РУССКИЙ АВАНГАРДИСТ УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ БОГОМАЗОВ (1880-1930)
Александр Константинович Богомазов (1880-1930). Автопортрет. 1914-1915 гг. Холст, масло. 34,2х32,6 см.
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Так случилось, что имя Александра Константиновича Богомазова (1880-1930) дольше других оставалось в тени первых фигур российского авангарда. Александр Константинович Богомазов - украинский художник, экспериментатор в живописи, блестящий педагог, видный представитель и теоретик русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо» и «Шарденом футуризма». Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917 гг.) и спектрализм (1920-1930 гг.). В 1920-е годы, вместе с Владимиром Татлиным и Вадимом Меллером, Богомазов преподавал в Киевском художественном институте, ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры.
Александр Константинович Богомазов. Фотография конца 1920-х гг.
Александр Константинович Богомазов родился 14 (26 марта по новому стилю) 1880 г. в слободе Янков Рог (Янковка, ныне Ивановка) Ахтырского уезда Харьковской губернии (теперь Сумская область Украины). В 1896-1902 гг. учился в Херсонском земском сельскохозяйственном училище. В 1902 г. поступает против воли отца в Киевское художественное училище и разрывает отношения с отцом. В 1905 г. Богомазов был исключен из училища за участие в студенческой забастовке. В 1905-1907 гг. продолжил учёбу в частной студии профессора С.И.Светославского (1857-1931) в Киеве. В 1906 г. совершил путешествие в Крым с художниками Василием Ивановичем Денисовым (1862-1922) и Алексеем Васильевичем Грищенко (1883-1977) - см. мои посты. В этом же году впервые принимает участие в выставке живописи в Киеве, в залах Троицкого народного дома.
С.И. Светославский (1857-1931). Городской пейзаж. 1894 г. Холст, масло. 142х171 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.К. Богомазов. Автопортрет. 1907 г. Холст, масло. 40х28,5 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Натюрморт с фруктами. 1900-е гг. Холст, масло. 33,5х40 см. Собрание М. Салиной и С. Кривошеева, Москва.
Натюрморт с овощами и фруктами. 1905 г. Холст, масло. 54,5х59 см. Частное собрание,
Москва, ранее в собрании Д.М. Аксельбанта.
Крымский пейзаж с пальмой и цветущей клумбой. 1906 г. Холст, масло. 46х59,5 см. Частное собрание,
Москва, ранее в собрании Д.М. Аксельбанта.
Лес. 1906 г. Бумага, масло. 30,6х23,7 см. Аукцион Sotheby's, 2005 г.
Портрет Бебы (Портрет Ярослава Скуратовича). 1906 г. Бумага, смешанная техника, масло. 36х45 см. Аукцион MacDougall, 2006 г.
В Киевском художественном училище Александр Богомазов проучился с перерывами почти девять лет. В 1907 г. некоторое время работал в Москве в частных мастерских художников Константина Федоровича Юона (1875-1958) и Фёдора Ивановича Рерберга (1865-1938). В 1908 г. возобновляет обучение в Киевском художественном училище. В училище он познакомился с учившимися там же Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым. Длительная дружба связала его с Экстер, которая являлась своеобразным проводником современной французской и русской культур. В ноябре 1908 г. он участвует в выставке «Звено» в Киеве, где экспонировались Д.Д. и ВД. Бурлюки, В.Д.Баранов-Россине, Н.С.Гогчарова, М.В.Ларионов, А.В.Лентулов, А.А.Экстер и др.
В 1906-199 гг. Богомазов Богомазов изучает импрессионистическую живописную систему, главным образом импрессионизм и постимпрессионизм. Пишет сине-голубые пуантилистические картины «Ожидание» и «Женский портрет» (оба нач. 1900-х гг.), три портрета своей жены Ванды Витольдовны Монастырской (1907-1908 г.), «Мост» (1908 г.). В это же время сотрудничает с газетой «Киевская мысль», для которой рисует карикатуры и создает графические работы в духе журнала «Золотое Руно» и графики «Голубой Розы».
Ф.И. Рерберг (1865-1938). Фантазия на античную тему. Весталки, 1900-е гг.
К.И. Юон (1875-1958). Голубой куст. Псков. 1907 г. Холст, масло. 71х107 см. Государственная Третьяковская галерея.
КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА БОГОМАЗОВА:
А.К. Богомазов. Ожидание. Начало 1900-х гг. Холст на картоне, масло. 38х38 см. Частное собрание, Москва,
ранее в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
На качелях. 1907 г. Сумской областной художественный музей им Н.Х. Онацкого, Украина.
На берегу реки. Холст, масло. 61х51 см. Аукцион Sotheby's, 2008 г.
Портрет Ванды. 1907-1908 гг. Холст, масло. 42х57 см. Частное собрание.
Ванда Витольдовна Монастырская (1888-1982), художница, вместе с А.К. Богомазовым училась в киевском Художественном училище, жена художника с 1913 г., многократно им портретировалась. Ванда была не только женой Богомазова, но и его музой, она поддерживала художника в его творчестве. Именно для нее он посвятил свою основную теоретическую работу «Живопись и ее элементы», которую он завершил в 1914 г. В 1916 г. Ванда написала мужу: «Я хочу сказать вам, что вы не обычный смертный в искусстве, это ваша работа возвышенна и глубоко прекрасна, что в ней есть страстная сила линий, движение всех молекул мира...»
Портрет жены художника. 1907-1908 гг. Аукцион Maricevic Fine Art, 2013 г.
Женский портрет. 1900-е гг. Холст, масло. Запорожский областной художественный музей, Украина.
Мост. 1908 г. Холст, масло. 60x60 см. Частное собрание, Москва, ранее в собрании В.А. Дудакова.
Дорога в лесу. 1909 г. Картон, масло. 8,8х10,7 см. Аукцион «В Никитском».
Портрет Анны Монастырской, сестры жены художника. 1910 г. Холст, масло. 58,6х59,2 см.
Собрание Э.А. Дымшица, Киев.
Портрет Монастырской. 1910-1911 гг. Холст, масло. 59,3х52 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
А.К. Богомазов. Автопортрет. 1911 г. Музей украинской живописи, Днепропетровск. Украина.
16 мая 1911 г. Александр Богомазов оканчивает Киевское художественное училище и летом в качестве корреспондента «Киевской мысли» отправляется в Финляндию. Некоторые акварельные пейзажи, сделанные в этой поездке, носят характер натурных этюдов, однако большинство акварелей и работ тушью передают обобщенные и романтизированные образы финской природы. Для графики финского цикла характерно использование всего художественного арсенала стиля модерн: ярко выраженная стилизация форм, их ритмическое развитие, плавность линий.
Вяйнямейнен, играющий на кантеле. 1911 г. Холст, масло. 104,5х62 см. Аукцион шедевров русского искусства, 2017 г. Рисунок со скульптуры, возведенной в 1873 г. в парке Монрепо под Выборгом, разрушенной во время советско-финской войны 1939-1940 гг. и восстановленной в 2007 г.
Пейзаж с красными домами. 1911 г. Бумага, акварель. 32х30 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Пейзаж с домом с красной крышей 1011 г. Бумага, акварель. 24,5х25,5 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Лесной пейзаж. 1911 г. Холст, масло. 41х33,5 см. Аукцион Sotheby's, 2008 г.
Цветы. Холст на картоне, масло. 49,5х54 см. Аукцион Sotheby's, 2004 г.
Листья на воде. 1912 г. Холст, масло. 45,7х36 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Пейзаж с фонарем. 1911 г. Холст, масло. 47,5х51 см. Аукцион MacDougall's, 2010 г.
Яблоня в саду. 1910-е гг. Холст, наклеенный на картон, масло. 34х4,5 см. Аукцион MacDougall's, 2009 г.
Женский силуэт на фоне замка. 1911 г. Бумага, сангина, карандаш. 30,9х31 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Белая ночь. Финляндия. 1911 г. Бумага на картоне, тушь. 31х31 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Деревья. 1911 г.
Читающая Ванда. 1911 г. Бумага, пастель. 27,5x13 см. Собрание Джеймса Бттервика, Лондон.
А теперь несколько растушовок Александра Богомазова в манере Феликса Валлотона:
Женщина, читающая книгу. 1911-1912 гг. Бумага, тушь. 30,9х19,6 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Портрет жены на фоне новогодней елки. 1911-1912 гг. Бумага, тушь, белила. 14,6х27,3 см.
