До 1917 года в России в системе высшего образования существовала определенная неразбериха как в системах оценки знаний учащихся так и в самих формах её проведения (годовые, полугодовые испытания и пр.). Например, Московский университет использовал «николаевскую» школу оценок от 0 до 5, которой не пользовались в других университетах. Правила Санкт-Петербургского университета устанавливали шкалу от 1 до 5 (со значениями слабые, посредственные, достаточные, хорошие, отличные успехи на полукурсовых испытаниях и словесную шкалу – весьма удовлетворительно, удовлетворительно и неудовлетворительно – для поверочных испытаний, которым подвергались только стипендиаты. Подобное одновременное существование двух шкал – цифровой и словесной продолжалось до 1906 г., когда были утверждены новые правила о зачете полугодий, которые вводили предметную систему в университетах. Согласно этим правилам, на полукурсовых экзаменах следовало также пользоваться трехбалльной словесной шкалой*, а для получения диплома первой степени необходимы были более половины всех отметок, как полукурсовых, так и окончательных испытаний, «весьма удовлетворительно»
*-Правила о зачете полугодий для получения выпускного свидетельства на факультетах: историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и восточных языков (12 июня 1906 года). // ЖМНП, 1906, ч. IV, с. 71.
В рассказе ниже, помимо “реалий” сдачи экзамена, мы видим применение словесной шкалы оценки на экзамене (по всей видимости, на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где в свое время учился автор).
Весьма! (1908 “Сатирикон” № 25 Специальный студенческий номер )
Билет попался из первых, но от этого было не легче, так как Юркий начал читать курс с середины, а первые страницы только перелистал.
Профессор обидно-равнодушно посмотрел на билет, записал номер с легкой иронией, как показалось, пробормотал : „пожалуйста, присядьте и обдумайте!" и сейчас же обратился к сидящему через стол прыщеватому студенту в оливковом сюртук : „ну-с , продолжайте!.."
Юркий механически с л и погрузился в программу: „Понятие юридического лица. Важнейшая теория о юридическом лиц . Теория, принятая господствующим мнением . Теория Бринце, Иеринга, германистов "...
В башке чисто! Ни одной мало-мальски приличной ассоциации...

П.И.Лешков в роли студента в пьесе “Заложники жизни” Федора Сологуба 1913 год.
На фотографии актер Лешков Павел Иванович (1884-1964) в роли Михаила в пьесе “Заложники жизни” Федора Сологуба в постановке Александринского Театра в 1913 году. Режиссёр Всеволод Мейерхольд. Пьеса имела успех. В течении сезона пьеса была сыграна 24 раза.
В 1911 году актер окончил Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс А.И. Долинова), отучившись перед ними три года в Санкт-Петербургском Императорском Университете на физико-математическом факультете. Был принят в труппу Александринского театра.
На фотографии мы видим молодого человека в форме студента Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров имени Императора Николая I. Фотография в зеркальном изображении. Об этом говорит петличный знак.
В тексте пьесы Михаил описывается следующим образом:
“Он в форме студента одного из высших технических учебных заведений. Красивый, стройный молодой человек двадцати двух лет. Держится спокойно и более уверенно, чем в первом действии. На лице, холодном и спокойном, явственно выражение твердой воли. Но видно, что еще он не собрал всех своих сил и не достиг совершенного самообладания. Иногда маска холодного спокойствия спадает с его лица, и под нею открывается лик волнующегося, невинного и страстного юноши”.
По моему мнению, описание и образ на фотографии не совсем совпадают. Я вижу удивление в глазах актера и конечно постановочность в позе и во взгляде. Но актер еще молод, и мастерство позирования для фотосъемки скоро придет к нему.
Это может показаться странным, но в русской литературе конца XIX и начала XX веков был очень скудно проработан образ студента. Обычно принадлежность к ВУЗу была сопутствующей информацией и не определяла сюжетную линию произведения.
Фотоателье К.А.Фишера Спб. 1913 год Фотооткрытка.
На фотографии мы видим студента Санкт-Петербургского Политехнического Института учащегося на Экономическом отделении (петличные знаки). На фуражечном и плечевых знаках мы видим вензель Императора Петра I (две перекрещивающиеся латинские буквы “P”- “Petrus Primus”).
