[266x450]
ПРИВЕТСТВИЕ ОТ РЕДАКЦИИ
Дорогой, уважаемый читатель!
Ты держишь в руках самый-самый первый выпуск журнала «Дети и Музыка». Наконец-то! Свершилось! Ведь журнал-то новый, а вот фестивалю уже десять лет. Мы решили, что пора - пришел срок обратиться к нашим слушателям посредством слова, сделать их нашими читателями, и найти новых единомышленников. Теперь у нас будет больше возможностей для обратной связи! Мы рас-скажем о музыке и композиторах, о лучших музыкальных школах, строгих преподавателях и талантливых учениках, о фестивалях и конкурсах, в которых стоит поучаствовать, и о многом другом!
Итак, тем, кто с нами по фестивалю уже знаком – снова здравствуйте! Тем, кто слышит в первый раз – будем знакомы! Между-народный благотворительный фонд детского и юношеского творчества «Дети и Музыка». Идейный вдохновитель, организатор и создатель фестиваля и фонда – заслуженный артист России Сергей Остапенко.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Итак, 10 лет назад, в ноябре 2001 года впервые стартовал фестиваль «Дети и Музыка». Тогда это был небольшой скромный фестиваль Южного Административного Округа столицы. Потом к участию в конкурсах присоединились дети из других округов сначала Москвы, потом - России. Шли годы, фестиваль разрастался. К нам приезжали дети из Санкт-Петербурга, Самары, Красноярска, Кисловодска, Казани, Чебоксар, Волгограда, Казани, Вологды, Североморска, Тюмени, Ниж-него Новгорода, Тулы, Курска, Владимира и Уфы. Возрастающая известность привлекала к участию представителей из-за рубежа: Украины, Белоруссии, Болгарии, Франции, Германии, Китая, Кореи, Узбекистана и Армении. В 2008 году фестиваль был заслуженно отмечен наградой «Золотой орден семьи Романовых «Святой Николай II» 2ой степени» за вклад в развитие культуры, раскрытие и продвижение творчески одаренных детей.
Нынешнее первое июня, - это не только день выхода в свет перво-го номера журнала, но и день закрытия Х Московского Открыто-го Фестиваля «Дети и Музыка». Фотографии с торжественного закрытия ждите в следующем номере, в сентябре. А там уже недалеко останется до торжественного открытия ХI Московского Открытого Фестиваля «Дети и Музыка». А пока – читайте нас! Ну, с Богом!
Борис Турчинский
Школы в Израиле
Как известно, Израиль - хотя и древняя земля, но государство молодое, и здесь многое недавно начато с нуля, в том числе и в музыкальной культуре, в музыкальном образовании.
В Израиль приезжали музыканты из разных стран, учили детей по своим методикам, внедряли культурные постулаты, принятые у них на Родине. Поэтому израильское музыкальное образование испытало влияние со всех концов земли. Но наиболее сильные влияния оказали немецкая и русская композиторская и исполнительская школы. А структурно израильская система образования ближе к американской. Многое зависит от местной инициативы. Расскажу вам об одном уникальном израильском музыкальном коллективе. Это военный церемониальный Оркестр Армии обороны Израиля. Ничего подобного, пожалуй, нет больше нигде в мире, так как все оркестранты – 18-19-летние солдаты срочной службы. Каждые полгода-год в оркестре происходит ротация, но у главного дирижера Михаэля Яарана нет дефицита исполнителей, так как вновь и вновь приходит пробоваться очень много музыкальной молодежи. Это говорит о многом, и главное – о том, как любят музыку в израильских семьях, как приобщают детей к музыкальной культуре, как стараются дать им музыкальное образование.
В В Израиле существует большое разнообразие форм музыкального образования. Во-первых, это так называемые «Бейт-сефер менаген» (дословно – «играющая школа») - такие есть во многих городах Израиля. Имеются в виду школы, оркестры которых играют на всех школьных (и не только) мероприятиях. Школьные оркестры бывают самые разные – духовые, народные (восточная музыка), оркестр блокфлейт, в их состав могут входить синтезаторы, ударные инструменты. Занятие проводятся небольшими группами, по 3-5 человек в группе, один раз или два раза в неделю. Кроме того, есть, так называемые «Бейт-тизморет» (оркестровый дом) - там проводится обучение игре только на духовых инструментах утром, а затем – после-обеденные занятия по теории музыки, индивидуальные занятия и оркестр. Есть и консерватории, не имеющие утренних проектов, - отчего они, скорее, только проигрывают. Как правило, они малочисленны и с небольшими оркестровыми коллективами, а в некоторых все сводится только к индивидуальным занятиям и ансамблям малой формы. Как возникают эти музыкальные проекты и в каких городах, поселках или кибуцах они находятся, зависит от многих факторов. Это может быть заинтересованность местных властей или личное желание директоров школ. Ведь все это стоит денег. Надо платить преподавателям зарплату, необходима материальная база. Приобретение инструментария и уход за ним. За последние 20 лет, с приездом большой репатриации из бывшего СССР, число таких проектов много-кратно возросло, что подняло общую культуру страны и дало полноценную работу многим музыкантам.
Немного истории.
Начало профессионального музыкального образования в Израиле является, в значительной мере, результатом усилий Шуламит Руппин. Ее институт открыл свои двери в Яффе, близ будущего Тель-Авива, в 1910 году, и в числе его преподавателей поначалу было много профессиональных музы-кантов, специально приглашенных из Европы.
Во главе организации, которая стала называться «Шуламит», после безвременной кончины Шуламит Руппин, встал скрипач из Женевы Мо-ше Hopeнкo. Первые группы студентов были численностью 30-75 человек. Родители с удовольствием направляли на учебу в это учебное заведение своих детей, студенческие концерты стали заметным социальным и культурным явлениям в Яффо. Концерты этой школы за-полнили для многих эмигрантов культурный вакуум, так как в Израиль в то время приезжало много людей из Европы, привыкших посещать хорошие концерты классической музыки.
В Тель-Авиве, что строился на песках близ Яф-фо, было тогда 1800 жителей, и едва ли не треть его жителей посылала своих детей изучать музыку. Этот удивительно высокий процент оставался стабильным до 1930-х годов, когда с резким ростом населения города выросло и число студентов.
В 1972 году ветви музыкального образования школы «Шуламит» протянулись и в Иерусалим.
1980-е годы были ознаменованы ростом новых районов в Иерусалиме, жители которых также приобщали своих детей к музыкальному образованию. Обнаруживалось много новых талантов, и в течение нескольких лет число студентов иерусалимского отделения перевалило за пятьсот. Были сформированы оркестры для женщин, профессиональный струнный оркестр, оркестр камерной музыки, студенческие и другие оркестры.
На тромбоне и валторне
Итак, каково же музыкальное образование в консерваториях Израиля? Раз в неделю - урок по выбранному инструменту, теория и история музыки и оркестр. Чтобы ребенок сам захотел обучаться игре на тромбоне, тубе, валторне - такого, как правило, не бывает. Обычно все хотят играть на флейте, кларнете, саксофоне, ударных инструментах. Поэтому в консерваториях существуют утренние проекты. Работают 4-5 преподавателей. Каждый ведет группу из 3-5 учеников. Задействованы ученики всех четырёх классов школы. Обучение два раза в неделю по 45 минут. Работа учителей оплачивается частично министерством просвещения, частично муниципалитетом. Через полгода начинает функционировать оркестр. К концу года дети и родители должны решить, продолжает их ребенок дальше обучаться музыке или нет. Затем часть детей переходит в собственно консерваторию, где начинает осваивать инструмент более глубоко и основательно. Те из учеников, кто перешел в консерваторию на индивидуальное обучение, продолжают играть в школьном оркестре. Но это уже более подвинутый коллектив, которому в дальнейшем по плечу и более серьезные - по сравнению с младшей группой оркестра – произведения. Вот, от-куда берутся тромбоны, валторны, тубы и т.д., то есть, более редкие музыкальные инструменты и исполнители на них. Несколько школ работают в другом направлении: скрипка и виолончель. Там так-же все построено по вышеописанному принципу.
Что такое «халилит»?
