Гадательная практика Древнего Китая эпохи Шан
ТРИГРАММЫ (по-китайски ба-гуа, по-вьетнамски бат-куай, по-маньчжурски яксинь) - мантико-философская
[220x145]система древнекитайской протописьменности из 8-и знаков (гуа). Триграммы активно используются конфуцианством (жу-цзяо), меньше даосизмом (даоцзяо) и лишь отчасти китайским буддизмом (фоцзяо; в основном школой Чжэньянь). Триграммы были известны народам, попавшим в орбиту китайской цивилизации - как древних (тангуты, чжурчжэни, кидани), так и современных (вьетнамцы, японцы, монголы, корейцы, маньчжуры и др.). Каждый гуа состоит из трех черт (сяо) двух видов - сплошной и прерванной. Все 8 символов соотносятся с целым ассоциативным рядом свойств и образов (см. Таб. 1). Вопреки нормам китайского письма триграммы пишутся снизу вверх («от земли») Очевидно триграммами передавались целые фразы, что сближает эти знаки с «пословичным письмом» (затц-шрифтом).
ЗНАК
НАЗВАНИЕ
СВОЙСТВО
ОБРАЗ
цянь (творчество)
крепость
небо
отец
кунь (исполнение)
самоотдача
земля
мать
чжэнь (возбуждение)
подвижность
гром
1-й сын
кань (погружение)
опасность
вода
2-й сын
гэнь (прерывание)
незыблемость
гора
3-й сын
синь (утончение)
проникновенность
ветер (дерево)
1-я дочь
ли (сцепление)
ясность
огонь
2-я дочь
дуй (разрешение)
радостность
водоем
3-я дочь
Вполне возможно, что триграммы тесно связаны с системой мантических цифр, которые обозначаются горизонтальными или вертикальными линиями (ср. с обозначением чисел у майя). Мантические числа появляются в Древнем Китае в 1000 до н.э., и лишь ок. 200 до н.э. их сменила новая иероглифическая система счисления (см. Китайское письмо). Не исключено, что триграммы восходят к трещинам на бараньих лопатках (бу) и волокнам тысячелистника (ши), по которым гадали предки китайцев эпохи Шан-Инь и Чжоу. Геометрические знаки произошли от «бу» а числовая символика от «ши».
[252x322]Система триграмм основана на принципах извечного дуализма (инь-ян) и натурфилософии. Целая черта (ян) - светлое, активное, мужское начало, а прерванная (инь) - темное, пассивное, женское. Триграммы - универсальные первоэлементы, вокруг которых вращается тьма вещей (возможно, целая и прерванная линии - это всего лишь примитивные ответы оракула - «да» и «нет»).
Черты в триграммах могут быть уместными (если ян занимает нечетные позиции) или неуместными (если инь занимает четные позиции). Так, полной уместностью обладает триграмма
, а полной неуместностью
. Более того, единственная черта на фоне линий другого рода считается главной: она, как замковый камень, сцепляет собой пассивную множественность. Главное не форма знака, а его местоположение и взаимосвязь с другими символами.
По преданию, триграммы изобрел полумифический император Китая Фу-Си, или Бао-Сиши. Имя его означает «Устроивший облаву на жертвенных животных». Он родился после того, как его мать наступила на след великана. Фу-Си изобрел сети и погружался в созерцание следов животных., птиц и теней деревьев. Однажды из реки Ло (Лотуй) вышла черепаха, на спине которой были начертаны письмена «ло-шу». Из реки Хэ (Хуанхэ) появился конь-дракон с таинственными символами «хэ-ту» (об этих системах письма см. Цзе-шен).
Китайцы верят, что Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций, наложив триграммы друг на друга, создали 64 гексаграмм (люшисы-гуа) и 384 черт-сяо. Они же якобы создали «И-Цзин» (Книгу Перемен), или «Чжоу-И». Это один из древнейших памятников китайской литературы, уступающий разве что «Ши-Цзин» (Книге Песен). Когда в эпоху Цинь сжигали книги, «И-Цзин» уцелела, поскольку имела практическое (гадательное) применение.
«И-Цзин» сложилась на материале земледельческого фольклора на территории уделов Цзинь или Цинь в Западном Китае между 8 и 7 вв. до н.э. Со временем развилась большая школа ицзиноведения (и-сюэ). К «Книге Перемен» были составлены обширные комментарии.
Таб.2. Соотнесение черт гексаграммы с другими элементами.
черты
В ОБЩЕСТВЕ
В ЧЕЛОВЕКЕ
В ЗВЕРЕ
6
совершенный человек
голова
голова
5
царь
плечи
передние ноги
4
придворный
туловище
передняя часть тела.
3
вельможа
бедра
задняя часть тела
2
служилый
голени
задние ноги
1
простолюдин
«Ши-И» (10 крыльев), из которых наиболее интересен «Сицы-Чжуань» (Традиция афоризмов). Вот одна из цитат оттуда: «У Перемен есть Великий Предел Тай-Ди. Они порождают два облика, два облика - четыре образа, четыре образа - 8 триграмм, которые определяют Судьбу. Последняя же формирует Великое Дело».
Китайцы усовершенствовали древнюю систему предсказаний, создав гибкий и в то же время хитросплетенный аппарат из 64-х символов. Они придали гексаграммам динамику, так что можно было проследить превращение вещи в свою противоположность и обратно. Каждая из 64-х люшисы-гуа выражает определенную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития. Согласно натурфилософским построениям, предсказания могут осуществляться сразу на нескольких взаимосвязанных уровнях - космическом, социальном и внутричеловеческом.
Выше уже говорилось, что триграммы могут быть сопоставлены с магией чисел: ср. произведение чисел от 2 до 9 -81 - 72 - 63 - 54 - 45 - 36 - 27 - 18 (сумма этих цифр всегда 9). Есть гипотеза, что древние шаманы-скрибы поначалу изобрели не гекса-, а пентаграммы (число 5 очень популярно в Китае). Лейбниц видел в гексаграммах отображение чисел, записанных в двоичной форме (некоторые современные исследователи воспринимают «И-Цзин» как систему дифференциальных уравнений). Логический, кодовый или вероятностный аппарат - это тоже попытки новейших интерпретаций «Книги Перемен».
«И-Цзин» оказала огромное влияние на китайскую культуру (математику, политику, стратегию, теорию живописи и музыки, орнаменталистику). Триграммы и мантические числа очевидно послужили базой построения системы корейского национального алфавита «онмун» (ба-гуа помещены на государственный флаг Южной Кореи, а также одна из них была на флаге Южного Вьетнама). Сравните также доктрину японского империализма времен второй мировой войны Хокку ти-у («Восемь углов под одной крышей»).
(продолжение в следующем посте, не вмещается))