Это то, о чём мечтал Сократ, когда спорил с софистами, - найти всеобщее определение понятий, таких как, например, справедливость, мудрость и т.д. Споры эти, важно отметить, часто не находили завершения и разрешения. Автор "Определений" пытается прийти к неоспоримым формулам понятий, некогда вызывавших бесчисленные споры среди участников диалогов. А. Ф. Лосев утверждает, что в "Определениях" закономерно завершается вся проблематика Платона и его школы. Безусловная неподлинность этого сочинения, замечает А. Ф. Лосев, явствует уже из того факта, что ни Платон, ни его философско-литературное окружение не могли ставить себе такие абстрактно-научные задачи. В "Определениях" дана попытка сжато сформулировать 186 основных понятий, охватывающих разные стороны мысли и жизни. А. Ф. Лосев замечает, что большая часть определений построена по принципу тавтологии или по типу логической ошибки idem per idem, имеются определения, которые и вовсе ничего не говорят или не являются определениями. Такие определения, указывает А. Ф. Лосев, "имеют банальный и обывательский характер". Однако, есть там определения, в которых "можно усмотреть реальную сущность предмета, хотя покамест ещё достаточно одностороннюю. Ну, например, это определения с правильным перечислением признаков, но без их сведения воедино, такие как "время", "справедливость", "потенция". Или, например, определения с правильным перечислением признаков с их сведением воедино, такие как "судьба", "дружба". Более подробный и полный комментарий А. Ф. Лосева к "Определениям" можно почитать здесь:
http://www.psylib.ukrweb.net/books/losew06/txt25.htm
От себя же добавлю: страстным стремлением к истине обладал тот человек, написавший "Определения". Сократ, признанный дельфийской пифией мудрейшим из мудрейших, не мог сделать такого, да и не посмел бы. Если бы всё так было просто! Тогда бы Сократ давно нашёл окончательные определения понятий "добро", "справедливость", но это идеи, а они находятся не в этом мире и душа философа познает истину лишь после смерти, когда достигнет этого мира. В этом же мире мы пользуемся истинными, правильными мнениями, которые, однако, возможны лишь благодаря истинному знанию. Тем не менее, думаю, почитателям Сократа и Платона будет интересно ознакомиться с этим историческим документом. Я предоставлю здесь наиболее понравившиеся мне определения:
Разумность
самодовлеющая творческая потенция, направленная к счастью человека; знание добра и зла; состояние,
помогающее судить о том, что следует и чего не следует делать.
Справедливость
умиротворенность души в самой себе и упорядоченность частей души как друг по отношению к другу, так и в целом; распределительная способность, уделяющая каждому свое по достоинству; способность, благодаря
которой тот, кто ею обладает, предпочтительно избирает кажущееся ему справедливым; способность
подчиняться в жизни закону; равенство в общежитии; способность повиноваться правильным законам.
Дружба
единомыслие относительно прекрасного и справедливого; свободный выбор сходной жизни; согласованность мнений относительно свободного выбора и действий; единомыслие относительно образа жизни; доброжелательное общение; соучастие в благих делах и в испытаниях.
Любовь
(agapesis) – совершенное признание.
Мудрость
беспредпосылочное знание; знание вечных вещей; умозрительное знание причины существующего.
Философия
постоянная жажда знания бытия; способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением.
Мудрое
(sophron) – украшение души.
Хороший человек
тот, кто способен платить другому добром.
Пренебрежение к философии
состояние человека, ненавидящего рассуждения.
Гнев
(thymos) – резкая вспышка без рассуждения (logismos); возмущение порядка неразумной (alogistos) души.
Клевета
внесение разлада между друзьями с помощью слова.
Судьба
путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния.