• Авторизация


Юбилейный концерт Анатолия Мухамеджана (программа) 23-01-2016 22:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[450x368]


ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ
АНАТОЛИЯ МУХАМЕДЖАНА
22.01.2016.
Программа концерта
1.
Сегодня в этом зале Гнесинской академии будет не обычный концерт. Сегодня мы отмечаем большую дату - 70-ти летний юбилей выдающегося музыканта и трепетного педагога Анатолия Борисовича Мухамеджана.
45 лет творческой деятельности, 10 из которых непосредственно связаны с Центральным военным оркестром Министерства обороны Российской Федерации. С легендарным коллективом в разное время сотрудничали Иван Козловский, Ирина Архипова, Елена Образцова, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иосиф Кобзон, Мария Гулегина, Хосе Каррерас, а так же Арам Ильич Хачатурян, который очень много общался с оркестром, можно сказать был с ним дружен. А ещё Арам Хачатурян является одним из самых любимых композиторов самого АБМ. Поэтому не случайно первым номером его юбилейного концерта прозвучит Вальс Арама Ильича из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Причем, прозвучит, не совсем обычно, а в трактовке самого композитора, которую он передал лично АБ. Итак, концерт начинается!
На сцене - Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации. За дирижерским пультом - заслуженный деятель искусств России, профессор Военного института военных дирижёров, художественный руководитель и главный дирижёр Московского духового оркестра имени Н.М.Михайлова, в недавнем прошлом – начальник и главный дирижёр Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР Анатолий Борисович Мухамеджан.
2.
Заниматься музыкой Анатолий Борисович начал не по современным меркам, в 11 лет, став в 1957 году студентом Московского военно-музыкального Суворовского училища, в котором получил не только блестящее начальное музыкальное образование, но и, как он сам говорит, настоящую школу жизни. Семь лет, проведенных в суворовском училище, с 11 до 18 лет, определили всю его дальнейшую жизнь. Не смотря на то, что училище военное, любовь к классической музыке прививалась в нём с первых дней обучения, как неотъемлемая часть любого серьезного классического образования.
После окончания, выпускников Суворовского училища принимали у себя и музыкальные, и военные, и театральные вузы страны, а так же МГУ, МГИМО…
АБ выбрал для себя путь военного дирижёра. Но мы все прекрасно знаем, КАК разные оркестры под его управлением исполняют классическую музыку! А ее сегодня будет много.
Винченцо Беллини. Каватина Нормы из оперы «Норма».
Солистка Марина Агафонова.


3.
После окончания суворовского училища АБ поступает на факультет военных дирижёров при Московской государственной консерватории им Чайковского. Нынешний Военный институт военных дирижёров. Факультет отшлифовал полученные навыки в Суворовском училище, научил читать партитуры, любить оркестровку и понимать закодированную в нотах музыку.
«Ноты, как и буквы, - это только графика, а оживить эти формальные бездушные знаки необходимо в самом себе, в своём отношении к музыкальной ткани», - говорит в одном своём интервью АБ.
Родион Щедрин. Концерт для оркестра № 1 «Озорные частушки».
4.
Спустя всего три месяца после окончания факультета, АБ с блеском выигрывает свой первый конкурс и становится дирижёром оркестра штаба Прикарпатского военного округа, а еще через полгода АБ уже возглавлял этот коллектив, в штате которого было 56 человек, на Всеармейском конкурсе штабных оркестров Вооруженных сил СССР.
Из поздравления Бориса Турчинского, бывшего музыканта этого оркестра:
«Благодаря дружелюбному и демократичному отношению к музыкантам, несмотря на то, что это был армейский строгий коллектив, репетиции проходили интересно, и мы не смотрели на часы. На глазах быстро рождались произведения. К сожалению, с уходом Анатолия Борисовича на новое место службы всё изменилось. И мы все очень сожалели о его переводе. Анатолия Борисовича потом долго по-хорошему вспоминали музыканты оркестра и часто можно было услышать ностальгическое: «А помнишь, как у Мухамеджана это звучало!». И музыканты вроде те же, и на тех же инструментах играют, а не то… Даже из простого марша ему удавалось сделать картинку, не говоря уже о концертных произведениях.»
