Это цитата сообщения
Волшебница_Алиша Оригинальное сообщениеРусский танец. Русский хоровод.
Приведенный здесь танец - хоровод принадлежит к числу хороводов среднерусской полосы и построен на материале Калининской области.
В Калининской области подобные хороводы разыгрывались на лужайке или на площади.
Хоровод исполняется плавно и жизнерадостно. Парни двигаются весело, с задором отстукивая дробушку, девушки танцуют более спокойно, степенно, порой улыбаясь юноше своей пары.
Начинается хоровод двумя цепочками, которые идут одна к другой и соединяются в общий круг. Затем танцующие выполняют различные перестроения: образовывают «улицу», как бы прогуливаясь парами, поднимают соединенные руки, чтоб пропустить в «воротца» встречные пары, сплетают руки в «корзиночку», выстраиваются «подковкой» (полукругом), а с окончанием танца кланяются друг другу.
Музыкальным сопровождением хоровода могут служить народные песни «Во саду ли в огороде», «Чтой-то звон», «Во сыром бору тропинка» или любая другая народная песня такого же ритма и характера.
Музыкальный размер : 2/4.
Участвует в хороводе восемь пар. Исполнители, разделившись пополам, т. е. по четыре пары, образовывают две линии; в линиях девушки и юноши стоят через одного, в затылок друг за другом.
Соединенные руки опущены. Исполнители стоят в последней кулисе справа и слева.
Выход:
1-й—16-й такты
Обе линии переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, идут по кругу; выходящие справа по ходу часовой стрелки, выходящие слева против хода часовой стрелки. Обе линии встречаются у середины задника сцены; ведущие берутся за руки; последние исполнители, задерживаясь у авансцены, также берутся за руки. Получается общий круг.
Общий круг танца.
1-й—8-й такты
Все исполнители двигаются по кругу против часовой стрелки тем же переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.
9-й—16-й такты
Повернувшись, но не останавливаясь на месте, исполнители двигаются по кругу по часовой стрелке тем же переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.
[показать]
17-й—20-й такты
Девушки тем же переменным ходом №2, начиная с правой ноги, направляются к центру сцены и образовывают внутренний круг, беря друг друга за руки. Юноши тем же ходом почти на месте образовывают внешний круг и также берут друг друга за руки.
[показать]
21-й—24-й такты
Девушки тем же ходом двигаются по кругу по часовой стрелке, юноши против часовой стрелки.
25-й—28-й такты
Повернувшись, девушки двигаются этим же ходом против часовой стрелки, юноши — по часовой стрелке.
29-й—30-й такты
Девушки, расширяя круг, отходят назад переменным ходом № 2, начиная с правой ноги и поднимая в стороны соединенные руки до уровня плеч.
Юноши подходят к девушкам переменным ходом № 2 с правой ноги, не разъединяя рук.
31-й—32-й такты
Девушки опускают соединенные руки вниз. Юноши поднимают соединенные руки вверх, переносят их сверху через головы девушек и, войдя в интервалы между девушками, опускают спереди соединенные руки. Получается «корзиночка».
«Корзиночка».
1-й—4-й такты
«Корзиночка» плавно двигается по кругу против часовой стрелки движением «гармошки» № 38. Головы у всех приподняты и повернуты вправо, исполнители смотрят по ходу движения.
5-й—8-й такты
Этим же движением «гармошки» «корзиночка» двигается по кругу обратно по часовой стрелке. Головы поворачиваются влево.
[показать]
9-й—10-й такты
«Корзиночка» двигается по кругу против часовой стрелки боковым ходом № 9, «припадание» с правой ноги. Юноши, поднимая соединенные руки вверх, переносят их над головой девушек и, не разъединяя, опускают позади девушек.
11-й—12-й такты
Разъединив руки, юноши проводят их снизу под соединенные руки девушек и опять берутся за руки ниже рук девушек. Движение «припадания» продолжается.
13-й—14-й такты
Продолжая двигаться «припаданием» по кругу против часовой стрелки, девушки, поднимая соединенные руки вверх, переносят их над головой юношей
и, не разъединяя, опускают позади юношей.
15-й—16-й такты
Девушки, разъединив руки, проводят их снцзу под соединенные руки юношей и берутся за руки ниже рук юношей. Движение «припадания» продолжается.
17-й—24-й такты
«Корзиночка» разрывается между двумя исполнителями. Все исполнители, не разъединяя рук, продолжают двигаться «припаданием» с правой ноги против часовой стрелки, выстраиваясь в полукруг («подковку») лицом к центру сцены.
Вращение пар в танце.
25-й—28-й такты
Исполнители попарно берутся за руки, повернувшись один к другому и глядя друг на друга (положение № 11). Каждая пара вращается против часовой стрелки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги. Девушки двигаются скромно и застенчиво, юноши — задорно, весело, поглядывая на девушек.
