Иногда я по нескольку раз перечитываю книги. Так случилось недавно. Прекрасные книги, которые я беру с собой в дорогу, были прочитаны, и я открыл книгу, которую я впервые прочитал 26 лет назад.
Для меня эта книга - особая. В школе я не любил читать и писать сочинения на заданную тему. Отношения со школьной программой у меня не сложились, да и со школой тоже, - я не любил школу, школа не любила и отвергала меня. Моей настоящей школой стал спорт, а учителями - мои дорогие тренеры.
Так сложилось в моей судьбе, что и служить мне пришлось не в обычных войсках, а в спортивной роте Приволжского округа. Находясь на службе в боевой части под Казанью, я угодил в госпиталь, чему, честно говоря, был даже рад. Несмотря на свои болячки, нахождение в госпитале я воспринял как отдых от совершенно дебильной, маразматичной службы, которая меня просто сводила с ума.
Почему я так помню свое пребывание в госпитале во всех подробностях? Именно там я взял большой старт саморазвития, личностного роста и самообразования. Шел мне тогда девятнадцатый год. Умирая в госпитале от «зеленой», в прямом и в переносном смысле, тоски, мне ничего не оставалось, как заглянуть в библиотеку. И на глаза мне попался удивительный четырехтомник «Платон. Собрание сочинений». В этой книге, в этих судьбоносных для меня записках, я впервые в жизни познакомился с величайшим философом, храбрым воином, удивительным человеком, которого знает весь мир. Этот человек стал моим первым учителем из прошлого. Имя его - Сократ!
Я благодарен судьбе, что первой, прочтенной мной добровольно, не для экзаменов, не для корочки, не для диплома, а для сердца книгой, стала книга о Сократе. В этот момент изменилась вся моя жизнь! Я встал на путь развития личности. Я как бы заново родился. Интерес к знаниям, который вытравила, уничтожила средняя школа, возродился, и с тех пор я жадно ищу знания, собираю их по всему миру, и с особой страстью изголодавшегося школьника читаю мудрые книги.
Повторная встреча с этой великой книгой состоялась ровно через 25 лет. Прочитав все книги, которые я взял в дорогу, я как бы «на десерт» оставил «Диалоги Сократа». Не скрою, с некоторым волнением и трепетом я открыл первую страницу, и в буквальном смысле книга меня полностью поглотила. За доли секунды я перенесся на 2,5 тысячи лет назад.
Этот великий учитель жил на четыре сотни лет раньше, чем сын Божий Христос. Сократ родился в семье скульптора-каменотеса и повитухи. Говоря современным языком, его мать была акушером. Сократ всегда себя называл повитухой, но повитухой духовной. Он помогал людям родиться заново, проснуться. Он принимал духовные роды. И если к нему приходил ученик, у которого не было души, он с ним даже не разговаривал. Ведь он знал, что от пустоты родится только пустота, из ничего не может получиться что-то.
Сократ был великим учителем. Он учил весь мир. Он ходил и сеял вечное в душах людей. Он в одиночку будил весь мир. Сократ был беден. Он полностью на 1000% отдал всю свою жизнь на служение людям: «Что я забросил все свои собственные дела и столько уже лет терпеливо переношу упадок домашнего хозяйства, а вашим делом занимаюсь всегда, обращаясь к каждому частным образом, как отец или старший брат, и убеждая заботиться о добродетели?», «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».
Он понимал прекрасно: спящие ненавидят просветленных. Он отчетливо осознавал всю опасность своей миссии, и все же ни на секунду не допускал мысли о том, чтобы остановиться. Давайте послушаем Сократа: «Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, послушавшись Анита, и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь».
Ничего не изменилось с тех пор. И продолжается вечная борьба между добром и злом, между тьмой и светом.
Сократ в юном возрасте был признан дельфийским оракулом, то есть самым мудрым человеком на земле. Ему не было и тридцати лет, когда его провозгласили мудрецом над мудрецами. До этого он участвовал в трех сражениях и проявил незаурядную храбрость, вынес из боя товарища и в одной из битв, когда его друзья дрогнули и побежали, побросав оружие, спасаясь бегством от преследователей, Сократ отступал в полном вооружении с гордо поднятой головой. И, как часто бывает, победители преследовали трусов и убивали их, но с уважением относились к смелым и решительным воинам.
Даже в краткие минуты привалов между сражениями Сократ не переставал размышлять и анализировать. Однажды вечером, о чем-то задумавшись, он застыл на одном месте и так простоял до утра всю ночь, решая какую-то важную задачу. Когда войско шло через горы, все тряслись от мороза, съеживались от пронизывающего холодного ветра, Сократ же в легкой тонкой накидке весело шагал сквозь снег и ободрял своих товарищей.