В 1905 году институт был переведен из состава Министерства финансов в Министерство торговли и промышленности (МТП). До 1909 года Министерство Торговли и Промышленности не задумывалось об изменении арматуры на студенческой форме. А сами студенты использовали старую символику или самостийно заказывали наплечные знаки с аббревиатурой министерства “МТП”.
В августе 1909 года в Министерстве обратили внимание на несоответствие официальной символики института реальному положению дел. Руководство института решило воспользоваться этой ситуацией и пользуясь, случаем повысить статус учебного заведения, попросив присвоить ему имя Императора Петра I.
В сентябре 1909 года Совет института постановил ходатайствовать перед МТП о присвоении ему имени Императора Петра I. Одновременно с этим Совет поручил преподавателю рисования института Владимиру Алексеевичу Щуко (проект Библиотеки имени Ленина в Москве) создать эскизы фуражечного и наплечных знаков.
МТП благосклонно отнеслось к ходатайству Совета института, и дало ему ход. В январе 1910 года Император Николай II подписал Указ "О присвоении институту наименования «Санкт-Петербургский Политехнический Институт ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО» (№32930).
По поводу формы и знаков никаких высочайших указаний не последовало. По всей видимости, знаки были утверждены на министерском уровне.
При этом остается загадкой, был ли утвержден фуражечный знак с вензелем Петра I, так как он очень редко встречается на фотографиях студентов того времени. Чаще всего на околыше фуражки мы видим эмблемы специальности.
На фотографии мы видим групповой снимок семьи среднего достатка на фоне зимнего пейзажа. По комбинации фуражечного и наплечного знаков с высокой долей уверенности, возможно предположить, что молодой человек, которого мы видим справа на фотографии, учится в Санкт-Петербургском Политехническом Институте на инженерно-строительном отделении.
“Не было бы счастья, да несчастье помогло” – эта пословица отлично подходит к истории организации в Санкт-Петербургском Политехническом Институте инженерно-строительного отделения. При основании института планировалось обучение студентов на четырех отделениях - экономическом, кораблестроительном, металлургическом с подотделом электрохимии и электромеханическом. Все здания института были рассчитаны на обеспечение учебного процесса на этих отделениях. При проектировании института он задумывался как кампус - подобный современному университетскому городку. На территории института вместе с учебными корпусами были построены два общежития. Эти студенческие общежития помогали решить проблему удаленности института от города. Но после печальных событий 1907 года руководство института было вынуждено отказаться от идеи студенческого общежития в рамках института.
Руководство института решило использовать освободившиеся помещения для расширения учебной базы. 7 сентября 1907 года после оживленного обсуждения Совет Института постановил – Ходатайствовать перед министром торговли и промышленности о разрешении открыть в институте в текущем семестре три новых технических отделения – механическое, инженерно-строительное и химическое. Министр рассмотрел ходатайство очень оперативно, и разрешил сделать публикацию об открытии новых отделений. Прием прошений о поступлении на учебу был начат 19 сентября.
Популярность института была так велика, что на новые отделения поступило 426 человек, и 25 октября были прочитаны первые лекции. Подобная оперативность поражает. При этом каждый поступивший на эти отделения давал расписку о том, что в случае отклонения законодательным учреждением ходатайства министра об организации новых отделений все поступившие будут отчислены. Кроме этого поступившие , до законодательного утверждения, не пользовались всеми льготами определенными для студентов института. Хотя вид на жительство и отсрочку от воинской повинности они всё-таки получали.
Законодательное утверждение открытия новых отделений было получено 14 июля 1909 года. Но только для двух отделений – механического и инженерно-строительного. Химическое отделение посчитали излишней роскошью, и оно не было утверждено.
Определить местность, где сделана эта фотография, не представляется возможным. Фотография не подписана, фуражечные знаки и ременные бляхи не просматривается. Одно возможно сказать это городская местность. В сельских учебных заведениях не могло быть такой формы, какую мы видим на молодых людях на фотографии. Конечно, эти молодые люди могли приехать домой в период летних каникул, но это маловероятно.