Собрание Э.А. Дымшица, Киев.
Портрет Ванды Монастырской. 1911 г. Бумага, тушь, белила. 28,5x29,5 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Спящая жена художника. 1914 г. Бумага, тушь. 18,5x22 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Финские фьорды. 1912 г. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Сидящая женщина на фоне пейзажа. 1912-1913 гг. Холст, масло. 58х57 см. Собрание Г. Татинцяна, Нью-Йорк.
Портрет жены. 1911 г. Холст на картоне, масло. 49,5х49,2 см. Частное собрание, Киев.
В 1913 г. Богомазов женится на молодой киевской художнице Ванде Монастырской. Это личное событие повлияло и на творчество Богомазова. Любимыми мотивами становятся изображения близкого человека и городских пейзажей. Именно в работах этого периода Киев впервые превращается из города с «малоросскими хатами и дивчиной» в современное жизненное урбанистическое пространство.
На общем фоне художнического котла бурной эпохи начала XX века в России незаурядное и самобытное дарование Богомазова было практически сразу замечено критикой. О нем писал Н.И. Кульбин (см. мой пост): «…Новостью являются, главным образом, произведения Богомазова. Это несомненно сделанный настоящий живописец, принявший ценности французской школы, но работающий самостоятельно. Он – РУССКИЙ по имеющемуся у него синтезу цвета и материала» («Базар», 1914 г.)
Автопортрет. 1913 г. Холст, масло. 30,5х33 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Портрет художника Григория Бурданова. 1912 г. Холст, масло. 57,5x57,5 см.
Сапожная мастерская. 1912 г. Холст, масло. 33x31 см.
Натюрморт с кувшином. 1913 г. Холст на картоне, масло, 44,6х38 см.
Портрет жены художника Ванды Монастырской. 1913 г. Холст, масло. 28,2х22 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
1. Женский портрет (Портрет жены художникака). 1913 г. Бумага, уголь. 21x16,5 см.
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
2. Сидящая читающая женщина (Ванда). 1913 г. Бумага, уголь.
Портрет жены Ванды. 1913 г. Бумага, сангина.
Ванда рисует. 1914 г.
Городской пейзаж. Киев. 1912-1913 гг. Холст, масло. 45,5x40 см. Частное собрание, Лондон.
Городской пейзаж. 1912-1913 гг. Холст, масло. 80,6x60 см. Аукцион Bill Hood, США.
Девочка с обручем. 1913 г. Холст, масло. 71x71 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Лесоруб. 1913-1914 г. Холст, масло. 24,6x28,7 см. Частное собрание, Москва.
Абстрактная композиция в голубом. 1913 г. Холст, масло. 23х27 см. Собрание Беккерман, Нью-Йорк.
Портрет. 1913 г.
Читающая женщина. 1913 г. Бумага, сангина. 30x27,5 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Композиция с черным треугольником. 1913 г. Холст, масло. 52,5х52,5 см. Аукцион MacDougall's, 2013 г.
Абстрактная композиция. 1913-1914 гг. Холст, масло. 35х34 см. Частное собрание, Лондон.
Космос. 1910-е гг. Холст, масло. Собрание Игоря Дыченко, Киев.
А.К. Богомазов. Афиша выставки «Кольцо». Киев, 1914 г.
В 1914 г. Богомазов во главе молодых киевских художников организует группу «Кольцо» и устраивает одноименную выставку. Среди ее участников – Е.Ф.Васильева, Кристиан Крон, Б.И.Пастухов, И.М.Рабинович, Н.А.Шифрин, Сарра Шор, А.А.Экстер. Девизом выставки был слоган «Красота не в видимом, а в ощущаемом, переживаемом...». На выставке экспонировалось 88 работ Богомазова, в основном графика. Живописных работ всего четыре, выполнены они в стилистике кубофутуризма. В каталоге выставки была опубликована статья Богомазова «Сущность 4-х элементов», в которой художник анализирует природу творчества.
Благодаря Александре Экстер Богомазов имел возможность внимательно изучать творчество итальянских футуристов, ставших безмерно популярными в передовой художественной среде с 1912 г., и, возможно, ни на кого другого так не повлияло их искусство, как на Богомазова. В результате в 1914 г. Богомазов создал свои самые знаменитые футуристические картины «Трамвай», «Монтёр», «Паровоз» и написал глубокий научный трактат «Живопись и элементы», в котором он исследует изобразительную природу линии, формы, цвета, плоскости картины с точки зрения формальных экспериментов.