Чем же прославился этот великий философ, искатель истины и великий гражданин своего времени? Даже после своего признания дельфийским оракулом мудрейшим из мудрейших, он всем говорил одну великую фразу: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ посвятил себя не только поиску истины. Свое главное предназначение он видел в том, чтобы разбудить людей, спасти их души, потому что он искренне верил, что самое главное в человеке - его душа, его добродетели, его стремление к благородству и чести.
Одна власть в Афинах сменяла другую, но Сократ всегда оставался самим собой. Он пережил и расцвет демократии, и правление Тридцати тиранов, одной из целью которых было повязать кровью как можно большее количество уважаемых граждан. Они специально давали задания людям, чтобы они были соучастниками террора и преступлений. Однажды тираны приказали четырем гражданам и Сократу привести на казнь невинного человека. Невыполнивших приказ должны были казнить. Четверо уважаемых граждан под страхом смерти предали истину, предали добродетель и отправились исполнять неправедное. Сократ же просто пошел домой, и только скорое падение тирании спасло его от казни. Ни золото, ни страх смерти, ни слава - ничто не могло заставить Сократа предать вечные человеческие ценности.
«Мудрецы» того времени как афиняне, так и чужеземцы, кто не знал Сократа, часто попадались на его «удочку». Когда они хотели представить себя очень умными и мудрыми, всезнающими, Сократ, как правило, при большом стечении народа, задавая им вопрос за вопросом, им же доказывал, что они глупцы. При помощи логики, при помощи своего индуктивного диалектического метода он выставлял их на посмешище. И делал это без злобы, без иронии. Он просто искал истину. В заключение он, как правило, говорил: «Да я-то знаю, что я ничего не знаю. А вот они, зная меньше, чем я, заблуждались в том, что они все знают». Для людей в то время это было настоящим развлечением: наблюдать, как меняются лица самодовольных, напыщенных зазнаек.
Но цель Сократа была не высмеивать «умников», чванливых лицемеров. Цель его была – доказывать каждому гражданину Афин, что главное - душа, благородство, честь и достоинство. Главное – вечные человеческие ценности, а потом уже все остальное. За свою долгую жизнь Сократ разрушил имидж не одного мудреца, не одного правителя, не одного олигарха.
Серая толпа, сонное царство не прощает просветленным людям их божественный свет. Серая толпа всегда ненавидела ярких, настоящих, великих людей. На костре сожгли Жанну Д Άрк. Позже эта серая толпа сожжет на костре Джордано Бруно, будет травить великих людей. Но Сократ был первым. Такое редкое цветение появилось на земле, такая редкая звезда зажглась в Афинах! Да так зажглась, что ее лучи даже через 2,5 тысяч лет согревают наши сердца. Его слова настолько сильны, настолько мощные, громки, что через 25 столетий они будят нас сегодня, как будто мы живем рядом вместе с ним.
Самое драматичное и самое великое событие, которое пережил мой учитель – это суд карликов, лилипутов, серых мышей над могучим львом. Олигархи, «мудрецы-философы», разбитые, опозоренные Сократом, были олицетворением серости, а серость болота боится и ненавидит ярких звезд. И как бывает часто, а, может быть, всегда, олигархи и псевдо-мудрецы наняли мелких, ничтожных шакалов, клыки которых были отравлены ядом лжи. Три ничтожества обрушились с обвинениями на великого льва. Даже их имена, имена этих убийц Сократа, вошли в историю, потому что они находились с великой благородной звездой.
Милет, Анит и Ликон обвинили Сократа в богохульствовании, в неуважении богов, в умственном растлении молодежи. Суд тогда проходил достаточно демократично. Пятьсот избранников из народа решали судьбу подсудимого. У каждого были два камня: один белый, другой черный. Бросая в сосуд белый камень, судья отдавал свой голос за помилование подсудимого. Бросая черный камень, судья выносил приговор в пользу смертной казни.
В то время другие подсудимые, хитрые ловкие карлики, ничтожества делали все, чтобы разжалобить судей. Они приводили с собой маленьких детишек, родственников, стариков. Они становились на колени, плакали, унижались, делали все, чтобы вызвать к себе сочувствие. Так делали все, но не Сократ. Он не просто пришел на суд один, с гордо поднятой головой, но и на суде продолжал исследовать жизнь. И на суде он продолжал свою проповедь.