Смотреть на эту дружную компанию очень приятно.
Боргман Иван Иванович(1849-1914) – первый выборный ректор Санкт-Петербургского университета, профессор физики, основатель теоретической электротехники. Кроме Университета он преподавал в Электротехническом Институте. Иван Иванович автор первого фундаментального учебника по электромагнетизму "Основания учения об электрических и магнитных явлениях" (2 тома).
Выборы ректора состоялись на основе указа “О введении в действие Временных правил об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения” утвержденного Императором Николаем II(27 августа (9 сентября) 1905 года). Указ был принят в связи с событиями Первой Русской Революции. “Временные правила” изменяли положения Университетского Устава 1884 года вызывавшие наибольшее недовольство со стороны студентов и преподавателей. Университеты (но не институты) получили автономию.
Иван Иванович обучал не только студентов. В январе 1883 года И.И.Боргман был призван преподавать физику Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу, что и исполнял до 1886 г. С 1886 по 1890 год он обучал физике Великого князя Георгия Александровича. После преподавал Великим княжнам Ксении Александровне и Ольге Александровне и великому князю Михаилу Александровичу.
P.S. Судя по тексту на этой почтовой открытке, в те годы считали, что Университет был основан в 1809 году.
Дружные компании любителей катания на коньках. Катание на коньках было одним из любимых развлечений жителей Санкт-Петербурга в конце XIXвека и в начале XX-го.
Обратим внимание на коньки. На ногах у девушек изящные коньки с закругленными носами (вспоминаем, почему коньки называются “коньками”). Мужчины используют более знакомые нам модели – “гаги”, их лезвие было равно длине ботинка или чуть больше. «Гаги» нередко называли «норвеги», «норвежки», т.к. происходили от беговых коньков норвежской фирмы «Хаген».
Интересно место где располагался показанный на фотографии каток. В конце XIX века вплоть до строительства Жилого комплекса Бассейного товарищества в 1909 году участок земли, ограниченный современными домами по ул. Бассейной (Некрасова) 58-60, Греческим пр. 10-12, Фонтанной ул. 3-5 и переулком Виленским 17, принадлежал Лейб-гвардии Преображенского полка. В середине XIX века на этом участке располагались полковые огороды и баня. В конце XIX века, когда город вплотную подошел к этому участку, командование стало сдавать этот участок в аренду.
В 1895 году на этом участке появляется деревянный летний театр “Новый Эрмитаж”, в 1898 году практически весь участок земли облагораживается, театр переименовывается в “Олимпию”. Так появляется единый развлекательный комплекс “Театр и сад “Олимпия” (директор В. А. Николаев-Соколовский). Плата за вход в сад 50 коп. Затем случился пожар, а после пожара строится новое здание получившее название “Новый Летний Театр” в саду “Олимпия”. Здание строится в 1904 году и существует до окончания постройки первой очереди Жилого комплекса Бассейного товарищества в 1915 году. На фотографии видно, что каток распологался на территории в саду “Олимпия”, вблизи “Нового Летнего Театра”.

София (Софья) Васильевна Ворошилова-Романская первая русская женщина, профессионально занимавшаяся наблюдательной астрономией. Кандидат физико-математических наук.Награждена орденом Ленина (1953).
Хочу отметить, что во всех интернет ресурсах указан неправильный год окончания Софьей Васильевной Высших Женских Курсов в 1903 году. Она никак не могла их окончить в 17 лет, да и в списках выпускниц 1903 года её нет.
Интересные факты:
Исходя из текста “Свидетельства”, Софья Васильевна получила среднее образование в Санкт-Петербургском училище принца Ольденбургского, которое окончила с золотой медалью.
Она окончила полный курс наук Физико-математического отделения, группы Астрономия.
Для Софьи Васильевны 1912-1913 учебный год закончился 3 ноября 1912 года.
Судя по группе(Астрономия) на которой она училась и списку предметов – астрономия была её судьбой с самой юности.
Подписи на документе:
Директор С.-Петербургских Высших Женских Курсов, Профессор Булич Сергей Константинович (1859-1921) лингвист и этнограф, преподавал в гимназии Гуревича, Историко-Филологическом Институте и ВЖК.
