• Авторизация


Детская опера в Израиле. Очерк Бориса Турчинского. 30-06-2011 15:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[266x450]

Детская опера в Израиле.
Очерк Бориса Турчинского.
Научно-популярный журнал "Оркестр"
Москва (25-26) 2011год.

Появлением в журнале «Дети и музыка» статьи о начальном музыкальном
образовании исполнителей на духовых инструментах в Израиле я обязан своему
своему старому другу по военно-оркестровой службе в Одесском военном округе Сергею Остапенко. Ныне он заслуженный артист Российской федерации, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Садко», организатор ежегодного Московского фестиваля детского творчества «Дети и музыка» и соавтор одноименного детского музыкального журнала.
Детскому музыкальному творчеству я посвятил многие годы своей жизни. Преподавал кларнет и саксофон, был дирижером студенческого духового оркестра в ровенском институте культуры, а по приезде в Израиль работаю в консерватории города Петах-Тиквы, преподаю и руковожу детскими духовыми оркестрами. Это моя стихия, и, наверное, как бы высокопарно это ни звучало, мое призвание!
Некоторое время назад в одной из бесед Сергей рассказал, что моя статья вызвала интерес читателей журнала и получила большой резонанс, он предложил написать продолжение.
Я призадумался… Ведь я музыкант, «приближенный» к духовой музыке, а по сему обычно пишу на эту тему.
«Удивительное рядом», - то ли всерьез, то ли в шутку произнес Сергей. Наверное, ему вспомнилась передача телевидения советских времен с таким названием. «Оглянись, подумай, тема где-то поблизости…», - сказал он.
И действительно, все вышло намного проще, чем мне думалось. До новой интересной темы оказалось рукой подать!
Я написал и предлагаю читателю рассказ об уникальном музыкальном проекте, в котором на протяжении долгого времени участвую, как дирижер детского духового оркестра. Я расскажу о детской оперной студии при начальной общеобразовательной школе имени М.Гесс в израильском городе Петах-Тикве. И о детской опере в Израиле вообще, как о таковой.


«Без музыки жизнь была бы ошибкой».
(Фридрих Ницше).


Мыслью насыщенная музыка

Школа имени Мозес Гесс – это начальная школа с музыкальным направлением детского творчества (оперная студия), где учатся ребята от 6 до 12 лет,.
Участие в опере дает нашим детям возможность познать образцы классической музыки через живое её исполнение. Чтобы мелодическая, мыслью насыщенная музыка, стала для них не утомительной, а интересной, чтобы влилась она в их подсознание, с ранних лет мы стараемся познакомить ребят с лучшими образцами детских мировых вокальных произведений.. Петь, танцевать, играть любит большинство детей, творчество присуще ребёнку с самого раннего возраста и важно дать возможность каждому попробовать свои силы, а когда рядом увлечённые и талантливые взрослые, отличные специалисты, как в школе Гесс – обязательно проявятся тяга к творчеству, радость открытия
прекрасного в жизни и в искусстве. Что может быть замечательней!
Школа «Гесс» - начальная школа с музыкальным направлением. И преподаватели, и родители детей отмечают, что создание детской оперной студии в школе и участие ежегодно в ней большинства учащихся, способствовало улучшению микроклимата в коллективе, его оздоровлению в отношениях между детьми.
Сама школа была основана 65 лет назад. В ней обучаются 855 учащихся. Директор школы Ханита Вайс. Оперная студия создана при школе только в 1991году. Художественный руководитель студии Ирина Ляховецкая.
Хором руководит Анна Беренбойм, я - Борис Турчинский, руковожу оркестром, концертмейстер - Ирина Финкельсон, с костюмами мне помогают все учителя школы и родители. Также мне в музыкальной части помогает и Неля Зайдман. Все ребята школы участвуют в постановке спектаклей. Мюзиклы и оперы можно считать венцом усилий наших педагогов и наших ребят.
Первой постановкой была опера "Золушка" композитора Д.Россини. Премьера была грандиозной и произвела огромное впечатление на всех, кто ее слушал. Тогда дирекцией и родительским комитетом школы было принято решение ежегодно продолжать хорошее начинание. Следующим - был не менее впечатляющий мюзикл “Муравей и кузнечик. “- новый для них музыкально – сценический жанр, в котором сочетаются музыка, хореография, драматическое и оперное искусство. Как жанр, мюзикл появился в Америке, в театре на Бродвее – одной из главных улиц Нью-Йорка, но корнями уходит во Францию середины Х1Х века с её знаменитой опереттой. Все это рассказали мы детям.
"Муравей и кузнечик" на замечательную музыку Саши Аргова, выходца из России, и стихи П.Розенберга, своего рода притча . Близкие родственники композитора Саши Аргова посетили постановку и были очень благодарны за удачное решение нами музыкальной концепции спектакля.
Муравей, впрочем, друзья называли его не так официально – просто Муравьишка, жил на краю лесной опушки. Он, пожалуй, ни чем не отличался от остальных муравьев: как и они, сновал туда-сюда, таскал различные веточки-палочки-листочки и строил свой муравейник. Единственное, что отличало Муравьишку от окружающих, так это то, что у него была Мечта. Великая Мечта!.. Огромная! Она составляла цель всей его маленькой муравьиной жизни. Вот так же и человеку нельзя без мечты. – такова поучительная мораль притчи!
Далее, 1995 год. Постановка классической оперы "Кармен" композитора Жоржа Бизе, После нее о школе заговорили во всем Израиле. Дети были приглашены в Тель-Авив выступать в "La Boheme" – престижном Центре исполнительских искусств.
Затем шёл целый ряд спектаклей. Опера "Орфей и Эвредика" Глюка. С этой постановкой после премьеры захотели познакомиться работники министерства просвещения Израиля. Их отзывы превзошли все ожидания!
«Рондо» Бар Ханса о детском гетто Терезиенштадт. История оперы взята из истории Холокоста. Опера получилась очень концептуальной. Идея – рассказать детям Израиля о жизни их сверстников в прошлом, в концлагере. Про жизнь и смерть, и опять – про жизнь – с надеждой на будущее.
”Волшебная флейта “В.А. Моцарта, “Сказка о царе Салтане “Н.А.Римского-Корсакова – вот далеко не весь перечень постановок, где дети проявили себя и как юные талантливые певцы, и как актёры, хорошо чувствующие условности сцены! Школу посетили Министр образования, в то время господин Йоси Сарид, и великий израильский скрипач Ицхак Перельман, с тех пор он проводит в школе мастер-классы. Оперы были показаны родителям и жителям Петах-Тиквы, а также руководителям города, а в прессе появилось много положительных, лестных откликов.


