Про мою любовь к XIX веку вы все уже давно знаете. И вот, в Санкт-Петербурге у меня произошла очень интересная встреча: мне посчастливилось пообщаться с историком моды и коллекционером нижнего белья моего любимого времени Антоном Приймаком. Я не забыла и о вас, прихватила диктофон и фотоаппарат. Конечно, потрогать детский корсет и прочувствовать невесомость кринолина вы не сможете, но посмотреть фото и почитать рассказ человека, который разбирается во всех тонкостях старинного белья – сколько угодно! За 5 часов нашего общения полезной и интересной информации оказалось так много, что я решила сделать серию постов об Антоне и его коллекции. [показать]
Антон Приймак, Москва, 2008 год, фото журнала SEASONS.
Действительно, слово словосочетание "страстный коллекционер" идеально подходит Антону: нужно видеть, с какой осторожностью он берет в руки (на которые обязательно надеты белые хлопчатобумажные перчатки – именно так работают со старинным костюмом во всех музеях мира) все эти прелестные камисольки и шелковые комбинации! Как увлеченно рассказывает о них! [показать]
Антон на выездном демонстрационном занятии, на котором показывает некоторые экспонаты своей коллекции. Май 2012 года. Из архива А. Приймака
Немного моих фото (подробнее об этих вещах - в следующих постах): [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Теперь наше интервью:
la_gatta_ciara: С чего начиналось Ваше коллекционирование?
Антон Приймак: В середине 90-х я начал изучать историю костюма и заинтересовался бельем, потому что силуэт исторического платья создается не самим платьем – если из-под него выдернуть все, что там находится, то оно повиснет. И меня очень заинтересовало, что "там внутри", а в наших книжках той поры почти ничего про это не говорилось. [показать]
И сейчас, когда я уже углубленно изучаю историю нижнего белья, по вещам как таковым и по теоретическим источникам 19 века – модной периодике, записям современников и проч., понимаю: то, что у нас написано в книжках – далеко от истины, потому что люди, которые их писали во второй половине ХХ века, даже не видели эти вещи. [показать]
Небольшие кринолины-клетки, в ассортименте. Они изготавливались из той же металлической пружины и хлопчатобумажной тесьмы. В соответствии с требованиями модного силуэта, такую клетку можно было надеть вместе с отдельным поясным турнюром различной формы и различного объема, 1870 - 1880-е гг. Коллекция А. Приймака
Например, у нас пишут много неправды про кринолины. Настоящая история кринолинов у нас неизвестна, как и настоящая история турнюров. Про корсеты тоже пишут очень много неправды.
Первой моей коллекционной вещью стал корсет, который я случайно увидел здесь в антикварном магазине в Петербурге, когда еще жил в Москве и приезжал сюда на каникулы. [показать]
[показать]
Корсет из хлопчатобумажной материи, отделанный кружевом и шелковыми лентами, корсетная фабрика "Абрамсонъ", 1890-е гг. Это первый корсет, положивший начало коллекции.
В 1999 году я пришел в антикварный магазин (это, по-моему, было вообще мое первое посещение антикварного магазина) и смотрю, среди мебели и посуды лежат какие-то кружавчики. Спрашиваю: "Есть у вас какое-нибудь белье?" - "Да", - ответили мне и достали сорочки, камисоль (которую я тоже купил). "А есть ли у вас корсет?", они говорят "Есть" и достают мне его из-под прилавка. Это уже потом я уже понял, что это был корсет 1890-х гг. - он был в оригинальной коробке, московской фирмы "Абрамсон", и на ней был наклеен питерский адрес заказчицы. [показать]
"Абрамсон" - это одна из ведущих корсетных фабрик в России конца XIX – нач ХХ века, она завоевывала медали в Париже. Я долго крутил его в руках и боялся спросить, сколько стоит. Когда мне назвали цену, и она оказалась чуть ниже моей стипендии, то чувство восторга, что я его сейчас приобрету, сохранилось у меня до сих пор. Я его долго рассматривал, изучал, но даже не думал тогда, что все это перейдет в коллекцию.
Потом, в начале 2000-х гг стал покупать еще вещи и еще. Дальше я уже погрузился в процесс покупок и коллекционирования. Теперь каждый мой день начинается с просмотра в интернете новостей аукционов, и каждый месяц мне приходят новые покупки. [показать]
[показать]
Мягкие и плоские поясные турнюры. Хлопчатобумажная ткань, конский волос, люверсы и завязки из тесьмы, 1900-е гг.