Израильские дети, же-лающие получить специальное музыкальное об-образование, занимаются в музыкальных школах или с частными преподавателя-ми. В музыкальные школы-консерваторионы принимают детей с шести лет. Там преподают игру на различных музыкальных инструментах, ритмику, теорию музыки и балет. Занятия платные. В стране есть также ряд музыкальных общеобразовательных школ, дающих полное среднее образование. Во многих молодежных клубах и общественных цен-трах действуют кружки по обучению игре на различных инструментах. Многие дети младшего возраста учатся игре на блокфлей-те – часто не столько для приобретения навыков игры, сколько для расширения музыкального кругозора. Возьмем для наглядного примера город Петах-Тикву, где я работаю уже 20 лет. Расскажу, как у нас построена учеба. Приблизительно так же это работает во всех других городах. В каждой начальной школе есть уроки музыки. Это игра на блокфлейте. В Израиле это называется «халилит». Звуки этой «дудочки» очень созвучны ментальности души еврейского народа. В них - напоминание о пастушеском прошлом Праотца Авраама, о музыкальных пристрастиях псалмопевца царя Дави-да. Кроме того, почти во всех школах начального уровня есть хор. Хотя хор – явление, скорее, чисто русское, привезенное большой репатриацией. Во многих городах и поселках ширится тенденция обучения детей игре на духовых инструментах. Кроме духового состава, нет, пожалуй, другого музыкального коллектива, с которым через полгода после начала обучения уже можно выступать с простенькими оркестровыми пьесками. Это быстро стали понимать директора школ.
О порядке получения музыкального образования в Израиле – читайте в следующем номере!
Автор: БОРИС ТУРЧИНСКИЙ
Научиться играть на блокфлейте…
Блокфлейта – старинный инструмент, для него писали произведения великие композиторы: Бах, Гендель, Вивальди, Телеман и другие. Во многих европейских государствах блокфлейта приобрела очень большую популярность и как исполнительский и как подготовительный инструмент для перехода к игре на других духовых . Так, например, в Италии, Германии, Чехии блок-флейта широко используется в целях приобщения детей к музыке. Еще в семидесятые годы прошлого века профессор музыкально-Педагогического института им. Гнесиных Иван Пушечников широко вводил в практику обучение детей младшего возраста в ДМШ игре на блокфлейте.
Обучение детей игре на блокфлейте с раннего возраста решает ряд проблем, связанных с дыханием, работой лег-ких, дает музыкальное развитие на очень про-стом и доступном инструменте. Из семейства блокфлейт наибольшее распространение полу-чила блокфлейта-сопрано (строй С).
Простота конструкции, небольшой размер, легкий вес инструмента, минимальная сила вду-вания воздуха дают возможность приобретать навыки музицирования детям 5-6 лет. Существу-ет две системы блок-флейт – немецкая и ба-рочная. Автор рекомендует блокфлейту немецкой системы, (обо-значение на корпусе блокфлейты cзади «G», а барочная – «В»). Блок-флейта обычно состоит из трех частей – мундштука, средней части и раструба. Шестое и седьмое отверстие от мундштука двойные, что позволяет играть ноты до-диез и ре-диез первой октавы.
Советы для начинающих
Не знаете, какой учебник выбрать? Для начала по-советуем вам хрестомаию «Блокфлейта» А.П. Жульева. Этот учебник имеет партию блокфлей-ты и клавир. Партия со-стоит из двух разделов: первый - это пьесы. Второй раздел - упражнения, этюды, гаммы, трезвучия, доминантсептак-корды, уменьшенные сеп-таккорды, аппликатура блокфлейты. Материал Хрестоматии основан на практической и методи-ческой работе автора с учащимися 1-3-х классов в течение более 25 лет. За это время материал Хрестоматии испытал себя на практике. Материал расположен с последовательным усложнением, которое содействует раз-витию музыкально-исполнительских навыков ученика, пробуждает интерес и любовь к музыке, способствует формированию его эстетического вкуса. Начальные пьесы построены на очень удобных в исполнении звуках: «си», «ля», «соль» первой октавы. Это дает возможность учащемуся быстро овладеть этими звуками, а потом посте-пенно остальными звука-ми диапазона блокфлей-ты. Все пьесы имеют ху-дожественный фортепи-анный аккомпанемент. В Хрестоматии так же использованы классические произведения: Адажио Т.Альбинони, «Хор поло-вецких девушек» из оперы А.Бородина «Князь Игорь», Песня Д.Перголези и др. Авторские упражнения и этюды написаны с учетом технических возможно-стей начинающего блок-флейтиста. Они небольшие по размеру, и в то же время носят художествен
ный характер. Материал Хрестоматии так же под-ходит для обучения на свирели, флейте, гобое, кларнете, саксофоне, трубе и др.
АВТОР: БОРИС ТУРЧИНСКИЙ
«Музыка для родных и любимых детей»
''Все, что нами делается, - делается для родных, любимых детей!''
