!
Кьеркегор С.


[186] Когда теряешь всякую надежду, наконец обретаешь свободу
Паланик Ч.


[187] Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства
Маркс К.


[188] Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее
Августин Аврелий


[189] Ответственность означает авторство. Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего Я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а также своих страданий, если они имеют место
Ялом И.


[190] Когда слова теряют свой смысл - люди теряют свободу
Конфуций


[191] Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений
Рокфеллер Дж. Д.


[192] За нами остается свобода выбора — а это и есть сущность понятия свободной воли: пойти ли нам сразу и без потерь по верному пути либо ступить на него позже, с душой, истерзанной страданиями
Гусман Д. С.


[193] Свобода - это право выбирать,
с душою лишь советуясь о плате,
что нам любить, за что нам умирать,
на что свою свечу нещадно тратить
Губерман И.


[194] Воля — то же одиночество
Камю А.


[195] Единственная свобода, которую можно противопоставить свободе убивать, — это свобода умереть, то есть освободиться от страха смерти и найти этому несчастному случаю место в природе
Камю А.


[196] Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами
Камю А.


[197] Ничто так не воодушевляет, как сознание собственного безнадежного положения
Камю А.


[198] Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство
Камю А.


[199] Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе - и лишь после этого сдаться
Камю А.


[200] Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы
Камю А.


[201] Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой
Камю А.


[202] Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи
Камю А.


[203] Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу
Камю А.


[204] Великие начинания даже не надо обдумывать, надо взяться за дело, иначе, заметив трудность, отступишь
Юлий Цезарь


[205] В этом мире всё наперёд прощено и стало быть всё цинично дозволено
Кундера М.


[206] Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто: ты просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
Бах Р.


[207] Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.
Гете И.


[208] Мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать.
Ялом И.


[209] Полное принятие ответственности за свои действия расширяет границы вины, уменьшая возможности бегства. Индивидуум уже не может спокойно удовлетвориться таким алиби, как «Я не имел этого в виду», «Я не мог ничего поделать», «Я следовал непреодолимому импульсу».
Ялом И.


[210] Жизнь — банк: рок мечет, я играю
Лермонтов М.Ю.


[211] Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции
Хайдеггер М.


[212] Жизнь - это одиночество ... В эту минуту перед каждым стоит своя, только своя задача, и каждый должен сам ее решить. Ты совсем один, пойми это раз и навсегда
Брэдбери Р.


[213] Ты страшился тысячи вещей... Но все это были лишь маски, лишь видимости. На самом деле страшило тебя только одно решиться сделать шаг в неизвестное, маленький шаг через все существующие предосторожности. И кто хоть один раз оказывал великое доверие, полагался на судьбу, тот обретал свободу
Гессе Г.


[214] Дух лишь тогда делается свободным, когда он перестает быть опорой
Кафка Ф.


[215] познаете истину, и истина сделает вас свободными
Иоанн Богослов


[216] Высший парадокс: человек со свободным выбором может отказаться от… свободного выбора
Вербер Б.


[217] Только потеряв все, мы обретаем свободу делать все, что захотим
Паланик Ч.


[218] Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать
Пришвин М.


[219] Вы можете стать свободными лишь тогда, когда даже само желание искать свободу станет для вас уздой и вы перестанете говорить о свободе как об искомом и достигнутом
Джебран


[220] Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти
Спиноза Б.


[221] Сожаление присуще любому решению
Кауфман Б.


[222] Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая
Августин Аврелий


[223] Если воля не допускает размышления, за этим непременно последует раскаяние
Бауст П.


[224] Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен
Бергсон А.


[225] Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё
Ремарк Э. М.


[226] Кто не любит одиночества - тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным
Шопенгауэр А.


[227] Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием
Грин А.


[228] Свобода - форма показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, который управляет лошадьми, идущими по кругу при помощи длинного кнута-шамбарьера
Краткий словарь цирковых терминов


[229] Меня окружают люди, не сделавшие – в этом смысле – собственного выбора: они позволили себе быть выбранными. Кого-то из них выбрали деньги, кого-то символы высокого положения в обществе, кого-то работа; и я не знаю, на кого из них грустнее смотреть – на того, кто понимает, что не сам выбрал, или на того, кто не понимает. Вот почему я почти всегда чувствую себя отделённым от большинства других людей, просто изолированным. Временами я даже рад этому
Фаулз Дж.