Еще один способ самовыражения

Принимали участие во всех наших постановках и солисты-вокалисты, и ансамбль скрипачей, и детский хор, и танцевальная группа. Школьный духовой оркестр, дети которого занимаются параллельно в консерватории, вместе с ансамблем преподавателей, которые работают в этой же школе в проекте « Бейт-сефер менаген» (играющая школа), профессионально поддержали проект.
Основная цель наших постановок - создание в школе культурного климата. Совместное творчество способствует дружбе и сплоченности в детском коллективе, а затем – и в обществе в целом. И это, пожалуй, главное!
У учеников появился еще один способ самовыражения и мы убеждаемся, что они в этом нуждаются. Говоря языком учебника по педагогике, - дети повышают свой социальный статус.
Опера отличается высоким качеством музыки. Многие исследования показывают, что, музыка затрагивает ум ребенка, создает изысканную атмосферу, снимает напряженность,
Опера в школе открывает окно в новый мир для всех без исключения. Опера – жанр синтетический : кроме музыки, поэзии, танца сюда входят драматическое театральное и изобразительное искусства .
У ребят есть возможность попробовать себя в различных ипостасях: в пении и в танце, декламации или изготовлении костюмов, почувствовать в себе присутствие или даже отсутствие того или иного призвания. Это еще один способ самоутверждения, а человек должен прочно стоять на земле. Дети приобретают новые знания , расширяют кругозор. Именно такой – воспитанный, культурный, хорошо образованный гражданин нужен стране.
Знаменитый итальянский бас Эцио Пинца однажды сказал: "Дети рождаются с нежным чувством воображения, поэтому опера – та пища, которая им необходима».
В школьных постановках оперы принимают участие все: и ученики, и преподаватели. Вся школа! Это способствует формированию чувства причастности к общему большому делу и гордости за общий результат