Заслуженный деятель искусств Украины Михаил Некрич
Некрич Михаил Григорьевич. Композитор, педагог, аранжировщик, Заслуженный деятель искусств Украины. Родился в 1940 году в Житомире. С 1960 по 1968 гг. – руководитель эстрадных коллективов ровенской и кировоградской филармоний. В 1968 -1971годах руководитель житомирского "Биг-бэнда" и ансамбля "Юность" при житомирском городском Доме культуры, лауреата многих республиканских и всесоюзных конкурсов. 1971-1975 годы. Руководитель знаменитого эстрадного оркестра "Зеленый огонек", город Черкассы. С 1975 года художественный руководитель днепропетровской филармонии. В 1975 году основал и с тех пор является бессменным руководителем лауреата международных конкурсов образцового детского ансамбля «Мастерок» (г.Днепропетровск). У ансамбля сотни концертов в год, записи на радио и телевидении. Коллектив в разные годы записал пять пластинок на всесоюзной студии “Мелодия”, а также восемь компакт-дисков различной музыки – эстрадной, джазовой, фольклорной, в том числе диск-альбом «Святкови колядки» (Ганновер-1999г.)
Сегодня все реже нас радует детское искусство. Более того, возникают сомнения: живет ли оно вообще. Как оказалось, не только живет, но и развивается. Причем, не только в глубинке, где современный ритм спокойнее, но и в «сумасшедших» мегаполисах. Благо, есть люди, которые, невзирая на трудности, способствуют развитию юных талантов. Реалии нашего времени не влияют на тех, кто способен посвятить себя самому светлому, чистому и святому – Богу и детям. С одним из интереснейших людей заслуженным деятелем искусств Украины Михаилом Григорьевичем Некричем за месяц до 35-ого юбилея ансамбля «Мастерок» побеседовал БОРИС ТУРЧИНСКИЙ.
Итак, все началось с трубы?!
- Михаил Григорьевич, начнем наши воспоминания с далеких 60-х годов… Первые шаги в музыке...
- Свое знакомство с ми-ром музыки я начал в Житомирском Дворце пионеров и школьников в оркестре народных ин
струментов, где в 1951 году обучался игре на домбре. Долго я там не про-держался, уж и не помню, по какой причине, наверное, не полюбилась мне домра, на которую меня посадил руководитель оркестра М.И. Забавчик.
Долгой и интересной судьбой в мире духовых инструментов я обвязан замечательному человеку и педагогу, которому обязаны и многие мальчишки города. И те, кто продолжил музыкальную карьеру, и те, кто не пошел дальше. Это Семен Николаевич Москалев, красивый и умный человек, которому можно было подражать во всем. Интеллигент высшей пробы, всегда аккуратно одет, с чистой русской речью и очень теплым отношением к нам, ребятне.
Кажется, это было в сентябре 1952 года. Он пришел к нам в школу с трубой, за-шел в класс, и начал рас-сказывать о духовом оркестре. Говорил очень увлеченно и убедительно. Многие мальчишки сразу согласились пройти музыкальную проверку. Мне он дал попробовать трубу, и у меня сходу получилось из-влечь несколько звуков.
Некоторое время я выполнял самую ответственную работу, - носил на голове большой барабан, когда оркестр куда-нибудь отправлялся на игру. Потом я пробовал все инструменты от баса до трубы, на чём конкретно и остановился. Если бы не глубочайшая любовь и уважение к С. Н. Москалёву, я и здесь не за-держался бы. Он был удиви-тельный человек, пацаны его боготворили. Он резко отличался от многих руководителей, своим теплым отношением к нам, не говоря уже о том, какой он был музыкант. Умел играть и показать на всех инстру-ментах.
Не надо забывать, что это были не самые лучшие годы СССР. Еще ощущались последствия войны, мы не всегда были сыты и нормально одеты. Не покривлю душой, если скажу от имени всех его многочисленных воспитанников, и неважно, состоялась ли их музыкальная карьера, мы ему многим обязаны. Несмотря на то, что я много лет занимаюсь другими вещами, труба – моя любовь на всю жизнь…
«С тех пор я – трубач!»
- Как складывалась твоя творческая судьба да-лее?
- Затем я был воспитанником военного духового оркестра в Бердичеве. Многие музыканты моего поколения прошли школу «воспитонской» службы в военных оркестрах. У меня на памяти десятки имен, а вообще их, на-верное, сотни, тех, которые впоследствии стали известными музыканта-ми. Трубачи М.Табаков, С.Еремин, Т.Докшицер. Дирижеры Н.Рахлин, В.Агапкин, М.Финберг, В. Халилов и многие, мно-гие другие. Этот список можно долго продолжать.