[230] Каждый раз, когда ты не кидаешься вниз с лестницы, это твой выбор. Каждый раз, когда ты не разбиваешь свою машину, ты подтверждаешь свое желание жить дальше.
Паланик Ч.


[231] Потому что мы настолько пойманы в западню нашей культуры, в бытие бытия человеком с этой планеты, с мозгами как нам положено, с такой же парой рук и ног, как у всех. Мы настолько в ловушке, что любой путь к побегу, который мы можем вообразить себе, окажется лишь новой частью западни. Все, чего мы хотим - мы приучены хотеть.
Паланик Ч.


[232] Всегда найдется какое-то оправдание, чтобы не жить собственной жизнью
Паланик Ч.


[233] Если верить в то, что у каждого из нас есть свобода выбора, тогда Бог не в состоянии нами управлять... А если Бог не может нами управлять, значит, все, что ему остается, так это просто наблюдать и переключать каналы, когда становится скучно
Паланик Ч.


[234] Счастья нет, не должно быть и не будет для нас... Мы должны только работать и работать, а счастье - это удел наших далеких потомков
Чехов А.П.


[235] Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись
Кант И.


[236] Смерть это мое человеческое, а не биологическое угасание. Это не природе угодно, не богам, а мне. Это моя свобода умереть по-земному, совсем.
Роганов


[237] Свобода - это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием
Мамардашвили М.


[238] Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего — человек, а это значит — тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению.
Эпиктет


[239] Тело моё могут взять, но дух мой свободен и ему никто ни в чём не может помешать
Эпиктет


[240] Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми
Эпиктет


[241] Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придёт в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром.
Эпиктет


[242] То, что случится не в твоей воле, а жить по добру или по злу — в твоей воле. Никто не мешает тебе, чтобы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу.
Эпиктет


[243] Идея о Божественном источнике свободы дает не столько универсальный ответ на эти вопросы, сколько закрывает проблему свободы и проблемы, связанные с нею: от проблемы антропогенеза до вопросов морали
Тульчинский Г.Л.


[244] Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот – я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода
Тульчинский Г.Л.


[245] На свободе жить очень трудно. Потому что свобода одинаково благосклонна и к дурному и к хорошему.
Довлатов С.Д.


[246] Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета
Фрейд З.


[247] Человек может смеяться или плакать. Всякий раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться, выбор за тобой
Уорхол Э.


[248] Человек начинается не со свободы, но с предела, с линии непреодолимого
Фуко М.


[249] Даже падать свободно нельзя,
Потому что мы падаем не в пустоте
Высоцкий В.С.


[250] Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?
Высоцкий В.С.


[251] Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, - дураком... Что ж, - он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!
Горький М.


[252] Пока вы идете по жизни, вам попадаются тысячи узких боковых тропинок, но действительно широкие развилки, определяющие выбор дальнейшего пути, встречаются очень редко — это момент критического испытания, момент истины
Якокка Л.


[253] на абсолютно свободном рынке в силу такого определения должны быть представлены услуги ограничителей абсолютной свободы
Пелевин В.


[254] Cвобода - это всё-таки самоограничение. Это власть человека над собой!
Золотусский И.П.


[255] Свобода есть высшее в нас и в Боге
Шеллинг Ф.


[256] счастья без свободы не бывает. Ибо что такое счастье, как не одно-сплошное-бытие-самим-собой, и тогда как возможно счастье без свободы? Да и вообще: разве можно отказаться от свободы, понятой феноменологически? Отказаться от такой свободы – значит отказаться от бытия-самим-собой. Отказаться от такой свободы – значит отказаться от самого себя
Вольнов В.


[257] Судьба и свобода не суть противоположности, так как – возможная интерпретация, - они являются одним и тем же, причем одно не исключает другое. Их различие определяется лишь тем, что их рассматривают с различных точек зрения
Сваджельски Ж.


[258] Если бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.
Кант И.


[259] Я ни на что не надеюсь и ничего не боюсь. Я свободен
Казандзакис Н.


[260] Свобода - это этический принцип, обладающий демонической сущностью.
Сьоран Э.