Юных музыкантов школы Гесс приглашают выступать на различных городских церемониях и благотворительных мероприятиях.
Великий итальянский режиссер Дзеффирелли был приглашен во время своего визита в Израиль еще в 1997 году на выступлении детей в «Центре искусств» в Тель-Авиве. Вот его впечатления, которыми он поделился с корреспондентом центральной израильской газеты «А-Арец»: «Когда я послушал выступление детей из оперной студии школы Петах-Тиквы, я вдруг обнаружил, какое необычное музыкальное образование они получают, несравнимое даже по отношению к музыкальной, вокальной, оперной Италии»
В муниципалитете Петах-Тиквы заместитель мэра города Яков Бен-Симхон, который возглавляет городской отдел образования, говорит: «Город Петах-Тиква растет, хорошеет, и мы надеемся, что язык музыки станет еще одним, дополнительным связующим звеном в между репатриантами – выходцами из различных этнических групп у нас в обществе. «Мы верим в музыку, как образ жизни», - говорит он.
«Школа играет и поет»

Всегда интересно послушать рассказ об опыте коллег. Поэтому я записал интервью с художественным руководителем нашей оперной студии, режиссером Ириной Ляховецкой, моим давним товарищем по творчеству и по работе с детьми.

- Ирина, сегодня мы поговорим об опере. И не просто об опере, а о нашей с тобой детской оперной студии, школы имени М. Гесс города Петах-Тиквы. Об уникальном проекте, которому, я убежден, нет равных в мире, и который ты с успехом возглавляешь уже много лет. Сколько же лет, Ира, мы трудимся совместно? Если мне не изменяет память, в 1995 году я начал работать здесь ответственным за направление духовых инструментов и возглавил школьный оркестр от муниципальной консерватории. Затем дирекция послала меня на другой «фронт», в другую школу, а, в 2005 году я снова вернулся, и мы продолжили опять работать вместе. Мы в содружестве с тобой поставили уже много постановок!

- Непосредственно режиссером, я являюсь уже семь лет. В эту школу я пришла в 1994 году. В этот период открывалось много новых проектов для репатриантов от министерства культуры Израиля. Муниципалитеты искали пути, чтобы дать возможность трудоустроить огромное количество прибывших в страну учителей музыки. Решили при школах ввести проекты под названием «Школа играет и поет». Так все это пришло в школу «Гесс» города Петах-Тиквы.
А прежде я уже три года работала в таком же проекте, так что опыт кое-какой был.
Мне пришлось в это время встретиться с новой для меня игрой на скрипке в небольших группах. Правда, слово «небольших» можно взять в кавычки, иногда я работала только с половиной класса, столько было желающих.
Это был мой первый опыт в этом направлении, и он был успешным. Ты знаешь, Борис, еще ребенком я мечтала быть актрисой. С детства копировала всех подряд известных артистов, играла в драматическом кружке в моем родном городе Днепропетровске. Моей самой большой ролью была Земфира из «Алеко» Пушкина.
Но, увы, на этом все и закончилось. Мой папа не хотел и слышать о моем желании поступать в театральное училище. Его авторитет для меня был непререкаем, и с его согласия я поступила в Днепропетровский педагогический институт на музыкальный факультет. Затем работа…
Но любовь к театру во мне жила, еще как жила! Совершенно случайно из школы ушла по каким-то обстоятельствам режиссер, и надо было спасать ситуацию. А таких неожиданных знаковых поворотов в судьбе немало бывает в жизни, правда? Вот так все и началось.

- Детская оперная студия при начальной школе – это, по сути, обыкновенная школа, каких в Израиле много. Но то, что ты делаешь со своими коллегами, превратило эту школу в необыкновенную. Я бы даже сказал, очень знаменитую.

- Оперный проект» в нашей школе существует уже 12 лет. Выбор материала для последующей постановки был всегда хаотичен. Но в последние годы учителям музыки в школах был предложен интересный план-проект на основе всемирной науки, истории, музыкальной литературы и архитектуры, то есть, начиная с 15-16 веков, ренессанс, барокко, классика, романтика, модернизм, и постмодернизм.
И этот план воплощен в жизнь!
В завершение каждого учебного года я подключаю коллег, детей и родителей, и мы находим совместно новую тему, а вместе с этим и постановку.
Как, например, и в этом году. В июне состоялась премьера мюзикла «Алей Кинор» ( в основу постановки взят рассказ Шолом-Алейхема «Скрипач»), композитора-израильтянки, проживающей в США, Ципи Флайшер.
Нас потрясла история о мальчике Земеле, который страстно хотел научиться играть на скрипке, но родители его были категорически против. Каждый день он подходит к старому домику старого учителя Нафтали, откуда доносятся волшебные звуки, очаровывающие его душу. Трудно ему справится со своим желанием, и он заходит в дом, где видит учителя и его учеников, впоследствии ставших ему друзьями.
Земеле не стал в жизни скрипачом, но любовь к музыке у него останется на всю жизнь.
.
Кстати, я всегда сама придумываю умный и воспитательный финал. Стараюсь обязательно связать действие с действительностью.
Ирина, я хочу тут отметить, что и в Израиле, и в других странах, подобные детские театры существуют. В Израиле есть, например, сеть средних школ с музыкальной ориентацией. И там периодически ставят похожие постановки. В основном, мюзиклы. Есть подобное и в клубах. Но, чтобы в начальной школе! Я такого еще не слышала. Речь идет ведь о детях с 6 и до 12 лет.