Александра Экстер в Киеве. Фотография 1910-х гг.
Виолончелист (Автопортрет). 1914. Рисунок.
Трамвай. 1914 г. Холст, масло. 142х74 см. Собрание В.А. Дудакова, Москва.
Трамвай. Львовская улица в Киеве. 1914 г. Бумага, уголь. 40,2x30,2 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Монтер. 1914-1915 г. Холст, масло. 70х70 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Сенной рынок. Киев. 1914 г. Холст, масло. 110х95 см. Собрание К.И. Григоршина, Киев.
Крещатик. 1914 г. Бумага, уголь. 30,2х 32,3 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Дача, Боярка. 1914 г. Бумага, сангина. 32x29 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Глубочица (район Киева). 1914 г. Холст, масло. 60,5x48,7 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Районистская (Лучистская) композиция. Весна. 1914 г. Холст, масло. 32х32 см.
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Паровоз. 1915 г. Холст, масло. 100х105 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Пейзаж. Поезд. 1914-1915 гг. Холст, масло. 33x41 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Натюрморт с цветами. 1914 г. Холст, масло. 66,8х68 см. Частное собрание, Москва.
Букет цветов. 1914-1915 гг. Холст, масло. 39,5х 40,5 см. Государственный Русский музей.
Абстрактная композиция. 1914-1915 гг. Холст, масло. 42,6x38,1 см. Частное собрание.
Композиция № 2. 1914-1919 гг. Центр изобразительных искусств им. М.Т. Абрахама, Париж.
Абстрактная композиция. 1914 г. Бумага, уголь.
Голова. 1914 г. Холст, масло. 64x60 см. Собрание М. Краснова, Москва.
Портрет жены В.В. Богомазовой. 1914 г. Частное собрание, Киев.
Знаменитый король эстрады поэт-фельетонист Яков Ядов-Отрута подтрунивал над портретами Богомазова:
«Общий фон не очень чист, Много и алмазов,
Вот Вам циркульный кубист – Мистер Богомазов.
Тут, куда ты не смотри, чуем страха узы,
Видим катеты одни и гипотенузы.
Вот портрет жены, поэт вскрикнул:
«Что за мода! Ведь такой жены портрет –
Повод для развода».
Портрет Ванды Монастырской-Богомазовой, жены художника. 1914 г.
Портрет Ванды Монастырской, жены художника. 1914 г. Холст, масло. 23х31 см. Собрание Беккерман, Нью-Йорк.
Портрет жены. 1914 г. Холст, масло. 71х58 см. Частное собрание.
Абстрактная композиция. 1914-1915 гг. Холст, масло. 44,5х46,5 см. Аукцион Sotheby's, 2010 г.
Рыбка. 1914 г. Холст на картоне, масло. 46х45 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Игрушки. 1914 г. Холст, масло. 45,5х40,5 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Кубофутуристическая композиция с игрушками. Холст, масло. 50x69,4 см. Аукцион Christie's, 2015 г.
Женский портрет. 1914 г. Холст, масло. 105,5х88,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Тюрьма. 1914 г.
Чайник. 1914 г.
Футуристическая композиция. 1914-1916 гг. Бумага, карандаш. 28x38 см.
В 1915 г. Богомазов продолжает работать в киевских периодических изданиях, преподает черчение и рисование в Школе для глухонемых в Киеве. В том же году его направляют на Кавказ преподавать в селе Герюсы (теперь Горис) в Нагорном Карабахе в Высшем начальном училище. Пишет картины и рисунки на кавказскую тематику. Стилистические трансформации, произошедшие в произведениях кавказского периода, очень близко подвели художника к черте, за которой начинается абстрактное искусство («Абстрактный пейзаж (Нагорный Карабах, 1915 г.)» и другие. В 1917 г. Богомазов возвращается в Киев, где рождается дочь Ярославна.
Абстрактный пейзаж (Нагорный Карабах). 1915 г. Холст, масло. 60x64 см. Частное собрание, Киев.
Кавказ. 1915 г. Холст, масло. 34,9x32 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Абстрактная композиция. 1915 г.
