Пиар акция Русской Православной Церкви по принесению мощей Александра Невского из Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге в храм Христа Спасителя в Москве вызывает следующие вопросы:
- Зачем в Москве нужны еще одни мощи «Александр Невского»?
- Чьи останки выдают за мощи Александра Невского?
- Сколько всего частиц мощей «Александра Невского» (другими словами: на сколько частей и тела скольких покойников расчленили служители культа)?
И, наконец, вопрос риторический: почему Русская Православная Церковь прибегате к таким недостойным средствам как обман и фальсификация. Неужели к своей пастве РПЦ относиться как к быдлу? Или целенаправленно хочет сформировать из русского народа именно такую паству, что бы манипулировать ей в своих интересах?
Отвечаю по порядку.
1. В Москве в настоящее время мощи «Александра Невского» можно увидеть в Храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. В Храме св. блгв. кн. Александра Невского. (Подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря) находиться икона с частицами мощей «Александра Невского». Еще одна икона с частицами мощей в церкви «св. Екатерины Великомученицы, что на Всполье». В минувшем году еще одну икону с частицей мощей РПЦ преподнесла штабу Дальней авиации.
В храме Александра Невского подмосковного Звенигорода и Серпуховском Высоцком мужском монастыре хранятся частицы мощей «Александра Невского». Таким образом, после того как очередные мощи «Александра Невского» упокоятся в храме Христа Спасителя, в Московском регионе будет семь частиц мощей «Александра Невского».
2. Мощи «Александра Невского» были в срочном порядке извлечены (буквально откопаны) в 1380 г. после Куликовской битвы при обстоятельствах которым я посвящу отдельный пост. Даже если предположить что спустя 120 лет после смерти Александра Ярославича иноки действительно явили его останки (причем, по закону жанра, чтобы быть канонизированным в качестве святого они должны были быть нетленными), то эти самые мощи были утрачены во время пожара 1491 г., о чем есть документальные свидетельства.
Например, в летописном своде 1497 г. так рассказано о пожаре 1491 г.: «Того же лета месяца маиа в 23 день, в неделю, згоре град Володимирь весь, и посады, и церковь Рожество в монастыри, внутри города, и тело великого князя Александра не въскоре згоре, а всех церквей во граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градцким людем и христианству» // ПСРЛ. Т. 28. М.-Л., 1961. С. 155-156. В летописном своде 1518 г. читаем: «Того же месяца маия в 23, в понеделник, загоре город Володимерь весь, и с посады, и церковь Рожество пречистые в монастыре внутри города выгоре, и тело великого князя Александра Невского згоре; а всех церквей в граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градским людем и христианству». // Там же. С. 321.]
3. Части тела «Александр Невского» - одина из самых «популярных» реликвий РПЦ, которую она пользовала и до 1917 г. Новое ускорение процесс умножения мощей получил, после того как РПЦ в начале девяностых годов прошлого века передали мощи «Александра Невского» из музея истории религии и атеизма, куда после революции поместили то, что выдавали за мощи князя, которые при Петре первом доставили из Владимира в новую столицу Империи. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей «АН» поставлено РПЦ на поток. Так частицы мощей есть в городах Санкт-Петербург (лавра), Южно-Сахалинск (кафедральный собор), Киев (обитель в Бортничах), София, Переславль-Залесский, Абдулино (Оренбургская обл.)
Иконы с частицами мощей есть в Нижнем Новгороде (2 шт.) Новосибирске, Пскове, Таганроге, Томске, Иркутске («отщипнули» от мощей в Новосибирске в 2001 г.), Волгограде, Балашихе, Знаменске (Астраханская обл.), Ртищево (Саратовская обл.), в храме села Спас-Чамерево (Владимирская обл.), посёлке Колывань (Новосибирская обл.), Серафимо-Дивеевском монастыре, Минске, Радивилове (Украина, Ровенская обл.) Почти все эти иконы - новодел последнего десятилетия.
Думаю что это далеко не полный список мест где есть подобная "святыня". Рискну предположить что до разгрома храмов коммунистами иконы с частицами мощей А"лександра Невского" и части его мощей были во всех храмах носящих имя этого князя. т.е. эти новые иконы пришли на смену тем, что были утрачены в то время.
P.S. Оставим в стороне вопрос о том, на сколько это нравственно, по-христиански, надругаться над телом покойного, расчленяя его на частицы мощей. Кстати, по уголовному кодексу РФ это уголовное преступление наказуемое по ст. 244 УК РФ. Под надругательством над трупом умершего законодатель понимает любое действие в отношении захороненных или временно незахороненных человеческих останков, их извлечение из могилы, изъятие предметов, находящихся на теле умершего, обнажение, расчленение трупа.