Не избежал этой участи и я. Два года – с 1955 по1957-й в шинели, в сапо-гах. Играл в оркестре пар-тию 2-й трубы. Справлялся хорошо. Но в дальнейшем судьба дала новый пово-рот моему росту в музыке, это произошло после зна-комства с Борисом Векс-лером, прекрасным ак-кордеонистом – виртуо-зом.
Старшее поколение помнит гремевшее на весь мир трио Векслера. В репертуа-ре этого коллектива было все –от музыки барокко и до современного джаза. И все это было на самом высо-ком исполнительском уров-не.
И вот в мои 15 лет, состоя-лась историческая встреча с этим необыкновенным че-ловеком, который, по сути, и определил мое будущее, как музыканта, пригласив играть в оркестре неболь-шого кинотеатра имени Франко в Житомире.
Об этом человеке, му-зыканте-легенде, я хотел рассказать чуть подробнее. При первой встрече, он мне сказал: «Сыграйте мне, по-жалуйста, что-нибудь джазо-вое». И я сыграл «Неаполи-танскую песню» П.И.Чайковского. И только благодаря моему красивому звуку Векслер меня взял в оркестр кинотеатра Франко. Ну, а дальше он дал мне настоящую школу мужества. Научил быть аккуратным, ни-когда не опаздывать, зани-маться на инструменте, учиться импровизировать и так далее. Он по-настоящему открыл для меня мир музыки как классиче-ской, так и народной и эст-радной. И вот с 15 лет я стал зарабатывать деньги музы-кой.
Всю свою творче-скую жизнь я учусь. Сей-час, когда не имею воз-можности писать «на живые команды» - орке-стры, приходится сочи-нять и аранжировать на компьютере. С другой стороны, это даёт мне возможность анализи-ровать своё творчество. И, как правило, после некоторого времени, мне сделанное не нра-вится. Я опять переделы-ваю, даже, если это уже и не нужно. Но вернёмся к главной теме. В 1975 году я получил пригла-шение в Днепропетров-скую филармонию му-зыкальным руководите-лем. Там я проработал десять лет. Работая в филармонии, одновре-менно я создал детский ансамбль «Мастерок». Вместе с моими колле-гами Натальей Некрич и Георгием Некричем мы учили детей играть на музыкальных инструмен-тах, учили их сцениче-скому мастерству, во-калу. В 2011 году ан-самблю исполняется 35 лет. «Мастерок» много гастролирует. –
- Ансамблем «Масте-рок» записан в Ганнове-ре CD альбом «Святкови колядки». Расскажи об этом.
- Это было в 1999 году. Сами понимаете, что колядки – песнопения не только народные, но и часть церковного пения. Поэтому более десяти лет, мы тесно сотрудни-чаем с Центром Право-славной Культуры «Лест-вица» и Днепропетров-ской епархией Украин-ской православной церкви. Записали мы два компакта с рожде-ственскими колядками. Первый – в Ганновере, автором проекта являет-ся мой друг батюшка Игорь Собко, он же ру-ководитель Центра «Ле-ствица». А второй – на фирме грамзаписи « Алантик-сити» в Киеве.
- А многочисленные твои питомцы, где они, кто они сегодня, чем за-нимаются?
- По-разному сложились их судьбы. Кто-то посвя-тил жизнь искусству и музыке, а кто-то – просто добрый семьянин. Ма-рина Кулеба – журна-лист на телеканале НТВ в программе «Детали», Армен Костандян – со-лист украинского госу-дарственного оркестра «Радио-Бэнд» под управ-лением Александра Фокина. Творчески оформлял Виктора Шпортько, сегодня это профессор Националь-ного Университета куль-туры и искусств, народ-ный артист Украины. Орест Северин солист (флейтист) камерного оркестра «Эрмитаж» под управлением Сан-децкиса в Санкт - Пе-тербурге. Дима Болотов, гитарист, аранжиров-щик, работает в Москве со звёздами россий-ской эстрады и так да-лее. А я, слава Богу, ос-тался Мишей Некричем.
- Михаил, какими госу-дарственными награ-дами ты награжден?