Джакомо Пуччини. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки».
Солистка засл.артистка республики Хакассия Наталья Манулик.
5.
Имре Кальман. Ария Сильвы из оперетты «Сильва».
6.
В 1976 года АБ становится Начальником оркестра штаба Южной группы войск (Венгрия, Будапешт). Он и его семья перебираются жить по новому месту службы, а Анатолий Борисович становится любимым дирижером теперь уже и у венгров. Оркестр под его управлением показывает высочайший уровень художественного мастерства.
Из интервью АБМ: «Мне удалось собрать великолепный по своему составу оркестр. Это были лучшие исполнители на духовых инструментах Киева, Еревана, Львова. Запомнились многочисленные записи на венгерском радио, участие в международных фестивалях, гастрольные поездки по Венгрии и Европе и, конечно, дружба и совместные концерты с замечательным коллективом – Центральным оркестром Министерства обороны Венгрии. Вспоминаю трогательное прощание, когда я покидал эту прекрасную страну. Венгерский оркестр в полном составе, с музыкой провожал меня на вокзале.»
Сейчас прозвучит произведение композитора и близкого друга АБ Геннадия Пучкова. С любовью к Бетховену.
7.
В 81-м маэстро начинает преподавать на своём любимом факультете, который сам закончил 16 лет назад, военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории им Чайковского, а позже на кафедре военно-оркестровой службы. Бывший ученик преподавал рядом со своими бывшими учителями!
Но судьба вела Мастера дальше, вверх! В 1985 году АБ становится Начальником оркестра Министерства обороны СССР. Пик, кульминация карьеры! Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР. Его называют эмблемой военно-оркестровой службы СССР, а сейчас России. Целых 10 лет АБ руководил этим легендарным коллективом. Весь Советский союз, Европу, Америку объездил оркестр под управлением М. Были и горячие точки: Чернобыль, Афганистан. В перерывах между гастролями успевали делать записи на радио и телевидении, концерты, парады на Красной площади.
В первый же день назначения на должность на вопрос АБ, куда прибыть? Был дан ответ: на вокзал! Гастроли, 46 концертов. Сразу!
Давид Тухманов, стихи Михаила Ножкина. «Я люблю тебя, Россия!»
Солист Дмитрий Кузнецов.
8.
Марк Фрадкин, стихи Евгения Долматовского. «Случайный вальс».
9.
В 1990 году произошли знаменитые исторические гастроли оркестра Министерства обороны СССР под руководством АМ по Америке. С концертами проехали от Майами до конца Восточного побережья. Выступали с громадным успехом на военных базах и лучших концертных площадках разных городов, а так же в знаменитом Кеннеди-центре. Везде был радушный прием!
Однажды концерт совпал со Днем рождения АБ, 26 января. В тот день оркестр выступал на самом большом на то время авианосце Америки величиной с 10-ти этажный дом. Вся американская команда была в праздничной форме, а в качестве сюрприза после концерта вытащили на палубу громадный торт и стали поздравлять именинника. Необычно, красиво и очень приятно!
Артье Шоу. Концерт для кларнета с оркестром.
Солист - лауреат Международных конкурсов Николай Агеев.
10.
Однажды во время гастролей, в Вашингтоне, во время репетиции оркестра перед концертом в Кеннеди - центре, в зал стали входить музыканты шести президентских оркестров Америки. Что делать??! Не обращать внимания, продолжать репетицию! Доработали «Озорные частушки» Родиона Щедрина, перешли к «Половецким пляскам» Бородина.. Последний аккорд - и … разразилась буря аплодисментов! Аплодировали стоя! Потом на сцену вышли дирижёры этих оркестров и один из них сказал: «Мы знаем эти партитуры, хотели их исполнять. Но для нас это высший пилотаж, это очень сложно!»
Сергей Финогенов. Молодецкие пляски. Гротеск-фантазия по мотивам «Половецких плясок» А Бородина.
11.