Он прекрасно понимал, чем для него может закончиться его речь. Но он не мог быть другим ни на войне, ни в последнем его сражении с ничтожеством, подлостью и рабством. Великий Сократ вышел победителем из этого самого главного сражения его жизни. Серость, ничтожество попытались осудить честь и достоинство, а вышло все наоборот. Великий философ и воин выиграл сражение. Позорное судилище над добродетелью он превратил в великую победу. И смертью своей он спасал наши с вами души.
Себя Сократ называл «оводом» Афин, а Афины «жирной упитанной лошадью, зажравшийся, погрязшей в лени и разврате». Все свою жизнь своим острым умом, бескомпромиссной правдой он жалил это жирное, пресыщенное общество. Кому понравится слышать о себе правду?! Кому приятно ощущать свою никчемность, пустоту, ничтожность?! Сократ был зеркалом, прямым, красивым, ровным, в котором отражались все пороки загнивающих Афин.
Я буду приводить слова великого учителя, которые он произносил и до суда, и после него. Сократ не изменился в лице, не проронил ни одной слезы, когда услышал приговор о вынесении ему смертной казни. Кстати, перевес обвинения волею случая, судьбы, богов был всего лишь в 31 голос. Послушаем лучше Сократа: «В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Ну вот, предсказавши это вам, которые меня осудили, я ухожу от вас».
Даже услышав о смертном приговоре, Сократ продолжает свою проповедь, продолжает спасать души людей: «От смерти уйти нетрудно, о мужи, а вот что гораздо труднее – уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть».
Мыши собрались судить льва. Карлики попытались судить океан мудрости, благородства и чести. У меня такое ощущение, что многие слова, которые произносил Сократ, он адресовал лично мне, лично каждому из нас, тем самым передавая нить времени, духовности, силы, вечной славы.
Посмотрите, как красиво он сравнил свой труд с трудом олимпийских чемпионов. А вы знаете, как в древних Афинах чтили олимпийцев - они были яркими героями своего времени. И как прекрасно сказал об их шоу Сократ. Слова его адресованы олимпийским чемпионам: «Потому что такой человек старается о том, чтобы вы казались счастливыми. А я стараюсь о том, чтобы вы были счастливыми». Как много сказано в этой фразе! Олимпийские игры – это шоу - продолжается и сегодня! Огромное количество болельщиков платят тысячи долларов, чтобы посидеть на трибуне, покричать, поорать, попрыгать, похлопать, завести себя в этом великом шоу, забыть о заботах, о своей серости, о пустоте душевной, в конце концов, подзарядиться энергией олимпийцев. Но все это уход от себя, от внутреннего счастья.
Я уже много лет занимаюсь карате. В карате есть только один противник – ты сам: твоя лень, твоя трусость, твоя слабость. И ты, истязая себя, через пот, кровь и слезы, побеждаешь себя: труса, раба. Сегодня я являюсь вице-президентом Федерации кекусинкай в России. Кекусинкай - достаточно молодой стиль, созданный Аямой. Когда Аяма по всему миру объединил уже около ста миллионов спортсменов, его друг, бывший президент Олимпийского комитета Самаранч, уговаривал его сделать кекусинкай олимпийским видом спорта. Это значило получить всемирную известность, государственные бюджетные деньги для развития Федерации, славу, возможность размещать рекламу на своих соревнованиях. Но великий Аяма сказал: «Нет!» И всегда говорил: «Нет!» Он объяснял Самаранчу, что главная цель карате - не показуха, не трибуны, не телевидение, не шумиха, а работа над самим собой. Свою позицию Аяма отстаивал всю свою жизнь.
Вы, наверное, часто видели, когда спортсмены на Олимпийских играх, побеждая своего соперника, боксеры или борцы, радостно прыгают, стучат себя в грудь, как Кинг-Конги, веселятся, ликуют. Один раз на заре создания кекусинкай был такой случай: один француз, победив в спарринге своего соперника, начал точно так же, как современные спортсмены или шоумены, прыгать и ликовать. Аяма нахмурился и выгнал раз и навсегда этого пустого человека из Федерации кекусинкай. Он объяснил всем, что таким поведением человек оскорбляет своего соперника, оскорбляет карате. Даже если ты проиграл, ты должен быть благодарным своему сопернику за то, что он помог тебе преодолеть себя. Глубокое уважение к противнику, к самому себе, карате – вот основа работы над внутренним миром. Сократ об этом говорил 2,5 тысяч лет назад. Аяма говорил об этом 40 лет назад.