- Страна именует меня «Заслуженный деятель искусств Украины», но этим деятелем хочется не только именоваться, но чувствовать реальную заботу, внимание и ува-жение. Я не против и достойной пенсии, не сомневаюсь, в этом поддержат меня многие другие заслуженные деятели и не только. Кстати, ансамблю при-своено звание «Лауреат международных конкур-сов детский образцовый ансамбль «Мастерок». По-моему, это звучит!
- Мы знаем, есть у тебя и церковные награды.
- В юбилей 30-летия «Мастерка» в 2005 году Блаженнейший Влади-мир, митрополит Киев-ский и всея Украины на-градил меня медалью святого равноапостоль-ного князя Владимира. Труды мои и ансамбля «Мастерок» отмечены правящим архиереем митрополитом Иринеем благословенными гра-мотами, а эта награда для меня очень дорога, потому что вручил ее Предстоятель Украин-ской Православной Церкви. И наградил он не только меня, но и всех детей, которые прошли школу творческих талан-тов на протяжении всех этих долгих 30 лет.
- Маэстро, за годы творчества ансамбль «Мастерок» радовал не только слушателей Кие-ва и Москвы, как часто с нашей культурой при-ходилось знакомить зрителя и за рубежом?
Меня зовут Михаил Гри-горьевич, и думаю, что пока именовать так меня будет скромнее и пра-вильнее. А что касается гастрольной деятельно-сти ансамбля «Масте-рок», то с 1975 года он пролегал приблизитель-но следующим мар-шрутом: Польша, Болга-рия, Румыния, Венгрия, Испания, Италия, Шве-ция, Германия, Китай Финляндия. Извиняюсь за нескромность, но мне придется доставать кар-ту мира. Эти маленькие ангелочки, которым от 4 до 14 лет, смогли пора-довать многих зрителей из разных стран и при-общить их к нашей куль-туре, познакомить с тра-дициями нашей страны. Мне вспоминаются ро-ждественские колядки, которые мы исполняли в Ганновере для немецких детей. Какие у них были лица и проникновенные глаза! Конечно, они не понимали всех слов, а мы пели на русском и украинском, но музыка язык интернациональный и они слились с нами в единых чувствах.
- Хватает ли времени заниматься собой и своей семьей?
- Я – в среднем возрасте, нельзя сказать, что в рас-цвете, но и не в увяда-нии. В декабре, мне ис-полнилось– 71. У меня – спортивная зависимость, так как люблю бег, за-рядку, езду на велосипе-де. С благоверной суп-ругой, сподвижницей по творчеству, педагогом-репетитором «Мастер-ка» Натальей Юрьевной Владимировой мы все-гда вместе, как дома, так и на
Богатство Украины
Наша справка
Ансамбль “Мастерок” начал свое существование в октябре 1975 года. Возраст его участников – от 7 до 13 лет. Основатель и художественный руково-дитель ансамбля – заслуженный дея-тель искусств Украины, композитор Михаил Некрич. Преподаватели-репетиторы – Наталья и Георгий Не-крич. Звукорежиссер – Борис Капце-лович.
Слушая “Мастерок”, не возникает мысли относительно некоего несо-вершенства, мол, это ведь совсем маленькие музыканты. Отнюдь. Эти де-ти – талантливые жемчужины украин-ской земли, в которых живет генетиче-ская предрасположенность к пению, музыкальному самовыражению, к то-му же воплощенному с большим во-одушевлением и ответственностью.
Концертная программа ансамбля – насыщенное музыкальное сопровож-дение, активные сценические дейст-вия, многоголосое пение. А если к этому прибавить разнообразные кос-тюмы и высококачественное звуковое оборудование, то вы понимаете, что юные музыканты “Мастерка” – это действительно богатство Украины.
работе. Знаете, каждый человек желает ласки и тепла, вот я ей за все это благодарен. Поэтому и творится хорошо, и жи-вется... И это не просто работа, а жизнь в твор-честве. Когда ты раду-ешься за тех детей, ко-торых тебе вверил Бог, всегда видя светлые улыбки, то хочется ска-зать, что эти почти 36 лет – как один день. Но в этом одном дне более 500 детей, которые были рядом со мной, а я всегда с ними. И, слава Богу, что они не забывают добрые тра-диции нашего ансамбля и, что особенно приятно, помнят меня и тех лю-дей, которые трудились для их радости и счастья.