[показать]
29-й—32-й Пары этим же движением вращаются в обратную сторону по часовой стрелке
такты и на вращении выстраиваются в две колонны, перпендикулярные авансцене, по четыре пары одна за другой. Юноша правой рукой держит левую руку девушки (положение № 7).
«Улица» (темп средний).
1-й—4-й такты
Обе колонны на правой и левой стороне сцены переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, двигаются по направлению к зрителю, затем друг к другу по авансцене.
5-й—8-й такты
Встречаясь у середины авансцены, пары, идущие против часовой стрелки, поднимают соединенные руки вверх, образовывая «воротца» (положение рук № 14 а), и пропускают в них встречные пары. Пары, двигающиеся по часовой стрелке, наклоняясь, проходят в «воротца» (положение рук № 7). К концу 8-го такта исполнители, двигающиеся по часовой стрелке, прошли в «воротца».
9-й—12-й такты
Пары, делавшие «воротца», опускают соединенные руки. Все исполнители кладут свободные руки кулачком сбоку на талию. Обе колонны этим же ходом двигаются вверх, заворачивают вдоль задника сцены и двигаются друг к другу (положение рук № 7).
13-й—16-й такты
Пары, идущие по часовой стрелке мимо задника сцены, поднимают соединенные руки вверх, образовывают «воротца» и пропускают в них встречные пары. К концу 16-го такта исполнители, двигающиеся против часовой стрелки, прошли в «воротца». Пары, делавшие «воротца», опускают сомкнутые руки. Свободные руки всех исполнителей лежат кулачком сбоку на талии. Все пары, возвратившись на свои стороны, вновь образовывают «подковку».
[показать]
«3 в е з д о ч к и».
1-й—4-й такты
Четыре пары, находящиеся на правой стороне, и четыре пары на левой стороне образовывают две «звездочки». Исполнители, находящиеся с правой стороны, соединяют в центре левые руки; исполнители, стоящие с левой стороны,— правые руки. «Звездочки» вертятся: правая — против часовой стрелки, левая — по часовой стрелке, переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.
5-й—8-й такты
Перехватившись другими руками, исполнители каждой «звездочки» этим же ходом вертятся в обратную сторону: правая — по часовой стрелке, левая —против часовой стрелки.
Два кружочка.
9-й—12-й такты
Обе «звездочки» разъединяются, исполнители образовывают два кружоч ка, поворачиваясь лицом к центру, и продолжают переменным ходом вращаться: правый кружочек — против часовой стрелки, левый — по часовой стрелке.
13-й—16-й такты
В каждом кружочке юноша и девушка соседней пары, находящиеся ближе к заднику сцены, разъединяют руки. Крайний юноша кружочка слева и крайняя девушка кружочка справа тем же переменным ходом № 2 заводят каждый свою цепь к середине задника сцены, выравнивая всех в полукруг.
Большая «звездочка» («к а р у с е л ь»).
1-й—4-й такты
Юноши переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, собираются к центру круга и соединяют в центре левые руки, образуя «звездочку». Свободные правые руки открыты в сторону. Девушки остаются на месте.
5-й—8-й такты
Девушки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, подходят к юношам своей пары и подают им левые руки. Образовывается «карусель».
9-й—12-й такты
Юноши, делая движение переменного хода на месте, поднимают правую руку вверх вместе с левой рукой девушки. Девушки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, делают поворот на месте влево, проходя под поднятыми руками, правая рука лежит кулачком сбоку на талии.
13-й—16-й такты
Девушки делают второй поворот влево, проходя под поднятыми руками, Правая рука лежит кулачком сбоку на талии.
[показать]
17-й—24-й такты
«Карусель» начинает вращаться против часовой стрелки. Исполнители, не разъединяя рук, двигаются переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, соединенные в центре левые руки юношей приподнимаются вверх. К концу 24-го такта юноши и девушки попарно расходятся в полукруг и останавливаются лицом к центру.
Полукруг.
1-й—4-й такты
Девушки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, сходятся к центру сцены, образовывая небольшой полукруг, соединяя руки, поднимают их вверх.
[показать]
5-й—7-й такты
Девушки стоят на месте с поднятыми руками. Юноши этим же ходом двигаются к центру сцены, проходя в интервалы под поднятыми руками девушек.
8-й такт
Юноши поворачиваются через правое плечо лицом к девушке своей пары и протягивают ей обе руки. Девушки, разъединяя руки, кладут их на руки юношам своей пары.
9-й—12-й такты
Пары спокойно, плавно вращаются против часовой стрелки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, и на вращении расходятся обратно в большой полукруг.
13-й—16-й такты
Каждая пара вращается в обратную сторону, т. е. по часовой стрелке. К концу 16-го такта исполнители останавливаются и кланяются друг другу, благодаря за танец.
Примечание. В других сценических вариантах хоровод может закончиться низким русским поклоном зрителю или уходом всех исполнителей за кулисы, вслед за ведущей парой.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
http://piruet.info/ (здесь картинки можно посмотеть в крупном размере)
http://www.piruet.info/index/russkij_khorovod/0-36