Сегодня Анатолий Борисович получает поздравления с юбилеем от своих коллег и друзей из разных стран мира, среди которых США, Венгрия, Польша, Украина, Германия. А вот выдержка из поздравления НатАна БИрмана, солиста Хайфского симфонического оркестра:
«Многих военных дирижёров я повидал на своем веку, но вот сказать, что этот или другой дирижёр может, смело встать за пульт симфонического оркестра, такого сказать о многих из них не могу. А Мухамеджан – это как раз тот случай, он мог. Талантливый музыкант, пластика рук изумительная. Нюансировки добивался от оркестра такой, что не поверишь, что играет духовой оркестр. Магия была у него какая-то. Поднял руки, посмотрел на нас и… Ты не просто играешь нотные знаки, ты творишь! Ты весь в музыке под гипнозом его рук, глаз, жестов. Мануальная техника дирижирования у него на высочайшем уровне!»
Зденек Фибих. Поэма.
12.
Сегодня 45 лет творческой деятельности отмечает не только АБ, но и его супруга Людмила Николаевна. Филолог по образованию, она так же постоянно меняла страны проживания и места своей работы, следуя за мужем. Приходилось преподавать и в школах, и в институтах, и даже работать при муже переводчиком. Настоящая хранительница семейного очага, обеспечивающая тыл, столь необходимый для такой неуёмной, фонтанирующей идеями творческой личности, как АБ.
У АБ и ЛН две дочери, три внука и даже правнук! Людмила Николаевна, спасибо Вам за Ваш женский подвиг! Вы посвятили АБ всю свою жизнь! Здоровья, радости и благополучия Вам и Вашей семье! Для Вас прозвучат песни в исполнении
участника проекта «Голос» на Первом канале Александра Альберта.
Арно Бабаджанян, стихи Роберта Рождественского «Благодарю тебя».
13.
Арно Бабаджанян, стихи Андрея Вознесенского «Верни не музыку».
14.
Сегодня АБ ведет огромную преподавательскую работу на кафедре дирижирования военного института военных дирижёров, а также в муз. школе им Гнесиных.
А еще у АБ есть одна тайна, которую узнают все, кто с ним начинает общаться. Он удивительно чуткий друг! На него всегда можно положиться, он никогда не откажет в дельном совете, в помощи, во внимании. Его обожают его ученики и его коллеги. С ним удивительно легко находиться рядом!
Возможно поэтому основное его детище - Московский концертный духовой оркестр им Михайлова, созданный АБ в 2005 году из преподавателей отдела духовых и ударных инструментов старейшей детской музыкальной школы им Гнесиных. Как и всегда, оркестр п/у Анатолия Мухамеджана, успешно выступает везде и всегда, в России и за рубежом, записывает компакт-диски, являясь уникальным творческим коллективом, сочетающим виртуозность исполнения с тонким музыкальным вкусом.
Из поздравления Сергея Остапенко, заслуженного артиста России, дирижёра и президента БФ «Дети и музыка»»: «Анатолий Борисович очень скромный и интеллигентный человек. После окончания военной службы он нашёл своё место в творческой жизни Москвы. Созданный им концертный духовой оркестр имени Михайлова – высокопрофессиональный коллектив, эталонный, я бы сказал, как и сам его дирижёр.»
Софья Губайдуллина. Концерт для двух оркестров.
15.
И в заключение нашего концерта, я хочу зачитать несколько фраз из поздравлений З.а. РФ, профессора Российской Академии Гнесиных Ивана Оленчика: «С большой теплотой вспоминаю годы нашего творческого сотрудничества с оркестром министерства обороны СССР, где вы были главным руководителем этого замечательного и суперпрофессионального коллектива. Рад, что и сегодня мы продолжаем работать вместе на ниве педагогической деятельности.
Не могу не вспомнить необыкновенный армейский коллектив, которым вы не только командовали, а и сумели пронизать его лучами человеческой дружбы. Иначе не смогли бы добиваться таких результатов в профессиональном звучании, под стать лучшим духовым оркестрам мира!»
Александр Чайковский. Стан Тамерлана из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Юбилейный концерт Анатолия Мухамеджана (программа) | Борис_Турчинский - Борис Турчинский | Лента друзей Борис_Турчинский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»