Маргарита Шарпантье, жена известного издателя Жоржа Шарпантье, дружившая со многими
знаменитыми художниками и писателями, предстает в образе почтенной матроны и матери семейства
в своем салоне, обставленном в модном японском стиле. На диване рядом с матерью сидит ее
сын Поль, одетый девочкой, на лежащей собаке устроилась дочь Жоржетта. Дети одеты в одинаковые
шелковые платья с плиссерованными юбочками и шитьем, шелковые ажурные носочки и туфельки с розетками.
На матери - черное шелковое дневное платье с кружевной отделкой. Черный цвет подчеркивает благородство
и изысканность дамы.
[показать]
2. Дневной туалет из черного шелка, ок. 1877, похожий на тот, в котором
мадам Шарпентье принимала гостей в своем салоне.
При составлении текста использовались фотографии и материалы
каталога выставки "Импрессионизм и мода", Париж, 2012
Текст © nuescha.livejournal.com
http://bellezza-storia.livejournal.com/177704.html
При перепосте ссылка обязательна
Во второй половине ХIХ в. французская мода перестает быть монополией аристократии; модно одетой можеть быть не только состоятельная дама, но и любая женщина, умеющая шить и обладющая вкусом. Популяризация моды осуществляется в значительной мере благодаря многочисленным иллюстрированным модным журналам, публикующим фасоны и выкройки, что позволяет женщинам и девушкам со скромными доходами шить себе платья и подбирать аксессуары в духе современных модных направлениий. Среди редакторов и художников этих журналов, тоже, кстати, были женщины. Немалую роль в демократизации моды играет и возникновение крупных магазинов одежды, где можно приобрести полуфабрикат платья, а затем подогнать его и украсить лентами, кружевами, оборками по своему усмотрению и вкусу.В это же время формируется образ Парижанки, который вдохновляет импрессионистов и одновременно возводится импрессионистами, журналистами и писателями в архетип, становясь основой популярных представлений о жительницах Парижа. Две цитаты того времени как нельзя лучше отражают суть данного образа. Одна из них принадлежит Арсену Юссе (Arsène Houssaye), журналисту, литературному критику и писателю: „La Parisienne n'est pas à la mode, elle est la mode.“ (Парижанка не следует моде, она сама - мода), другая - главному редактору журнала La Mode illustrée Эммелине Рэмо (Emmeline Raymond) : „Sans doute les Parisiennes sont femmes, mais elles sont plus femmes que toutes les autres femmes.“ (Несомненно, парижанки - женщины, но они более женщины, чем все остальные женщины). Парижанка, таким образом, это не только богатая дама, одетая в платье Чарльза Ворта, основателя высокой моды, но и любая портниха, швея, работница, служанка, которая умела удачно соединить фасон, ткань, ленточки, кружева, шляпку, зонтик и цветы, выбрать подходящее движение, жест, взгляд, вовремя надеть или снять перчатку или подобрать юбки, показывая башмачок. Парижанка - это непрерывное движение, изменение, творчество, переливы света на ткани, и это как нельзя лучше могли почувствовать и передать имрессионисты. Немалая роль в создании новых модных направлений принадлежала дамам полусвета, которые умело использовали одежду и аксессуары в искусстве соблазнения. Законодательницами стиля становились также женщины-художницы, женщины-актрисы, женщины-музыканты, женщины, ведущие независимый, артистический образ жизни, среди них - Берта Моризо, Ева Гонсалес, Мэри Кассат, Нина де Каллиас, чьи работы или портреты тоже представлены на выставке. Женщина в данном контексте предстает как субъект моды, она ее создает, она о ней рефлексирует и она же ее отображает в живописи.
[показать]
3. Эдуар Мане. Парижанка, 1875, Стокгольм, Национальный музей
Дама одета в черный шелковый городской костюм для променада
или визитов, на голове подобранная в тон высокая шляпка, руки в перчатках.
[показать]
4. Страница из модного журнала La Toilette de Paris, апрель 1877
[показать]
5. Пьер Огюст Ренуар. Парижанка, 1875, Кардиф, Национальный музей
[показать]
6. Джеймс Тиссо. Октябрь, 1877, Монреаль, Музей изящных искусств
Искусно подобранный шлейф и демонстрация башмачков -
непринужденный жест кокетства.
[показать]
7. Эдуар Мане. Молодая дама в 1866 г. или Женщина с попугаем, 1866 г., Нью-Йорк, Метрополитен
На картине изобажена натурщица Мане по имени Викторина Мерэ. Картина вызвала неоднозначные
отзывы современников в том числе из-за розового цвета пеньюара - появившиеся недавно
анилиновые красители позволяют создавать непривычные ранее оттенки ткани.
Пеньюар говорит об интимной обстановке, в которой изображена женщина, а
висящей на шее монокль (предмет мужского обихода) и кокетливо приподнятый букетик фиалок намекают
на присутствие мужчины. Одно из толкований этой картины - аллегория пяти чуств: полуочищенный апельсин
символизирует вкус, монокль - зрение, фиалки - обоняние, теплый шелк пеньюара - осязание, направленное в сторону
попугая ухо - слух.
