(Гл. VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души)
1Бог прославится в Своем создании, делая его сообразным и подобным Своему Отроку. Ибо руками Отца, т. е. чрез Оына и Духа человек,
а не часть человека создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеков; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию.
Посему и Апостол говорит: мы говорим премудрость между совершенными
(1Кор. 2:6), называя совершенными тех, которые получили Духа Божия и чрез Духа Божия говорят всеми языками, как и Он говорил.
Подобным образом и мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и чрез Духа говорили разными языками, и для общей пользы выводили наружу сокровенные (тайны) людей и изъясняли таинства Божии: таковых Апостол называет также духовными
, и они духовны по причастию Духа, а не по не унижению и устранению плоти и не потому, что стали только одним (духом).
Ибо, если кто уничтожить существо плоти, т. е. создания, и будет разуметь только один дух, - таковое существо не будет уже человек духовный, но дух человека или Дух Божий.
Когда же дух сей, соединенный с душою, соединяется с созданием, то человек делается, по причине излияния Духа, духовным и совершенным, и это есть (человек), сотворенный по образу и подобию Божию.
Если же не будет в душе Духа, таковой по истине есть (человек) душевный и оставшись плотским будет несовершенный:
он имеет образ (Божий) в создании, но подобия не получает чрез Духа, и потому он несовершенен.
Таким же образом, если кто отнимет образ и отвергнет создание, то уже не может разуметь здесь человека, но или какую нибудь часть человека, как я выше сказал, или что либо другое, кроме человека.
Ибо, плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека;
ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека;
ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком.
Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека. И поэтому Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа
(1Фесс. 5:23). ...