- Какие самые большие сложности встречаются в твоей работе?

- Хочется очень много сделать и на хорошем уровне, чтобы было оригинально, нестандартно. Но очень мало времени на все это. А надо многому научить участников действия. Ведь в школе нет драматического кружка, уроков танцев и так далее. Всему этому надо ребят научить молниеносно, с любовью, с требовательностью и в минимально короткий срок.

- А какие самые удачные постановки были у тебя за эти годы?

- Любимая и самая удачная постановка всегда та, которая впереди, которая будет на следующий год.

- Я уже немного затронул тему выступлений участников оперы вне школьной сцены, хотелось бы ее продолжить.

- Очень много выступаем с детьми на семинарах, конференциях, конкурсах по линии министерства просвещения. Дважды мы выступали с прославленным израильским скрипачом Ицхаком Перельманом.

- Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о технической стороне дела. Костюмы, декорации, звукотехника—откуда все это?

- Все субсидируется школой, и я мало интересуюсь чем-либо, кроме творчества. На мне творческий поиск в чистом виде. Очень приятно и комфортно работать в такой удобной обстановке.

- Кроме режиссерской работы, ты ведешь ансамбль скрипок. Почти 50 детей. Не трудно и то, и то другое сразу?

- Нет! Это такая радость! Столько удовольствия! Мне, как дирижеру школьного оркестра, приходится иногда играть вместе с ребятами, и я всегда поражаюсь, вот чему: это групповые занятия, а скрипка, как известно, очень и очень сложный инструмент в обучении, а дети играют довольно стройно и слажено!

- Как ты этого добиваешься? Поделись!

- Момент этого творчества – мой самый любимый момент в жизни. Ищу свой путь, много работаю с детьми. Меня считают преподавателем строгим и требовательным. Система моего преподавания отличается от обычного обучения игре на скрипке. Много внимания с самых первых уроков уделяю умению услышать себя и других.

- И еще пару слов о последней постановке в 2010 году.

- В прошлом году придумала рассказ-либретто на известную музыку 20-х годов. Это американские мюзиклы. Своей задачей я поставила донести детям, что минувший 20-й век—это мощное музыкальное развитие не только американской культуры, а и вообще, всей общечеловеческой.
Мне очень нравится то, что я делаю. Это творческий процесс, и он меня захватывает. Спасибо Богу, что он мне дал этот дар видеть и понимать, что необходимо делать. Я чувствую сцену и жизнь на сцене. Мне очень помогают мои коллеги, дети и их родители, руководство школы и муниципалитет. Я им все очень благодарна. Моя задача привить моим ученикам любовь к прекрасному – к музыке, театру, слову, действию.

- Какой главный итоговый вывод ты сделала бы из всего, о чем рассказала?

- Я бы добавила: любите музыку! Прививайте эту любовь детям! Эта любовь поможет им найти себя в этой жизни!


НЕ УСПЕЛИ стихнуть последние аккорды мюзикла "Алей Кинор", а Ирина Ляховецкая уже думает о следующей постановке. И на мой вопрос, какой она будет, эта постановка, что новенького мы увидим в ближайшее время, какие наброски есть у нее в ее режиссерских тетрадях, она отвечает: «Пока это большой секрет! А вот в сентябре наш зритель все узнает!»
Что ж, на то и существует в театре волнующий воображение занавес, хранящий до поры секреты. Пусть творческие планы Ирины , и наши общие с детьми планы, будут огромным таким секретом, для не такой уж и маленькой «компании», куда входят все учащиеся нашей школы и все наши зрители.
Наступит сентябрь, начнется учеба. Общеобразовательная в школе и музыкальная в наших студиях. Учеба чему? Как стать настоящим человеком. И общая педагогика, и серьезная музыка, призваны научить этому!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Детская опера в Израиле. Очерк Бориса Турчинского. | Борис_Турчинский - Борис Турчинский | Лента друзей Борис_Турчинский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»