[261] Быть чем-то определенным - без каких-либо оговорок - всегда предполагает ту или иную форму безумия, от которого жизнь, этот апогей навязчивых идей, избавляется лишь затем, чтобы тут же зачахнуть.
Сьоран Э.


[262] Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда. Мы оказались в мире не благодаря самим себе... Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована... Откуда? Очевидно, не из мира
Ясперс К.


[263] Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д. Меню обширное и скучное, и сами его обширность и скука достаточно оскорбительны, чтобы восстановить разум против пользования им. В момент,
когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить
Бродский И.


[264] Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает всю его обманчивость. Ни один Великий инквизитор не имел под рукой столь ужасных пыток, какие имеет страх, и ни один шпион не умеет столь искусно нападать на подозреваемого как раз в то мгновение, когда тот слабее всего, не умеет столь прельстительно раскладывать ловушки, в которые тот должен попасться, как это умеет страх; и ни один проницательный судья не понимает, как нужно допрашивать обвиняемого - допрашивать его, как это делает страх, который никогда не отпускает обвиняемого - ни в развлечениях, ни в шуме повседневности, ни в труде, ни днем, ни ночью
Кьеркегор С.


[265] Жизненные решения очень дороги, потому что они сопровождаются отречением. Они сталкивают нас с той степенью, до которой мы создаем сами себя, а также с ограничением наших возможностей
Ялом И.


[266] Человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие
Аль-Каддафи М.


[267] Жизнь — так, как она есть, — не борьба между Плохим и Хорошим, но между Плохим и Ужасным. И человеческий выбор на сегодняшний день лежит не между Добром и Злом, а скорее между Злом и Ужасом. Человеческая задача сегодня сводится к тому, чтобы остаться добрым в царстве Зла, а не стать самому его, Зла, носителем.
Бродский И.


[268] Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один
Искандер Ф.


[269] Человек ведь довольно беспомощное существо и может немногое. Но если что-то может, то только свобода может ему помочь. Я бы сказал, что вообще даже свободные могут немногое, а рабы уж совсем ничего не могут.
Мамардашвили М.


[270] В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя.
Мамардашвили М.


[271] Во-первых, человек свободен в одном простом смысле слова: он не есть элемент какой-нибудь причинной природной цепи, он не производится природой. В этом смысле он "свободен".
Мамардашвили М.


[272] Под свободой обычно эмпирически понимают "свободу выбора". Считается, что мы свободны тогда, когда можем выбирать; и чем больше выбора, тем больше свободы. Если у человека есть свобода выбора, то свободой называется, во-первых, само наличие выбора, и во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. Таков эмпирический смысл термина "свобода".
Мамардашвили М.


[273] А философ говорит нечто совсем другое - более правильное. Он говорит: проблема выбора никакого отношения к проблеме свободы не имеет. Свобода это феномен, который имеет место там, где нет никакого выбора. Свободой является нечто, что в себе самом содержит необходимость - вот как введена категория. Нечто, что является необходимостью самого себя, и есть свобода.
Мамардашвили М.


[274] свободным явлением называется такое явление, необходимость которого и есть оно само. Необходимость! Нечто, что делается с необходимостью внутренней достоверности или просто внутренней необходимости, и есть нечто, делаемое свободно.
Мамардашвили М.


[275] Нечто, что имеет свои основания вне себя - не свободно, поскольку оно стоит в причинной цепи и, следовательно, имеет причинные обоснования и причину объяснения.
Мамардашвили М.


[276] Я думаю, вы согласитесь, что приспосабливаться к обществу - это то же самое, что в очереди вести себя прилично. Ведь молчаливый закон очереди предполагает, что каждый стоящий в ней получает что-то (если это что-то не кончается) только в зависимости от того, что не выделяется.
Мамардашвили М.


[277] философы считают, что человек, человеческое существо свободно в абсолютном смысле слова. Почему? Потому что если оно зависимо или является рабом, то только - рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души. Это не мир делает его рабом - по отношению к миру человек свободен абсолютно, - корни его рабства уходят в него самого.
Мамардашвили М.


[278] Когда мы делаем выбор, решаем, мы целый мир, мировую цепь кристаллизуем позади себя.
Мамардашвили М.


[279] Независимость нам нужна и для того, чтобы себя увидеть
Мамардашвили М.


[280] Весь мир - театр,
мы все - актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Ронсан П.