Лес. Боярка. 1915 г. Холст, масло. 66х55 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Лес. Боярка. 1915 г. Бумага, сангина. 32x26 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Поезд. 1915 г. Бумага, уголь. 30x26 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Портрет жены. 1915 г. Рисунок углем.
Портрет жены художника. 1915 г. Бумага, уголь. 21,8x22,2 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Натюрморт с графином и бокалом на зеркале. 1915 г. Бумага, уголь. 29x30,5 см.
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Композиция. Бумага, уголь. 30х42 см. Собрание семьи Уманских, Украина.
Ритмы форм. Этюд. 1915 г.
Натюрморт с горшком. 1915 г. Холст, наклееный на картон. 44х39,5 см. Аукцион МакДуглас, 2006 г.
Портрет. 1915 г. Рисунок.
Портрет жены. 1915 г. Холст, масло. Собрание А.Ю. Смурзикова.
Натюрморт с бутылками. 1915 г.
После Октябрьской революции 1917 г. и после переезда в Киев Богомазов активно занимался общественной работой и преподаванием. Он преподает художественные дисциплины в Золотоношском коммерческом училище, Киевской художественно-ремесленной школе и мастерской печатного дела, железнодорожной трудовой школе при станции Боярка. В 1918 г. выступает на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине». В 1919-1920 гг. становится одним из основателей Кустарного товарищества и Первой артели художников, первым секретарем Профсоюза художников Киева и заведующим отделом художественного образования во Всеукраинском комитете изобразительного искусства. Разрабатывает положение о реформе художественного образования на всех уровнях. Принимает активное участие в оформлении Киева к революционным праздникам. В качестве художника назначен в Агитационно-санитарный поезд в составе 12-й армии и на агитпароход «Пушкин» (вместе с А.А.Экстер, В.Г.Меллером, А.Г.Тышлером и др.). В это время Богомазов и заболел туберкулезом. При этом станковая живопись у него отошла на второй план.
Абстрактная композиция. 1915-1916 гг.
Футуристический пейзаж. 1915-1916 гг.
Кавказский пейзаж (Волнистая композиция). 1915-1916 гг. Холст, масло. 41,9x40,6 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Армянская женщина. 1916 г. Холст, масло.
Армянская женщина. 1916 г. Рисунок углем.
Воспоминания о Кавказе. 1916 г. Холст, масло. Частное собрание.
Воспоминания о Кавказе. 1916 г. Рисунок углем.
Кавказ. 1916 г. Холст, масло. 70х70 см. Собрание Г.Ю. Ивакина, Киев.
Пейзаж. Кавказ. 1916 г. Бумага, сангина.
Пожар в Киеве. 1916 г. Бумага, уголь. 27 х 32 см.
Девочка, играющая в игру «Диаболо». 1916 г. Рисунок.
Букет. 1917 г. Бумага, акварель. 35х30 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
В Киевском художественном институте (слева направо): М.Я. Козык, А.К. Богомазов, Л.Ю. Крамаренко, И.И. Врона (ректор КХИ), М.Л. Бойчук. Фото 1920-х гг.
В сентябре 1922 г. Богомазова избирают профессором станковой живописи в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. - Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе) и живописном факультете. С 1922 г. и до самой смерти в 1930 г. Богомазов преподавал художественные дисциплины. В 1923 г. у Богомазова начались периодические обострения туберкулёза. Неоднократно в летние месяцы лечился в Ялте.
В 1925 г. Богомазов становится членом Ассоциации революционного искусства Украины и выставляется на всех крупнейших выставках Украинской ССР. В 1920-е гг. постоянными спутниками Богомазова по выставкам становятся Виктор Пальмов, Павел Голубятников, Лев Крамаренко, Леонид Чупятов, Василий Ермилов. Все эти мастера имели некую общность - особое внимание к цвету. Слова Голубятникова (ученика Кузьмы Петрова-Водкина) «Живопись - это искусство выражения образов и чувств через передачу этих явлений цветом», можно отнести ко всем вышеназванным живописцам.
В 1926-1929 гг. Богомазов пишет свои программные неоконченные полотна «Правка пил» (1927 г.) и «Пильщики» (1928 г.), которые, по замыслу художника, должны были стать частями триптиха.
