• Авторизация


Экзаменационные оценки в университете 07-12-2025 13:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[389x600]

До 1917 года в России в системе высшего образования существовала определенная неразбериха  как в системах оценки знаний учащихся так и в самих формах её проведения (годовые, полугодовые испытания и пр.). Например, Московский университет использовал «николаевскую» школу оценок от 0 до 5, которой не пользовались в других университетах. Правила Санкт-Петербургского университета устанавливали шкалу от 1 до 5 (со значениями слабые, посредственные, достаточные, хорошие, отличные успехи на полукурсовых испытаниях и словесную шкалу – весьма удовлетворительно, удовлетворительно и неудовлетворительно  – для поверочных испытаний, которым подвергались только стипендиаты.  Подобное  одновременное существование  двух шкал – цифровой и словесной продолжалось до 1906 г., когда были утверждены новые правила о зачете полугодий, которые вводили предметную систему в университетах. Согласно этим правилам, на полукурсовых экзаменах следовало также пользоваться трехбалльной словесной шкалой*, а для получения диплома первой степени необходимы были более половины всех отметок, как полукурсовых, так и окончательных испытаний, «весьма удовлетворительно»

*-Правила о зачете полугодий для получения выпускного свидетельства на факультетах: историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и восточных языков (12 июня 1906 года). // ЖМНП, 1906, ч. IV, с. 71.

В рассказе ниже, помимо “реалий” сдачи экзамена, мы видим применение словесной шкалы оценки на экзамене (по всей видимости, на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где в свое время учился автор).

 

Весьма! (1908 “Сатирикон” № 25 Специальный студенческий номер )

Билет попался из первых, но от этого было не легче, так как Юркий начал читать курс  с середины, а первые страницы только перелистал.

Профессор обидно-равнодушно посмотрел  на билет, записал номер с легкой иронией, как показалось, пробормотал : „пожалуйста, присядьте и обдумайте!" и сейчас  же обратился к  сидящему через  стол  прыщеватому студенту в  оливковом  сюртук : „ну-с , продолжайте!.."

Юркий механически с л  и погрузился в  программу: „Понятие юридического лица. Важнейшая теория о юридическом  лиц . Теория, принятая господствующим  мнением . Теория Бринце,  Иеринга, германистов "...

В  башке чисто! Ни одной мало-мальски приличной ассоциации...

Стало слегка жутко, но студент , бывавший и не в  таких  переделках , быстро овладел  собой.

Профессор , что-то набрасывая на программке  карандашом , вяло говорил  тому же оливковому сюртуку:

— Так  вы, значит , не можете припомнить, что такое actиonesиnremscrиptae? Жаль, у вас  имеется в  11 билете ... Этот  иск  необходимо знать юристу...

„Режет !—пахнуло холодом  на Юркого.—Чёрт ! авось, кривая вывезет !"—и сделал  знак , чтобы  ему подчитали. Хотя он  отлично разбирал  ловкий шёпот  товарища, но уловить общую последовательность мысли и особенно собственные имена никак  не удавалось.

Между тем  на столике лист  с  фамилиями пододвинулся под  рукав  профессора, перо замерло над  уготованной ему клеткой, а порезанный студент  со страдальческим, сморщенным  лицом  тянулся к  заклателю и что-то шептал:

—           Нет, извините, никак  не могу,—с  ужимкой соболезнования и покорности пред  велением  долга говорил  профессор ,—я вас  по всему курсу спрашивал  и вы почти ни на один  вопрос  мне толком ...

...„Экзаменатор  сам  писал  о природе юридических  лиц “, — несся шёпот , — его теория... способность быть субъектом , есть социальное качество...

У Юркого нервно обострился слух , и память записывала все точно с  безукоризненностью фонограммы...

—           Господин  Юркий... Всеволод , пожалуйста!

Юркий мгновенно приняв  бодро-небрежный вид , поднялся со стула и сел  против  профессора.

—           Что у вас?

—           Юридические лица.

—           Вот  прекрасно! Ну, что вы скажете о юридических  лицах ?

—           Способность быть субъектом  прав , есть социальное качество.

—           Прекрасно! И что же, все ученые с  этим  согласны?—и у профессора выплыло хорошее чувство к  этому чистому, слегка нервному лицу,—Нужно с  ним  поласковей...

—           Нет, далеко не все, — быстро отчеканивал  Юркий. — господствующая теория...