Нас приглашали участвовать в культурной программе чемпионата мира 2006 года по футболу в Германии. Ян Табачник звал нас в гости в Киев на съемки передачи «Честь имею пригласить». Плодо-творным было творче-ское сотрудничество с Центром православной культуры «Лествица», так как они владеют огром-ным музыкальным архи-вом, а на сегодняшний день – это бесценное сокровище! Всегда при-лагаем все свои усилия, старания и умения. Все, что нами делается, – де-лается для родных, лю-бимых детей!
Фестиваль «Дети и Музыка». Хроника
Второго декабря в Мо-скве, в Царицынском музее-заповеднике прошло долгожданное открытие десятого, юбилейного фестиваля «Дети и музыка». Оно порадовало публику блестящими выступле-ниями детей с оркест-ром и приветственны-ми речами «главноко-мандующих» меро-приятия. А таковыми яв-ляются начальник управления культуры ЮАО г. Москвы Марина Реер, заслуженный ар-тист России Сергей Остапенко, директор оркестра «Садко» Сер-гей Давыдов, предсе-датель жюри феста, заслуженный артист профессор МХК им ПИ Чайковского А. Голы-шев и многие другие замечательные люди. Произнес речь и гене-ральный спонсор ме-роприятия Сергей Бы-линкин.
Минутой молчания поч-тили все собравшиеся память бывшего пред-седателя жюри фести-валя, народного арти-ста России Александ-ра Корнеева. Алек-сандр Васильевич все-гда прикладывал много усилий, чтобы фести-валь «Дети и Музыка» развивался.
Теперь жюри возглавля-ет заслуженный артист России, профессор МГК им. П.И. Чайковско-го Александр Голышев.
А что касается высту-пивших на открытии де-тей, то они не простые, а золотые. Это те ребя-та, которые победили на фестивале прошлых лет. К примеру, про-шлогодний призер - одинадцатилетний Иван Новиков - про-фессионально испол-нил на гобое «Скрецо» И. С. Баха. А еще были трубы, скрипки, сак-софоны…
Традиционно на кон-курсе представлено несколько номинаций: лучшие исполнения на струнных, духовых, на-родных инструментах, а также пианистов, во-калистов и ансамблей. Кроме того, как всегда в рамках конкурса в выставочном зале-музее «Замоскворечье» будут представлены работы юных художни-ков.
Особенностью фести-валя является предос-тавляемая победителям конкурсов возможность выступить с профес-сиональным оркест-ром. А это удается не всякому взрослому му-зыканту.
Итоги конкурсов будут подведены членами жюри ко Дню Защиты Детей, первого июня. Тогда же и состоится гала концерт с участием победителей, с вручением призов, грамот и именных стипендий.
А вот небольшой фотоотчет с первого и второго тура фестиваля.
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ФЛЕЙТИСТА
Александр Васильевич Корнеев (1930 – 2010) – один из величайших флейтистов ХХ века. Не случайно в нашей стране и во всем мире его назы-вали «Золотой флейтой России».
А. Корнеев родился в Москве. Первым наставником будущего музыканта был В.А. Щербинин. В 1944г. Александр был зачислен в музыкальное учи-лище при Московской консерватории в класс известного педагога и компо-зитора В.Н. Цыбина, автора произведений для флейт.
В девятнадцатилетнем возрасте началось артистическое восхождение мо-лодого флейтиста. В 1949 году А. Корнеев становится лауреатом междуна-родных конкурсов Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Буда-пеште и Берлине, победителем конкурса им. Антонина Рейха в Праге.
В 1949 г. одаренного молодого флейтиста приглашают работать в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио. Впоследствии Корнеев про-работал там около 30 лет. Он выступал с крупнейшими российскими дири-жерами, а также с зарубежными мэтрами. Как солист-флейтист Корнеев много концертировал. Искусству блестящего виртуоза, артиста яркого и самобытного таланта, аплодировали в Венгрии, Германии, Чехии, Югосла-вии, и многих других странах мира .
Исполнительское искусство Корнеева не раз получало восторженные от-клики и оценки музыкальных критиков и рецензентов: «…Этого чародея, извлекающего из своей флейты звучания необыкновенной выразительности и красоты, интонирующего столь точно и органично, что кажется, иначе и «дышать» не может музыка, которую он в данный момент играет». В ре-цензиях часто отмечаются яркая индивидуальность, узнаваемая манера ис-полнения, «которую отличает тонкий музыкальный вкус, глубокая проник-новенность, виртуозное владение инструментом», «абсолютно корректная и стилистически точная интерпретация».