Декан физико-математического отделения, Профессор Селиванов Дмитрий Федорович (?)(1855-1932), математик, статский советник, член-учредитель Санкт-Петербургского математического общества. Преподавал в Санкт-Петербургском Императорском Университете, Технологическом институте и ВЖК.
Профессоры Курсов:
Шифф Вера Иосифовна (1858-1919), математик, окончила ВЖК, и преподавала на них до конца жизни.
Мещерский Иван Всеволодович (1959-1935) механик, заведующий кафедры механики на ВЖК. Преподавал в Санкт-Петербургском Императорском Университете и Институте инженеров путей сообщений.
Коялович Борис Михайлович (1867-1941) математик, преподавал в Технологическом институте (с 1893; профессор с 1903), Санкт-Петербургском университете (1896-1906), на физико-математическом отделении Петербургских высших женских (Бестужевских) курсов (1900-е гг.).
Секретарь Совета: профессор Александр Александрович Иванов (1867-1939), астроном, преподавал в Санкт-Петербургском Императорском Университете и на Высших Женских Курсах.
На листе тисненая монограмма “СПВЖК”.
Бумага с водянымзнаком– “Made in England UNBLEACHED ARNO” (UNBLEACHED ARNOLD).

Игра в футбол была очень популярна среди учащихся Санкт-Петербурга. Не все директора учебных заведений лояльно относились к этому виду спорта. Написанная доктором В. В. Гориневским статья о вреде футбола для юношества, его травматизме насторожила некоторых директоров гимназий, которые отказывались после этого разрешать своим учащимся играть в футбол. Но все это не помешало бурному развитию этого вида спорта среди юношества того времени.
Календарь юного футболиста на 15 сентября 1913 года.
Матчи под эгидой ОСФРУМ*:
1. Коммерческое училище 4-го товарищества преподавателей – Кронштадтская гимназия (Нарва 12.30, судья Н.Н.Киселев);
2. 11 гимназия – Коммерческое училище 1-го товарищества преподавателей (Нарва 10.30, судья А.Т.Иванушкин);
3. Гимназия Ягфельда – Училище Св.Анны (Унитас 10.30, судья Е.П.Сергеев);
4. Реальное училище принца Ольденбургского – Лесное коммерческое училище (Унитас 14.30, судья А.А.Кудрявцев);
5. Гимназия Видемана – Коммерческое училище Тимофеева (ОСФРУМ 12.30, судья И.А.Березин);
6. Реальное училище Копылова – Братское реальное училище(Кречет 10.30, судья В.Л.Евлампиев);
7. Рождественское коммерческое училище – Филологическая гимназия (ОСФРУМ 10.30, судья И.А.Березин);
8. Гимназия Штемберга – Гимназия Императорского Человеколюбивого Общества (ОСФРУМ 14.30, судья Г.К.Бауман);
Мечты юного футболиста
На фотографии мы видим молодого человека – Школина Луку Васильевича. Судя по его петлицам, с высокой долей вероятности, можно считать его гражданским инженером в чине губернского секретаря. Очень жалко, что пуговицы “не читаемы”. Элемент печати на фотографии со словами на немецком языке говорит о том, что этот человек мог работать в немецкой компании. Вопрос о том, что он делал в “техникуме” остается открытым. Входной билет выдан в 1916 году.
“Первый Московский Техникум М.И.Паршина” это один из множества проектов, неутомимого подвижника образования Михаила Александровича Паршина. При описании учебного заведения всегда указывалось, что оно находится в ведении Министерства торговли и промышленности и под августейшим покровительством его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича.
Учебное заведение располагалось по адресу Москва, Тверской бульвар, дом братьев Паршиных (№ 4). (Ход в канцелярию с Богословского переулка).
Другими проектами Михаила Александровича были - “Мужское семиклассное коммерческое училище с казенными правами правительственных училищ” , “ Счетоводные курсы бухгалтерии и коммерческих знаний”, “Подготовительные курсы для взрослых обоего пола братьев Паршиных”
“Техникум” имел следующие отделения – Строительное(отделения: Санитарно-техническое, Архитектурное, Инженерное путей сообщений), Землемерное, Электротехническое(отделения: Электротехническое, Электромоторное), Механическое и Коммерческо-экономическое. Обучение длилось 2-4 года в зависимости от отделения. По окончанию обучения выдавалось свидетельство. Никаких прав оно не давало. Это означало, что люди шли за знаниями, а не за корочками.