Похороны. 1920 г. Бумага, масло. 29х36,4 см. Национальный художественный музей Украины, Киев.
Повозка (Больничные помощники). 1920-1921 гг. Картон, масло. 33х34 см. Собрание Беккерман, Нью-Йорк.
Карабах. 1924-1925 гг.
Натюрморт с посудой. 1925 г. Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины, Киев.
Боярка. Пейзаж с домом. 1925-1926 гг. Холст, масло. 41х41,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Киев.
Портрет свояка. 1926 г. Бумага, карандаш. 32 х 27 см.
Киевский городской пейзаж. Гончары. 1928 г.
Портрет дочери Ярославны. 1928 г. Холст, масло. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Экспериментальный натюрморт. 1928-1929 гг. Бумага, акварель. 34,4x24,7 см.
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Трое пильщиков. Эскиз к картине. 1927-1928 гг. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Этюд к картине «Пильщики». 1928 г. Бумага, акварель. 29x35,5 см. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Эскиз к неосуществленной картине из триптиха «Пильщики». 1926-1929 гг. Бумага, акварель. 25x30 см.
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон.
Правка пил. Эскиз к неосуществленной картине из триптиха «Пильщики». 1927 г.
Холст, масло. 138х155 см. Национальный художественный музей Украины, Киев.
Пильщики. Эскиз. 1928-1929 гг. Бумага, акварель. 42х34,5 см. Национальный художественный музей Украины, Киев.
Тырсоносы. 1929 г. Холст, масло. 105,5x88,2 см. Собрание К.И. Григоршина, Киев.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО НЕДАТИРОВАННЫХ КАРТИН АЛЕКСАНДРА БОГОМАЗОВА:
Композиция. Холст, масло. 25,4х35,6 см. Аукцион Kodner Galleries, 2015 г.
Конструктивистская композиция. Холст, масло. 24,5х34,3 см. Аукцион Bill Hood & Sons Arts & Antiques, 2014 г.
Без названия. Картон, темпера. 60x46 см. Аукцион The Bru Sale Gallery, 2014 г.
Дева Мария с младенцем (Virgin Mary with child). Бумага, уголь. 26,5x31 см. Аукцион «888 Auctions», 19 июля 2018 г.
Александр Константинович Богомазов умер 3 июня 1930 г. в Киеве от туберкулёза.
Похоронен на Лукъяновском кладбище.
Жизнь «украинского Пикассо» оборвалась на 51-м году жизни из-за неотступающей болезни, мучившей его на протяжении десятка лет, - туберкулеза. Большую часть работ Богомазова наши современники смогли увидеть благодаря его жене, бережно хранившей каждый листочек из семейного архива. Произведения Богомазова посмертно экспонировались на многих зарубежных выставках в Венеции, Цюрихе, Токио, Тулузе, на Украине и в России в 2008 г. Его картины находятся в собраниях Национального художественного музей Украины, Музее Соломона Гуггенхейма и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Техасском университете США, Музее Людвига в Кёльне, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и частных собраниях Украины, России, США, Англии и других стран.
Мемориальная доска художнику Александру Константиновичу Богомазову в Киеве на доме по адресу Вознесенский спуск, 18, в котором жил художник с 1914 по 1930 г. Установлена в 2002 г. Скульпьтор Б. Довгань.
Афиша выставки Александра Богомазова в Киеве, 2013 г. Архив-музей литературы и искусства Украины.
ИСТОЧНИКИ:
Александр Богомазов. Каталог произведений. Издательство ФГУК «Государственный Русский музей». Альманах, выпуск 203. Санкт-Петербург, Palace Editions, 2008 г. - 84 стр., илл.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Стр. 74-76, илл.
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Богомазов,_Александр_Константинович
2. http://wisdomofart.com.ua/aleksandr-bogomazov/ Александр Богомазов: история забвенного «украинского Пикассо»
3. http://www.avangardism.ru/bogomasov.html
4. http://www.jamesbutterwick.com/wp-content/uploads/2014/10/Alexander-Bogomazov-Master-of-Cubo-Futurism.pdf
5. https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Alexander_Bogomazov
6. https://readtiger.com/https/zbruc.eu/node/50026 Богомазов – один із найбільших футуристів Європи
7. file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/Bogomazov_Catalogue_uartlib.org.pdf