Потом я познакомился с одной очень хорошей женщиной из Великобритании, которая присылала мне фотографии вещей, и я выбирал и покупал то, что мне нужно было. Иногда бывает (в США, в Великобритании, например), что помещения десятилетиями стоят закрытые, и там потом обнаруживаются старинные вещи. Например, продавец, продавший мне турнюры "подушки модерна", написал, что купил помещение в Англии, которое стояло пустым больше 100 лет. И в том бывшем складском помещении, видимо, хранились турнюры и белье".
la_gatta_ciara: интересно ли Вам с исторической точки зрения: кому эта конкретная вещь принадлежала?
Антон Приймак: "У меня всего несколько вещей "с именами", но это, как оказалось, ни о чем не говорит. У меня есть белье принцессы Марии Гановерской, про нее есть статья в Википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Princess_Marie_of_Hanover – больше про нее нет никакой информации. [показать]
Написано, что к ней дважды сватался один из сыновей королевы Виктории, но она так и ни за кого замуж не вышла, жила с мамой и умерла в 1904 году. И белье около 1900-го года – это как раз последние ее годы жизни. У меня есть несколько предметов с ее вензелем, короной и проч. Я так понимаю, что некоторое время назад состоялся аукцион на котором продавались ее вещи, потому что мне сейчас удалось купить комплектные вещи у разных продавцов в разных частях света в Америке и Великобритании. Там есть две одинаковые нижние юбки, панталоны 2 штуки и сорочку – всего я приобрел пять вещей. [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Еще у меня есть приданое, которое сшили в 1854 году, чтобы одна девушка могла выйти замуж в Манчестере (речь идет о будущей леди Траффорд Lady Annette Mary de Trafford. В Википедии есть только статья о муже http://en.wikipedia.org/wiki/Sir_Humphrey_de_Trafford,_2nd_Baronet) Это очень известная в Манчестере семья, в свое время они были меценатами в своем городе, многое для него сделали, были рьяными католиками, и свадьба эта, которая состоялась 17 января 1855 года прошла полным католическим церемониалом спустя 300 лет со времен Реформации. Это исторически-важное событие для Великобритании, о нем написано в истории Англии. А получается, что спустя 150 лет ее приданое попало ко мне в Россию. Леди Траффорд умерла в 1922 году, но я не могу найти ни одного ее фото или портрета…" [показать]
[показать]
Корсет из шелкового муара, отделанный кружевом и вышивкой шелковой нитью, 1854 год. Из приданого леди Аннет Мери де Траффорд (Lady Annette Mary de Trafford)
la_gatta_ciara: Даете ли Вы предметы своей коллекции на прокат?
Антон Приймак: "Я не предоставляю предметы своей коллекции на прокат, в том числе, и для кино, потому что, знаю, как люди относятся к вещам. Я пока ничего не зарабатываю на своей коллекции, может быть, это случится позже, когда будет музей и будут проходить выставки. Конечно, если бы я давал вещи на прокат, то у меня появилось бы больше возможностей для покупки новых вещей, но что стало бы со старыми? Что это был бы за уровень коллекции? У меня очень высокая планка. Я начинал с того, что покупал вещи начала ХХ века (я тогда не знал, что можно покупать вещи 19-го века) и закрывал глаза на пятна ржавчины, пота и проч. А когда узнал, что можно покупать вещи в хорошем состоянии, то я, по возможности, от тех старых вещей избавился. Тут я согласен с Т. Слезиной, педагогом из Театральной Академии на Моховой: эти вещи прожили очень долгую жизнь: 100 – 150 - 200 лет, и они хорошо сохранились за это время, с ними очень хорошо обращались, они попадали в благоприятные атмосферные и природные условия, я считаю, что не в праве давать кому-то возможность сделать что-то плохое с этими вещами, нарушить их состояние. На людей я их никогда не надеваю, только на манекены". [показать]
Корсет из шелкового атласа, отделанный кружевом, шелковыми лентами и плюшем, 1860-е гг. [показать]
Комплект дамского белья, в который входит корсет, панталоны и две сорочки. Хлопок, кружево и шелковые ленты, около 1900 года.
Коллекционирование - это риск и стресс. "Как-то я хотел купить корсет. Был аукцион, я наскреб денег, а его купил кто-то другой. "Ну, и ладно", - подумал я. Потом проходит время, смотрю, его опять выставляют на аукционе. Я пишу, спрашиваю: "В чем дело?" мне отвечают, что женщина, которая купила его, ставку подняла, а заплатить не смогла. А я уже деньги, которые тогда готов был заплатить за корсет, потратил. Я снова нашел средства. Корсет был очень хорошим, на китовом усе. В итоге, с очень большими сложностями я его купил. Корсет отправили из Германии, и посылка по пути где-то попала в наводнение. Словом, через месяц я получаю долгожданную коробку, а она мокрая. Более того, коробка была сделана из вощеной бумаги и впустив в себя воду, она ее уже выпустить не могла. Я открыл, а там внутри лежит полусгнивший, покрытый плесенью корсет. К тому же, у него был металлический бюск, который дал ржавчину. 1,5 года расследовали… но так и не узнали, что случилось. Страховку мне так и не удалось получить, как я ни старался. Бывают такие моменты в коллекционировании, когда тебя никто не защитит, никто не поможет, можно только рассчитывать на порядочность. [показать]
[показать]
Камисоль (накорсетник). Хлопок, кружево, перламутровые пуговицы, 1910-е гг. [показать]
Эта дама вполне могла носить такое нижнее белье: [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Комплект дамского белья, в который входят панталоны и нижняя юбка с хвостом. Хлопок, кружево и шелковые ленты, 1900-е гг. Коллекция А. Приймака.