[281] Человеческое сердце обладает досадной склонностью именовать судьбой только то, что его сокрушает.
Камю А.


[282] Так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое. Начиная с ненасытного завоевателя, который способен проглотить весь мир, и кончая смиренным слепцом, которого ведет собака, мы все — игрушки ее прихотей. И пожалуй, слепец, который идет за собакой, следует более верным путем и реже бывает обманут в своих ожиданиях, чем тот, первый слепец со всей его свитой.
Бомарше П.


[283] Свобода это самоопустошение, свобода истощает, тогда как гнет заставляет копить силы, не дает расплескивать энергию, как это делает свободный человек, которому свойственно расточаться, раздавать лучшее. Вот почему рабы рано или поздно кладут конец свободе. Хозяева же себе на беду изливаются, тратят собственную суть, жаждут высказаться: неумеренная трата своих дарований, любых своих преимуществ, доводит их до состояния теней. Рано или поздно свобода их пожирает
Сьоран Э.


[284] Человек живет множественностью, отсюда - ответственность, потому что из множественности он должен сделать выбор. Действие есть превращение потенциального множества в реальное единство. Если бы не было множества, то есть не было бы искушений, то в чем была бы заслуга нашей добродетели?
Лотман Ю.


[285] У нас есть выбор. Знаете немецкую поговорку: "Wer hat Wahl, hat auch Qval..." "Кто имеет выбор, тот имеет мучение". И наоборот: кто имеет мучение, тот имеет выбор. А выбор есть мысль, и ответственность, и несчастье, и счастье. Вот в таком мире нам приходится жить. Проще сделать его казармой, или тюрьмой, или очень хорошим зоологическим садом, где зверей будут кормить и гладить, но все за них решать...
Но все-таки жить нам надо в человеческом мире, который накладывает на нас муки выбора, неизбежность ошибок, величайшую ответственность, но зато дает и совесть, и гениальность, и все то, что делает человека человеком...
Лотман Ю.


[286] Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а том, что внутри нас, заставляет выбирать наши дороги
О. Генри


[287] Свободным человек может стать только через свободу других людей
Бовуар С. де


[288] У несвободных людей всегда путаница понятий
Чехов А.П.


[289] Принимая решение в пользу стабильности, мы по сути выбираем свое неизменное прошлое. В результате меньше тревожимся, но при этом ощущаем вину за нереализованные возможности. Выбирая неопределенное будущее, мы всегда делаем шаг в сторону личностного развития: больше доверяем себе, смотрим на мир оптимистично, живем осмысленной жизнью, но в то же время… обрекаем себя на постоянное переживание тревоги. Это та цена, которую мы платим за движение и личностное развитие
Леонтьев Д.А.


[290] Свобода - это диалектика возможного и необходимого
Кьеркегор С.


[291] Смерть может стать символом свободы, ибо ее необходимость не уничтожает возможность окончательного освобождения. Как и другие формы необходимости, она может стать рациональной — безболезненной
Маркузе Г.


[292] Тот, кто отдает свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого
Джефферсон Т.


[293] Контакт означает не только единение или растворение. Он может произойти только между отдельными существами, всегда требует независимости и всегда рискует попасть в ловушку объединения. В момент объединения чувство полноты собственной личности переходит в новое качество. "Я" уже больше не только я, а "я" и "ты" – это "мы". И хотя эти "я" и "ты" становятся "мы" только на словах, тем не менее, мы рискуем раствориться в этих местоимениях и потерять "я" и "ты". Пока у меня нет опыта полного контакта, когда "я" встречаю "тебя" – с глазами, руками, головой, – ты можешь стать неотразимой и совершенно подавить меня, когда я полностью тебя почувствую. Вступая в контакт с тобой, я ставлю на карту мое независимое существование, но только через контакт мы узнаем настоящую цену независимости.
Польстер И.


[294] Проблема ответственности имела бы смысл в том случае, если бы с нами ещё до нашего рождения посоветовались и получили бы от нас согласие стать именно тем, кем мы и являемся
Сьоран Э.


[295] Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь
Руссо Ж.-Ж.


[296] Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую
Уайльд О.


[297] А что люди называют судьбой, это большей частью просто их собственные глупые выходки.
Шопенгауэр А.


[298] Свобода лучше чем несвобода
Медведев Д.А.