Будут меняться технологии, продукты, а наша дружба, наше товарищество с каждым годом будет все крепче и крепче. Мы вместе развиваем свой внутренний мир. Для нас работа, труд – это инструмент, чтобы развить внутренний мир. Это великий тренажер, который помогает нам развить свой внутренний мир. Ведь мы сильно отличаемся от всех лидеров на земле, как гиганты отличаются от карликов, как прекрасные недоступные горы отличаются от болота!
На своих Мастер-классах, школах я всегда учу жить осознанной жизнью, изучать себя, изучать свой внутренний мир, свое поведение, не плыть по течению, а быть исследователем. Всю жизнь, погружаясь в великий бескрайний космос своего внутреннего мира, изучая его, выявлять в себе слабости, выискивать темные закоулки своей души и зажигать в них божественный свет просветления. Только человек осознанный, меняя себя, может менять мир.
Большинство людей, к сожалению, живут, как роботы, как шестеренки в огромном механизме под названием «Бизнес» или под названием «Социум», в котором сценарий и роли расписаны, все разложены по полочкам, как в двигателе внутреннего сгорания, в котором каждая шестереночка, каждый клапан знает свое место и вращается с заданным ритмом. Прожить неосознанную жизнь – значит, вообще не родиться, значит вообще не жить. Прожить шестеренкой, прожить послушным биороботом – это значит прожить в темноте. А жизнь в темноте даже с большим натягом нельзя назвать жизнью. Это просто существование.
И опять хочется вернуться на 2,5 тысячи лет на это великое судилище, на котором карлики пытались осудить великана, но великан преподал всем карликам урок, который мы с вами помним 25 столетий. Послушаем Сократа. Уже после вынесения смертного приговора Сократ произнес удивительный слова. В этом весь Сократ. Он исследовал себя даже во время вынесения смертного приговора. И даже из своего смертного приговора он сделал школу для всего мира. И здесь прозвучало его великое: «Я знаю, что ничего не знаю». «Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают, наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество - думать, что знаешь то, чего не знаешь?» Даже перед лицом смерти Сократ изучает и себя, и смерть и дает всем нам великий урок.
После того, как Сократ был признан виновным и приговорен к смерти с ничтожным перевесом голосов, его не казнили на следующий день. Судьба распорядилась так, что он некоторое время был как бы в заключении. Ритуальный корабль со жрецами должен был прийти только через несколько дней, а по закону его могли казнить только после прибытия священнослужителей.
Казнь тогда была гуманной. Людям давали выпивать яд, именуемый цикутой, и, выпив этот яд, человек умирал безболезненно. Его тело постепенно немело: сначала ноги, потом руки, потом туловище и жизнь тихо покидала его.
Почему Сократ находился как бы в заточении? Потому что все его друзья, все его ученики могли приходить к нему и беседовать с ним. Они пытались уговорить его бежать, они давно уже подкупили всех сторожей, охрану. Его просили покинуть Афины и уехать в Фессалию или другое государство, где у Сократа было очень много богатых учеников и почитателей. Каждый из них готов был отдать свои богатства, каждый из них готов был предоставить ему самое прекрасное жилье, безбедное комфортное проживание. Но Сократ был не таким. Он остался верен себе.
До нас дошло много диалогов Сократа с его учениками, умоляющими, уговаривающими его ради детей, ради просветления, ради мудрости, ради философии уехать из Афин. Но Сократ всем говорил: «Нет!» И не просто говорил, а в своей великой манере исследователя доказывал им, что нельзя предавать закон. И в этом был весь Сократ. Разговаривая с Критоном, он произнес интересную фразу о сером ничтожном большинстве: «О, если бы, Критон, большинство способно было делать величайшее зло, с тем, чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало».
Но самое примечательное, друзья, не только жизнь этого великого человека, но и последние его минуты. Он исследовал себя, находясь на смертном одре. Его ученики сидели вокруг него и плакали, а он, умирая, бесстрастно исследовал себя. Он говорил им: «Я не чувствую ног. Мои ноги онемели. Их больше нет, а я жив. Я не чувствую рук, они тоже онемели. Их уже нет, а я жив. Я не чувствую тело, его больше нет. Мое тело умерло, а я жив. Значит, мое тело и я - не одно и то же». До последнего вздоха, до последнего слова он был великим исследователем, испытателем жизни и мира.
Недавно я купил книгу, которая называется «Последние слова великих людей». Это довольно странная книга. Автор более 20 лет собирал предсмертные высказывания великих людей. Академик Павлов, великий физиолог, создатель современной психологии, нобелевский лауреат, свою смерть тоже использовал как инструмент познания человека. Один из его замечательных ответов: «Павлов сейчас занят, он умирает».