Концертный репертуар А. Корнеева был необычайно широк и разнообра-зен. Именно Корнеев был единственным в нашей стране флейтистом, ис-полнившим цикл Баховских сонат в один вечер. Но наряду с произведе-ниями классиков и романтиков, он включал в свои концертные программы и произведения современных отечественных композиторов. Без всякого преувеличения можно сказать, что благодаря такой яркой аристократиче-ской личности, каковым был, несомненно, Александр Васильевич, расши-рился и преумножился флейтовый репертуар. В разные годы ему писали и посвящали свои сочинения композиторы С. Василенко, Ю. Кейн, М. Вайн-берг, Ю. Левитин, К. Караев и многие другие.
Неуемная творческая энергия А. Корнеева проявлялась в его стремлении познакомить российских слушателей с флейтовыми новинками зарубежных композиторов. Об исполнении Концерта для флейты и струнного оркестра французского композитора А. Жоливе газета «Советская культура» писала: «Концерт был превосходно исполнен А. Корнеевым и ансамблем солистов под управлением автора. Исполнители раскрыли колористическую тон-кость, светлую направленность и оптимизм музыки А. Жоливе».
Артистический дар Корнеева проявился в дирижировании различными ан-самблями, с которыми он неоднократно и с неизменным успехом выступал у нас в стране и за рубежом, делал записи на радио, телевидении, фирмах звукозаписи. Именно он был первооткрывателем многих новых партитур отечественных композиторов: вспомним хотя бы «Камерную симфонию» Р. Габичвадзе, «Пушкинскую симфонию» В. Купревича, «Оркестровые ми-ниатюры» В. Дьяченко.
С 1995 года А. Корнеев – солист Московской государственной академиче-ской филармонии. Он выступает в ансамбле с замечательной пианисткой, дипломантом многих международный и всероссийских конкурсов Еленой Корнеевой. Все отмечали гармоничность, слаженность и стабильность это-го прекрасного дуэта.
Свой опыт, тайны мастерства А.В. Корнеев многие годы передавал бук-вально до самого последнего дня своей жизни студентам Московской кон-серватории, профессором которой он был. Учиться в классе А.В. Корнеева было престижно и гарантировало знак качества. Поэтому его студенты становились лауреатами многих всероссийских и международных конкур-сов.
А. Корнеев проводил мастер-классы в различных городах России и многих других странах. Он получил почетный сертификат Карнеги-холл «Лучший педагог». Но, несмотря на широкую известность и признание, выраженное в высоких наградах – Народный артист РФ, лауреат государственных пре-мий, орденоносец (Орден Почета «За заслуги перед Отечеством IV степе-ни) – Александр Васильевич был всегда скромным и уважительным по от-ношению к коллегам и людям, с которыми по жизни сталкивался. Он ис-кренне радовался, что музыкальной школе в гор. Щербинка было присвое-но его имя. Он хорошо понимал, в первую очередь, важность приобщения к музыке детей с раннего возраста.
В заключительном блоке этой статьи я хотел бы остановиться на запом-нившихся мне творческих встречах с Александром Васильевичем Корнее-вым. Истинной вершиной нашего творческого альянса можно считать ис-полнение и запись в конце 70-ых гг концертной симфонии для арфы и ор-кестра «Фрески св. Софии Киевской». Дирижерский дар А. Корнеева рас-крылся в полную силу. Многие музыканты считают трактовку этого сочи-нения с участием выдающейся арфистки Ольги Эрдели и ансамбля солистов оркестра Всесоюзного радио эталонной.
Когда Александру Васильевичу было уже за 75 лет, в Кафедральном като-лическом соборе непорочного зачатия состоялся один из последних соль-ных концертов флейтиста. Он просил меня прийти на ночную репетицию, поскольку играл мою «Песнь блаженной ночи» для флейты и органа – что-бы я послушал соотношение баланса инструментов. Внутри собора было так холодно, что исполнители играли в перчатках. Тогда мне подумалось: в возрасте Александра Васильевича духовики давно не играют… Что же им движет, что он преодолевает холод, неудобное репетиционное время и фи-зически выдерживает всю обширную программу? Ответ я получил на сле-дующий день: огромный собор до отказа был наполнен слушателями, свет был погашен, музыка лилась сверху…
Концерт прошел на едином дыхании, как прекрасный сон. Когда же Корне-ев спустился вниз, публика стоя восторженно приветствовала его. Это был настоящий триумф артиста, подарившего своим вдохновенным искусством радость и счастье слушателям.