[299] Дайте волю - волю, волю -
И не надо счастья мне!
Лермонтов М.Ю.


[300] Становление зрелой личности прямо зависит от того, в какой мере человек может взять на себя ответственность за свой выбор, перестать обвинять окружающих или ожидать от них избавления, а также признать боль, связанную со своим одиночеством, независимо от своего вклада в формирование социальных ролей и укрепление социальных отношений
Холлис Дж.


[301] Истинная природа человека, как истинная природа любого другого животного, состоит в целостности. Только посредством интегрированной спонтанности и произвольности (deliberateness) человек может сделать осмысленный экзистенциальный выбор. Ибо как спонтанность, так и произвольность коренятся в природе человека. Сознавание ответственности за целостное поле, за себя и за другого, придает жизни индивида значение и форму.
Перлз Ф.


[302] Судьба означает «куда», каузальность – «откуда».
Шпенглер О.


[303] Для того, чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва
Бах Р.


[304] Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следова­тельно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше
Августин Аврелий


[305] Христианину, прежде всего, необходимо и спасительно знать, что Бог ничего не предвидит по необходимости, а знает все, располагает и совершает все по неизменной, вечной и непогрешимой своей воле. Эта молния поражает и начисто испепеляет свободную волю...
Лютер М.


[306] Экзистенциализм — не только философия смерти, но вместе с тем и философия абстрактной свободы. Такова одна из важнейших причин популярности именно сартровского экзистенциализма, и здесь, хотя на первый взгляд это звучит парадоксально, сокрыта реакционная сторона его нынешнего воздействия.
Лукач Г.


[307] абстрактная и перегруженная, полностью опорожненная и ставшая иррациональной концепция свободы и ответственности, благородное презрение к социальной точке зрения, к общественной жизни при защите онтологической целостности индивида отлично дополняют, особенно удовлетворяя потребности снобов, миф о ничто; потому что им должно быть особенно по вкусу смешение крайне строгих принципов с возможностями циничных поступков и моральным нигилизмом. Но сверх того эта концепция свободы предоставляет определенной части интеллигенции, склоняющейся к чрезвычайному индивидуализму, идео­логическую опору, самоуспокоение, призванное дать возможность отвергнуть развертывание демократического строительства.
Лукач Г.


[308] мне кажется, что это ложь, - когда люди утверждают, что хотят быть свободными, настаивают на том, что свобода для них - нечто самое желанное, святое и драгоценное. Но ведь это чушь собачья! Людям страшно становиться свободными, они цепляются за свои цепи.
Моррисон Дж.


[309] Я полагаю, что люди сопротивляются свободе, потому что боятся неизведанного. Но ведь это смешно... Все неизведанное когда-то было хорошо известно, и пребывало в наших душах... И только огромный воображаемый страх сталкивает вас лицом к лицу, проводит к конфронтации с самим собой. Загляните вглубь, посмотрите на корни этого ужаса. Тогда страх утратит свою силу и боязнь свободы отступит и исчезнет. Вы - свободны.
Моррисон Дж.


[310] Гуманизация и сокращение принуждения и насилия естественным следствием имеют рост свободы человека и сокращения числа моральных правил, регламентирующих его поведение. Мы все ближе подходим к реальному воплощению принципа "разрешено все, что не ущемляет интересы других".
Фридман Б.


[311] Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как... ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро=0, и он не движется; свобода человека=0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы.
Замятин Е.


[312] И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это н_е_с_в_о б_о_д_н_о_е движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно:инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы, в теперешней нашей жизни - только сознательно...
Замятин Е.


[313] Быть свободным — значит, помимо всего, не быть рабом собственной логики
Монтерлан А.


[314] Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть людей, этих слабосильных бунтовщиков, для их счастья, — эти силы: чудо, тайна и авторитет. Ты отверг и то, и другое, и третье и сам подал пример тому. Или Ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Но овладевает свободой людей лишь тот, кто обольстит их совесть. Ты возжелал свободной любви человека — свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в руководстве Твой образ перед собою, — но неужели Ты не подумал, что он отвергнет и оспорит даже Твой образ и Твою правду, если его угнетут таким страшным бременем, как свобода выбора?
Достоевский Ф. М.


[315] либо мир является огромным хаосом, либо в нём царствует порядок и закономерность
Марк Аврелий


[316] жизнь принуждает нас ко многим добровольным действиям
Лец С.Е.