Павлов взял слово у своих коллег, что они до последней минуты будут хладнокровными исследователями, которые не упускают даже такую возможность для изучения, для преодоления невежества, для познания, как смерть своего горячо любимого учителя. После того как ученики дали клятву Павлову, они записывали все, что, умирая, диктовал им учитель. Павлов любил говорить: «Я исследую – значит, изучаю, значит, живу». Он был великим осознанным мыслителем. Для сравнения приведу предсмертные слова Никиты Сергеевича Хрущева: «Соленого огурчика хочется, с пивом».
Чувствуете разницу - как уходили великие просветленные люди и серые мелкие ничтожества?! У первых не было власти, не было денег, но было величие, поэтому они даже не умирали, они просто переходили в бессмертие. И как умирал Генеральный секретарь ЦКПСС, у которого была абсолютная власть над 250 миллионами людей, над атомной бомбой, над войсками. Ему принадлежали все ресурсы страны, его портреты висели везде и всюду. Люди ходили с ними на демонстрации. В каждой школе висел портрет, да не один, Генерального секретаря. Кто сегодня вспоминает Хрущева?! Кто сегодня вспоминает огромное количество врунишек, лицемеров, политиков? Никто! А просветленных людей будут помнить столько, сколько будет существовать наша земля.
Интересную фразу перед смертью сказал Исаак Ньютон, великий исследователь: «Я чувствую себя мальчиком, играющим с ракушками на берегу океана знаний». Он как бы повторил фразу великого Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», но только сказал эту фразу, пропустив через свое сердце.
Сегодня миллионы компаний стремятся получить прибыль, стремятся завоевать как можно больше денег, территорий. Но ни одна из этих компаний, ни один человек, ни один лидер этих компаний, если можно так назвать этих биороботов, которые ведут за собой серую толпу к богатству, не думают о духовном росте людей, не думают о просветлении. Они, наверное, даже и не догадываются, что такое есть.
Большинство людей стали рабами денег и перестали быть людьми. Перечитывая Сократа, я ощущаю великую эстафету, которую мы с вами, дорогие друзья, получили от великих мыслителей, от великих героев прошлого. Как здорово, что у нас есть учителя, как здорово, что у нас есть ощущение величия, ощущение наполненности жизни! Вот почему с нашими лидерами не может сравниться ни один как бы лидер - они пусты. Если постучаться в их душу, внутри них раздастся глухое эхо, глухая пустота, как будто вы постучали по огромному глиняному горшку. Они действительно пусты, и в этом их слабость. Да бог с ней, с этой слабостью, с этой конкурентоспособностью! Они даже не живут! Как шестеренка может быть живой? Как даже самый совершенный механизм может быть живым? Это невозможно!
Пользуясь случаем, хочу обратиться к каждому моему дорогому читателю, моему дорогому соратнику, другу, товарищу. Как можно быстрее, дорогой друг, наполняйте свое сердце величием, распрямляйте плечи, поднимайте подбородок! Пусть у вас в кармане еще нет ни копейки, и пусть о вас еще никто не знает в вашей области, в вашей стране – это не имеет никакого значения. Пусть вас вчера выгнали с работы или все вокруг думают, что вы - пустое место, ничтожество, серость! Нет, мой дорогой друг! Наполняй свое сердце величием! Наполняй его светом!
Что определяет величие? То, о чем мы сегодня думаем, о чем мечтаем, наши цели, наши помыслы, наши принципы – вот что определяет сегодня ваше величие! Поверь, дорогой друг, деньги, слава, богатство – все это прилагательное к твоему внутреннему состоянию величия, мощи. Ты даже не успеешь моргнуть глазом, как богатство мгновенно изменит твою жизнь. Для окружающих изменит твою жизнь. Потому что окружающим необходимо, чтобы ты был богат, окружающим необходимо, чтобы твое имя сверкало в лучах славы. И они это получат очень быстро. Ты же, мой дорогой человек, уже в эту минуту, в эту секунду, читая этот материал, осознавая эту великую миссию, осознавая великое дело, которое мы делаем вместе, – в этот момент становишься великим!
Сначала доблесть, а потом деньги! Сначала внутреннее величие, осознание беспричинное, - затем слава, богатство и великий успех. Потому что наше величие находится внутри нас, свет наших сердец уже прогоняет темноту и серость с нашей прекрасной цветущей земли!
Ваш Владимир Довгань.
Ссылка:
http://codeofhappiness.ru/articles/about_great_socrat/index.html