—           Совершенно верно, ну-с , а вы согласны со сделанным  вами определением ?

Видите-ли, профессор , я, собственно, интересовался этим  вопросом "... по неведомому наитию соврал  Юркий,—когда еще занимался философией права...

Ну, так  что же, вы согласны с  моим  определением, высказанным  в  вашем  курсе?

—           Я, собственно, — овладевая зыбкой почвой, продолжал  вести Юркий раз  подвернувшуюся колею,—сначала долго колебался.

Профессор  стал  заинтересовываться...

—           Вы обращались к  литературе предмета?

—           Да, я имел  под  рукой Дернбурга,—наугад  пустил  Юркий.

—           Видите-ли: у Дернбурга в  его „Pandekten", хотя и трактуется этот  вопрос , но не с  надлежащей пространностью, необходимо пользоваться еще „SistemdeshtutigenRomishenRechts”…

 Профессор  вошел  в  свою сферу, оживился и, как  горохом , стал  сыпать фамилиями и заголовками на разных  языках ...

Пропорционально его ажитации и углублению в  святая святых  науки, росла и крепла уверенность и бодрость Юркого: набегали волны свежей радости, пронизывали все существо, и сердце весело окуналось в  теплую кровь. Юркий преобразился, вырос  в  собственных  глазах , и вдруг  почувствовал  прилив  такого лихого нахальства и безграничного всенаплюйства, что, поймав  на лету какое-то мудреное немецкое название специального труда, запальчиво заявил:

—           Извините, профессор , — я безусловно не могу согласиться с  автором , несмотря на все его с  первого взгляда логически убедительные аргументы!

Улыбка симпатии зазмеилась под  обвислыми седыми усами ученого.

— Я вполне разделяю ваше удачное замечание,— мягко сказал  он : — в  пятом , еще не вышедшем  в  свет , дополнительном  томе к  моему магистерскому труду, вы, collega, прочитаете разбор  этой немецкой работы. На пространстве ста страниц  я шаг  за шагом  разбираю аргументацию автора, попутно иллюстрируя изложение цитатами из  подлинника, и на стр. 257 высказываю почти тождественное с  вашим  заключение. Это вас  должно мило поразить!...

Под  усами опять зашевелилась симпатия.

Юркий окончательно чувствовал  себя победителем  и уже внутренно смотрел  свысока на эту ученую мельницу, так  любовно махающую крыльями всякому удачному ветру. Он  отложил  программку в  сторону и с  легкой усмешечкой подавал  реплики вроде: „как  вы находите, выдерживает-ли критику логическая паутина такого-то" или „не поражает -ли вас  половинчатость и робость мысли того-то“, а ученый профессор  выгружал  перед  ним  целые возы библиографических  названий, приобретенных  десятилетиями кропотливого, самоотверженного труда...

Случайно окинув  взором  аудиторию, профессор , наконец , спохватился: „Извините, мы устроили здесь целый диспут , а меня, как  видите, ждет  неприятная обязанность — формальная проверка знаний ваших  коллег ". Он  сделал  жест  в  сторону толпившихся вокруг  стола подслушивателей и натаскивателей, изучающих  „коньков " и манеры экзаменаторов .

Я вполне убедился, что вы не ограничились пределами учебника и широко интересовались литературой предмета... Позвольте ваш  матрикул ..

Красивое „весьма!" заполнило клеточку против  догмы Римского права...

Юркий, еле сдерживая спазмы смеха, натянуто-медленными шагами направился к  двери, но едва приоткрыл  ее, смех , как  лопающие пузыри в  воде, зафыркал  и забурлил  из  горла. Юркий затрясся, свалился на пол  и замолотил  ногами.

Сторожа едва отпоили его водою...

Красный.

Антипов Константин Михайлович, а это он обычно подписывался псевдонимом “Красный”, не по наслышке знал студенческую жизнь. В 1901-1903 гг. учился сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультетах Университета Св.Владимира . Был отчислен за участие в студенческом движении. Член РСДРП. В 1903-1909 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Свидетельство об окончании курса получил в Киевском университете в 1910 г.

“Весьма” – означало наивысшею оценку на экзамене в университете – “весьма удовлетворительно”. Другие варианты - «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». Другин вариантов не было.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Экзаменационные оценки в университете | Vladimir_SPB - Дневник Vladimir_SPB | Лента друзей Vladimir_SPB / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»