А было однажды, что пришел кринолин, у которого оказался поврежденным пояс… Почему? Что с ним случилось при транспортировке? Дело в том, что "в хорошем состоянии" означает, что внешне с вещью все в порядке. Но сами ткани, на самом деле, уже подгнили. Текстиль не может храниться так долго. Поэтому и обращение с ним должно быть максимально бережное. Все нитки, которыми сшиты эти вещи обычно тоже все гнилые".
la_gatta_ciara: Как часто Вы выставляете свои вещи?
Антон Приймак: "У меня были две выставки на Блошином рынке, большая выставка в Петропавловской крепости. [показать]
Там мы выставляли корсеты, кринолины, турнюры. К сожалению, не всю свою коллекцию, которая тогда насчитывала 500 единиц, я смог показать на той выставке, потому что музей предоставил мне только 4 высокие витрины, в которые я поставил манекены, и 10 плоских, в которые я что-то положил. К тому же, я выставлял только формообразующие элементы: корсеты, кринолины, турнюры. Никакого белья, кружева, никаких юбок, сорочек и панталон там не было. Я хотел охватить весь XIX век, начиная с ампира, но из-за ограниченного количества витрин мы ограничились временным отрезком 1880 – 1930 – е гг". [показать]
la_gatta_ciara: Я вижу у Вас в коллекции есть не только белье, но и платья XIX века.
Антон Приймак: "Идею покупать не только белье, но и платья, я почерпнул у известного коллекционера Назима Султановича Мустафаева (помните, я анонсировала его роскошную выставку на Арбате http://la-gatta-ciara.livejournal.com/260497.html?). Он начинал с обуви, у него потрясающая коллекция обуви, как говорит А. Васильев, одна из лучших в мире. Но он стал покупать и платья, для того, чтобы обувь определенной эпохи выставлять в комплекте, костюмом. И вот я считаю, что для и белья это тоже необходимо. Чтобы было понятно, почему в 70-е кринолин такой, а в 80 – другой. Иногда модных картинок недостаточно, нужен костюм. И я поставил перед собой цель: покупать платья разных веков, разных десятилетий XIX века, чтобы можно было впоследствии на выставке рядом с бельем поставить платье, которое бы полностью этот силуэт демонстрировало". [показать]
Платье шелковое, 1866 - 1867 гг. Коллекция А. Приймака.
la_gatta_ciara: Скажите, а есть ли принцип, по которому Вы собираете свою коллекцию?
Антон Приймак: "Для меня принципиальны: уровень сохранности и вещь должна являться ярким олицетворением своего времени. Я очень люблю XIX век, собираю белье XIX века, и вещи должны очень ярко олицетворять тот или иной этап. В основном я стараюсь брать вещи аристократические, потому что именно в аристократических вещах проявлялась мода. Ну и средний класс тоже есть, без этого никуда. И этим вещам хочется создать идеальные условия, но у меня пока нет такой финансовой возможности. Я пока могу только покупать вещи. У меня все продумано, как это будет выглядеть в будущем: специальные стеллажи, специальное оборудование, как в музеях, естественно, с комодами с горизонтальными ящиками, чтобы можно было хранить вещи в разложенном состоянии. На это нужна спонсорская поддержка: государственная или частная. И что касается музея – одному мне не осилить, это должно быть нормальное помещение".
Хочется искренне пожелать Антону осуществления его мечты!
Очень жаль, что в России нет музея моды, а ведь необходимость в его создании существует давно, это подтверждает успех выставок костюмов из коллекции А. Васильева, да и последняя выставка придворного костюма в Эрмитаже тоже проходит с большим аншлагом. Каких ведь только музеев нет в Москве и Санкт-Петербурге, отчего же не костюма?
Ну а с Антоном мы с вами не прощаемся надолго: впереди его рассказ о корсетах (детских, свадебных, ампирных и пр.), белье и кринолинах - турнюрах.
Антон Приймак на фейсбуке https://www.facebook.com/anton.priymak
и "в контакте" http://vk.com/antiqueunderwear
Часть 2. Корсет http://la-gatta-ciara.livejournal.com/301591.html