[317] На самом деле ... каждый думает то, что ему подспудно наязывают другие.
Паланик Ч.


[318] И каждый в тюрьме самого себя
Почти убежден в свободе...
Пирс Э.


[319] Мой первоначальный, или первородный, грех: мое абсолютное несоответствие возложенной на меня бесконечной ответственности. Тогда сама бесконечная ответственность стала моей виной - виной без вины, так как не я сам сотворил себя.
Бесконечная ответственность принадлежит только Творцу и неотделима от Его абсолютной, даже немотивированной свободы. Поэтому Его дар мне бесконечной ответственности был также даром абсолютной свободы. Но в невозможности ни принять Его дар, ни не принять абсолютная свобода стала только свободой выбора - грехом, Его бесконечный дар мне стал проклятием
Друскин Я.С.


[320] Бог создал меня невинным и безгрешным, как и все, что Он сотворил, и возложил на меня бесконечную, непосильную для меня ответственность за меня, за мое существование, за все Свое творение, чтобы в абсолютном несоответствии возложенной на меня бесконечной ответственности с моими конечными, как у сотворенного, силами у меня открылись глаза, чтобы я получил лицо, взгляд, увидел Его взгляд и стал святым, как и Он свят.
Друскин Я.С.


[321] Бесконечная ответственность принадлежит только Творцу и неотделима от Его абсолютной, даже немотивированной свободы. Поэтому Его дар мне бесконечной ответственности был также даром абсолютной свободы. Но в невозможности ни принять Его дар, ни не принять абсолютная свобода стала только свободой выбора - грехом, Его бесконечный дар мне стал проклятием
Друскин Я.С.


[322] Жизнь, как известно, не предопределяется заранее, и все происходящее является лишь цепью случайностей. Но даже те, кто знает эту истину, в какой-то момент своей жизни оборачиваются назад и понимают, что пережитые ими случайности были закономерностью...
Памук О.


[323] Возможно, свой город, как и свою семью, мы любим потому, что у нас нет другого выбора
Памук О.


[324] людям очень близка мысль о том, что свобода — это иллюзия
Мэй Р.


[325] Простейшая логика подскажет нам, что абсолютная свобода и абсолютное равенство несовместимы. Общество – это головоломка из подвижных элементов, верное сложение которых и создаст гармонию. Все элементы должны существовать в компромиссе. Если кто-то ставит себя и свое мнение выше других, появляется жестокость и хаос.
Стоппард Т.


[326] Свобода - это не буханка хлеба, за которую дерется толпа людей и которую можно отдать, вырвать, забрать. Свобода – это то, что ты отдаешь, даришь другому. И ты делаешь это, понимая, что тот, кто получает от тебя подарок – свободу, нуждается в тебе так же, как и ты в нем. Свобода, это сотрудничество, важное для обеих сторон, это договоренность о порядке.
Стоппард Т.


[327] У нас почему-то все люди, если их даже так не воспитывают, стремятся к каким-то нормативам, которые на самом деле, ужасно разрушительны. Особенно для маленьких детей.
Явлинский Г.


[328] Когда рождается ребенок, взрослые думают, что его задача вырасти. Нет, это не так. Смысл его жизни - просто быть ребенком. В природе есть существа, которые живут всего один день. Благо жизни в ее течении, в настоящем моменте. У каждого человека, у каждого из нас есть только «сейчас».
Стоппард Т.


[329] Свобода - это свобода грешить, благочестие же состоит в том, чтобы не пользоваться ею из любви к Господу Богу, который счёл нужным даровать её нам
Манн Т.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Немалый проделан труд, и проделан с любовью... И никто не дочитал, похоже, до конца. Я тоже не дочитал, скажу честно. Мнений о столь важных для человека вещах, как свобода и ответственность, бездна. Может быть, стоило бы их осмыслить? Нанизать бусы мыслей на одну нитку и украсить ими прекрасную головку? А вообще-то я сам никак не вписываюсь в этот liveintranet. Все здесь, как и на многих других сайтах и порталах, бегут, спешат, не успевая думать и никогда не возвращаются к тому, что было два дня назад...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Свобода и ответственность | Svetylai - Дневник Svetylai | Лента друзей Svetylai / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»