Для того, чтобы люди всегда были готовы к встрече Господа, то есть к суду Божию, а значит и к смерти, так как смерть есть начало суда Божия над человеком, Иисус Христос сказал притчу о десяти девах. В этой притче Господь уподобил нас девам, которые были собраны на брак.
По восточным свадебным обычаям жених шел за невестой, которая ожидала его в доме отца своего. Подруги ее, девицы, с зажженными светильниками, в поздний вечер, должны были встретить жениха и привести к невесте.
[показать]
Липгарт Эрнест Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах 1886
« Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий.
(Мф.25:1-13)»
"Тогда подобно будет царство небесное десяти девам", - сказал Спаситель, - "которые, взяв светильники свои, вышли на встречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли и масла в сосудах своих. Так как жених замедлил, то все девицы задремали и уснули. Вдруг, в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите на встречу ему". Тогда все эти девы встали, и поправили светильники свои. Но у неразумных светильники без масла стали гаснуть и они сказали мудрым: "дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут". А мудрые отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, в это время, пришел жених, и готовые к встрече жениха, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
После приходят и прочие девы, и говорят: "Господи! Господи! отвори нам".
Он же сказал им в ответ: "истинно говорю вам: не знаю вас" (т. е. вы Мне - чужие).
И закончив эту притчу, Спаситель сказал: "итак, бодрствуйте (т. е. будьте готовы всегда), потому что не знаете вы ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий" (так называл Себя Спаситель).
"Неразумным девам" подобны те нерадивые люди, которые знают, что им нужно явиться на суд Божий, но не, готовятся к нему, пока еще живут на земле и пока не застигла их смерть; не каются в грехах своих и не совершают добрых дел.
"Масло в светильниках" означает добрые дела, в особенности дела милосердия (помощь бедным).
"Сон девиц" изображает смерть людей.
Придет на землю ("Жених") Судия наш, Иисус Христос и всех мертвых разбудит от смертного сна, т. е. воскресит. Каким кого застала смерть, - готовым или неготовым к суду Божию, - таким он и явится пред судом Божиим. Тогда нерадивым людям неоткуда будет ждать себе помощи, и они услышат от Христа горькие слова: "Я не знаю вас; отойдите от Меня".
протоиерей Серафим Слободской
***
Брачный пир был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.
[показать]
Wise And Foolish Virgins William Blake.Уильям Блейк.
Богословское толкование
Феофилакт Болгарский пишет, что «под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне». Он отмечает, что хотя девство является высокой добродетелью, но «сребролюбие — страсть не неизбежная и не естественная». По его мнению, сон дев означает физическую смерть человека, а приход жениха символизирует второе пришествие Иисуса. Светильники он называет человеческими душами, которым нужен елей, т.е. милостыня. В отношении неразумных дев Феофилакт говорит, что «они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело — милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели». Когда же они вернулись и увидели запертую дверь, то это, по его толкованию, означает, что после смерти уже нет времени для покаяния.
[показать]
Мудрые и неразумные девы
(Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813)
Евфимий Зигабен отмечает, что отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».
[показать]
Страшный суд и притча о десяти девах
(неизвестный фламандский художник, середина XV века)
Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».
[показать]
Притча о десяти девах (миниатюра из Россанского Евангелия)
Притча в православном богослужении
Притча о десяти девах читается в составе всей 25 главы Евангелия от Матфея на литургии преждеосвященных Даров в Великий вторник. Реминисценцией этой притчи является тропарь, троекратно поющийся после Шестопсалмия на утрене Великих понедельника, вторника и среды:
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.
Эта притча также читается при совершении памяти преподобных жен.
[показать]
Francken, Hieronymus the Younger - Parable of the Wise and Foolish Virgins - c. 1616.
Государственный Эрмитаж
[показать]
Jacopo Tintoretto.Die klugen und die törichten Jungfrauen.
[показать]
Jan Saenredam.Bacchanalian scene, "Törichte Jungfrauen auf einem Fest", "Exultant fatuae lascivo in amore puellae", Parable of the Wise and Foolish Virgins.1601-1625
[показать]
M. Bihn & J. Bealings.Las diez virgenes1.1922