Занятия были вечерними. Обычно они длились 4-е часа. Летом предлагались дополнительные занятия за отдельную плату.
В техникуме совместно обучались мужчины и женщины.
Список студентов младших семестров Инженерно-Строительного Отделения 1915-1916 учебного ода.
Не ясно, это список учащихся планирующих учиться в Варшаве или это уже список студентов института в Москве перед переездом в Нижний-Новгород? Большое количество польских имен говорит в пользу гипотезы, что это возможно Варшавский список учащихся. “Список” отпечатан в типографии “Техник”.
Раскрашенная вручную акварельными красками литография из серии “Смешные люди” (Les Ridicules). По моему мнению, для этой серии лучше подходит перевод как “Чудаки”. Художник Шарль Филиппон (Charles Philipon) - французский литограф, карикатурист и журналист. Художник знаменит своей карикатурой на короля Луи-Филиппа, превращающегося в грушу. Литография была издана до 1827 года в Париже.
Интересно, что на этой картинке мы видим перепечатку литографии в России(Москва) в 1827 году. Об этом говорит подпись с разрешением цензурного комитета под председательством князя Прокопия(Прокофия) Васильевича Мещерского. Подпись художника удалена с литографии. В те времена немного обращали внимания на авторские права. Только в 1828 году “Цензурный устав”, был дополнен главой «О сочинителях и издателях книг». А в 1830 году было утверждено «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей». Оно устанавливало срок охраны произведений – 30 лет после смерти автора.
Очень интересен сам термин “фланер”. В русском языке этот термин не прижился. Хотя о подобных типажах современного им Санкт-Петербурга писали Гоголь и Достоевский. В обиходе остался глагол “фланировать”. Он очень созвучен городскому типажу “фланеру”. Термин “гуляющий” не передает сущность этого типажа.
В понимании людей того времени, фланирование означало гуляние по городу с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни. Бальзак описывает фланёрство как «гастрономию для глаз». В словаре MERRIAM-WEBSTER термин “flâneur” интерпретируется как “an idle man-about-town” (праздный(свободный) человек, гуляющий по городу).
Фигура одинокого идущего человека, смотрящего на городской пейзаж и его толпы, появилась во французском искусстве и литературе к середине девятнадцатого века. Термин «фланер» фактически использовался для обозначения типа личности, обычно интеллектуала или художника, который бесцельно бродил по Парижу, переживавшему глубокую архитектурную и социальную трансформацию. Свободный и одинокий в лабиринте города, фланер жаждет откровения, которое могло бы изменить его жизнь и судьбу. Он стремится запечатлеть, и в конечном итоге сохранить, посредством художественного или литературного выражения, новую форму красоты в соответствии с эстетическими критериями, которые находились в процессе определения в современной европейской культуре.
На представленной литографии мы видим два разных типажа фланеров. Один восторженно и восхищенно обозревает окрестности, а второй целенаправленно стремится к своей цели. Оба одеты в шикарные и очень модные костюмы того времени.

Фотография сделана в фотоателье Ионы Мироновича Гольдфейна. Его фотоателье располагались в городах Вольске и Хвалынске. Фотография не подписана, поэтому точно определить учебное заведение мне не удается. Хотя выбор не так велик. Это может быть Волынская Мариинская женская гимназия М.Н.П. или Хвалынская женская гимназия.
Вряд ли фотография формальная выпускная. Вероятно, девушки захотели сфотографироваться вместе со своим любимым учителем “На память”.
Училище имело четырехклассную программу. Окончив училище учащиеся могли поступать в духовную семинарию. Училище предназначалось главным образом для детей духовенства Москвы. Общежития в последнее время его существования в нём не имелось.
Формально училище было учреждено в 1814 году. Училище разместилось вместе с Московской духовной семинарией в Заиконоспасском монастыре в помещениях прекратившей существование Славяно-Греко-Латинской Академии.
Фотография подписана:
На поясных бляхах учеников просматривается аббревиатура “ЗДУ”
Фотография подписана – 30 мая 1911 года Ярославль. По всей видимости, три дочки(две точно), приехали в гости к своей матери в Ярославль со своими детьми. Отсутствие мужей говорит о том, что они остались работать в своих городах. В те времена понятие “отпуска” было не очень распространено.
Судя по одежде и обуви(хорошо начищенной!) достаток в семьях имелся неплохой. Мальчик в форме – ученик 2-й Бакинской гимназии. Она в 1910 году выделилась из 1-й гимназии.
Фотография датирована 18 марта 1918 года. Подписана - “На память. Служащие уездного попечительства. Комиссар Общественной помощи”.
До февраля 1918 года должность Комиссара Общественной помощи(призрения) занимала Александра Михайловна Коллонтай, затем её на этом посту сменил Александр Николаевич Винокуров. На фотографии я его найти не смог.
На обороте перечислены фамилии запечатленных на фотографии людей. Все фамилии не разобрать, но отдельные хорошо читаются.
Установить в каком городе снята эта фотография не удалось.
На фотографии мы видим студента Института Инженеров Путей Сообщений Императора Александра I. Судя по военизированному покрою формы фотография сделана после 1914 года. Форма модернизирована, на стоячем воротнике мы видим петличные знаки. Обычно их туда не крепили. Судя по одежде остальных участников съемки дело происходит за городом, вероятно в дачной местности.
Особенный интерес представляет конструкция прикрепленная на правой части мундира молодого человека. Эта конструкция в виде цветка из-под которого выходит лента на конце, которой крепится фигурка. К сожалению, фотография не очень четкая, подробно рассмотреть её не удаётся. На первый взгляд можно подумать, что этот знак связан с благотворительностью. Например, обозначает участие молодого человека в мероприятиях “Дня синего цветка”. Но конструкция на груди студента довольно сложная и по форме сильно отличается от знаков “Цветочных дней” российской благотворительности. Не очень похож знак и на свадебную символику. Что означает этот знак остается тайной для меня.
На фотографии мы видим небольшой класс в котором за одними партами сидят мальчики и девочки. Это школа совместного обучения. Приглядевшись к детям мы поймем, что это учебное заведение очень далекое от начального народного училища и церковно-приходской школы в которых учились дети крестьян и рабочих. На фотографии мы видим хорошо одетых детей, на партах лежит множество совсем не дешевых принадлежностей для рисования, у детей умные открытые лица, у одного мальчика на лице очки и мальчики сидят за партами вместе с девочками(!!!). Да и фотография сделана не самым дешёвым фотографом. Основываясь на этом, возможно предположить, что мы видим класс одного из “идейных” учебных заведений Санкт-Петербурга совместного обучения в котором учились дети, родители которых были готовы не только пойти на социальный эксперимент в обучении, но и были готовы оплачивать его. И мы видим детей совсем не бедных родителей но с передовыми взглядами на обучение. Ведь совместное обучение было весьма экзотичной формой для России того времени.
Как мы знаем законодательство Российской Империи, допускало совместное обучение мальчиков и девочек только в церковно-приходских школах и начальных народных училищах. Это были формы обучения для беднейших слоев населения нашей страны в конце XIXи начале XXвеков. В основном это были формы обучения для крестьянских детей. При этом совместное обучение принималось как неизбежное зло, принимаемое в угоду экономическим факторам. Денег на раздельные учебные заведения просто не было. Государственные (и приравненные к ним частные) реальные училища и гимназии не допускали таких вольностей. Но наступал XXвек, многих будоражили идеи равноправия полов. На гребне этих идей стали появляться частные средние учебные заведения, специально создаваемые для совместного обучения детей обоих полов. Идейные движущие силы и теории были разные, но как факт в Санкт-Петербурге появилось несколько таких школ.
1. Гимназия К.А.Галенковской и баронессы С.Н.Греневиц. ул.Жуковского, д.59
Основана в 1912 году в качестве третьеразрядного учебного заведения.
2. Реальное училище В.П.Кузминой. Церковная(ныне –Блохина) ул. д.17-1 (1910-1917)
Основано в 1908 году группой педагогов для совместного обучения под названием “Нормальная(!) общеобразовательная школа”. Права правительственных реальных училищ были предоставлены учащимся в 1911 году. Это было “идейное” учебное заведение внедрявшее новые педагогические методы. Александра Николаевна Березина оставила очень интересное описание этого училища в своих воспоминаниях (Александра Березина; Семья. Школа.Революция. 1902-1920, Санкт-Петербург Издательский дом “Коло” 2015).
3. Реальное училище Э.И.Милевской-Шмидт. Большая Ружейная ул. д.24
Разрешение на открытие реального училища для детей обоего пола было получено в 1909 году. Принимались мальчики и девочки в возрасте не старше 11 лет. При училище был организован детский сад. Училище было “идейным”. Училище было организовано, и содержалось кружком родителей. Оно не было коммерческим предприятием. В училище внедрялись новые педагогические методики. Например, в противовес “старой школе”, которая делала упор на развитие ума и памяти, Э.И.Милевская провозглашала необходимость развития воли, для чего по её мнению требовалось “свободное воспитание”, основанное на самоограничении.
4. Гимназия А.А Радовицкой-Тимофеевой для совместного обучения. Новая деревня. Набережная ул. д.22 (до 1915); д.47 (1916-1917).
В 1904 году было открыто подготовительное училище. В 1915 оно было преобразовано в гимназию с правами для учащихся. Ученицы, окончившие гимназию, получали аттестат зрелости.
5. Саблинская Общественная гимназия для детей обоего пола. Ст. Саблино Николаевской ж.д.
Основана в 1907 году Саблинским Обществом распространения низшего и среднего образования для детей обоего пола в качестве частного третьеразрядного учебного заведения в поселке “Дачное Саблино”. Главным образом гимназия предназначалась для детей “служилого люда Петрограда, выехавшего сюда вследствие дороговизны городских квартир”.
6. Общественная восьмиклассная средняя школа в поселке Самопомощь-Подобедовка. Близ ст.Поповка,
На фотографии мы видим Дмитрия Петровича Косоротова профессора кафедры судебной медицины и токсикологии в Императорской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Он руководил этой кафедрой с 1898 по 1912 год. По всей видимости, на фотографии, его окружают коллеги по кафедре. На двери довольно отчетливо читается табличка “Кабинет профессора судебной медицины”.
Дмитрий Петрович с 1895 года был приват-доцентом Императорского Санкт-Петербургского университета на кафедре уголовного права и судопроизводства. Состоял членом медицинского совета Министерства внутренних дел. Преподавал судебную медицину, в качестве частного преподавателя, в Александровской военно-юридической академии.
Дмитрий Петрович участвовал в деле “Бейлиса” в качестве эксперта. В 1916 году производил вскрытие тела Григория Распутина.
На фотографии мы видим детей из школы организованной Павлом Петровичем Щетининым. Павел Петрович был дядей знаменитого композитора Александра Скрябина, его сестра Любовь Щетинина была матерью композитора. Павел Петрович происходил из семьи потомственных художников фарфорового завода.
Павел Петрович открыл школу в 1891 году в селении ИФЗ в доме своего отца. Школа финансировалась жителями селения и окрестных сел. Школа испытывала большие финансовые трудности. Щетинин не смог добиться постоянного государственного финансирования школы. В итоге, он был вынужден передать свою школу Невскому обществу пособия бедным. 27 июля 1902 года, было получено разрешение Невскому обществу пособия бедным содержать школы в числе прочих благотворительных учреждений. Павел Петрович продолжал свою работу в составе благотворительного общества. В рамках созданного Дома трудолюбия дети обучались по программе начальных училищ. Дополнительно, девочки учились рукоделию, а мальчики различным ремеслам.
Возможно, предположить, что на фотографии мы видим самого Павла Петровича Щетинина в окружении своих учеников.
Фотография сделана до 1911 года. Фотограф Мясоедов Николай Борисович был владельцем фотоателье расположенного по адресу Шлиссельбургский проспект, дом 65 с 1895 года до 1911.