[показать]
8. Каролюс-Дюран. Дама с перчаткой, 1869, Париж, музей Орсэ
[показать]
[показать]
9. Джеймс Тиссо. Портрет, 1876, Лондон, Галерея Тэйт 10. Послеобеденный туалет, чехол из шелкового газа на основе из
[показать]
11. Альфред Стевенс. Ева Гонсалес за фортепьяно, 1879, Сарасота, Государственный музей Флориды
[показать]
12. Эдуар Мане. Дама с веерами (Нина де Каллиас), 1873, Париж, Музей Орсэ
Нина де Каллиас, эксцентричная разведенная дама, держала салон и писала стихи, дружила с художниками
и литераторами. На ней необычный костюм в марокканском стиле - шаровары и жилетка
с вышивкой.
[показать]
13. Берта Моризо. Две сестры, 1869, Вашингтон, Национальная галерея искусств
На картине изображены сама Берта и ее сестра Эдма, котороая тоже рисовала, но бросила
живопись после замужества. Сама Берта в 1874 году вышла замуж за брата Эдуара Мане.
Их дочь Жюли, которую несколько раз писали Маре и Ренуар, стала художницей и коллекционером.
[показать]
14. Летнее платье молодой девушки, около 1860, Муслин, рисунок в цветочек, кринолин.
Платье напоминает туалеты, в которых позируют сестры Моризо.
[показать]
15. Эдуар Мане. Читающая женщина, или Чтение журнала, 1879-1880, Чикаго, Институт искусств
Экспонаты размещены в залах согласно тематическим разделам: открывает выставку зал, знакомящий с модными тенденциями той эпохи, в которм выставлены платья из шелковой тафты, батиста и муслина, отделанные кружевом, бахромой, оборками, фотографии, модные журналы той эпохи, а также различные аксессуары - веера, туфельки, сумочки, флаконы духов. Завершает экспозицию первого зала один из гвоздей выставки: портрет мадам Бартоломэ в оранжерее, написанный ее мужем, Альбером Бартоломэ и то самое платье, в котором когда-то позировала эта дама. Мадам Бартоломэ, умершая в 38 лет, вскоре после написания портрета, изображена в бело-фиолетовом летнем
платье с рисунком в горох и в полосы. После ее смерти безутешный супруг сохранил платье на память, и теперь и
платье, и портрет хранятся в музее Орсэ.
Другие залы рассказывают о повседневной моде, моде «на выход», интимной моде, мужской моде, моде на пленэре. Отдельный уголок отдан шляпкам. Следует отметить удачный дизайн залов, выполненный под руководством
Робера Карсена, канадского оперного режиссера. Рядом с картинами в витринах выставлены платья, сходные изображенными на полотнах, что позволяет рассматривать и сравнивать детали и фактуру ткани. Пол зала, посвященного моде на пленэре, покрыт ковром, имитирующим газон, в зале звучит пение птиц. В одном из залов вдоль стен стоят бархатные театральные кресла, на спинках которых написаны имена богемных знаменитостей той эпохи.
Несмотря на демократичность моды, дресс-код был сторого регламентирован. Для определенных ситуаций и мероприятий предполагался определенный туалет - для дома, для прогулок, для приема гостей, для балов и торжественных вечерних выходов. Пеньюар (дезабилье) и нижнее белье были приемлемы только в интимной домашней обстановке, открытые руки и шея были дозволены только вечером на балу или в театре, хотя именно на полотнах импрессионистов можно нередко наблюдать нарушение данных правил. Дамы среднего класса переодевались около шести раз в день.
В период, представленный на выставке, происходит кардинальная смена силуэта женского платья - юбки на кринолинах, расширяющиеся колоколом вниз, достигают в эпоху третьей империи своих максимальных размеров, затем, к концу шестидесятых годов, силуэт начинает сужаться по бокам, и на смену кринолину приходит турнюр, то есть жесткий каркас, который, в отличие от кринолина, служащего основой для всей юбки, поддерживал только заднюю часть. Лиф становится длиннее, спускаясь вниз за линию талии, на юбке появляются верхние драпировки, складки, рюши, воланы или бахрома, а затем и шлейф. На рукавах также носятся длинные манжеты с кружевными воланами, складками, бахромой. При этом общие правила дресс-кода сохраняются - открытые руки и декольте возможны только вечером. Дневные туалеты для визитов, прогулок и приема гостей, в том числе и летние, могут быть только с длинным рукавом, юбка прикрывает обувь. На улице всякая уважающая себя дама не может появиться без головного убора и перчаток, но летом, на лоне природы, на картинах мы видим и женщин без перчаток. Зонтик - важнейший аксессуар, который присутствует на многих полотнах.
[показать]
18. Летний туалет, около 1866, муслиновый корсаж с шитьем,
муслиновая юбка с вертикальным рисунком, пояс из зеленой
шелковой тафты в тон рисунку юбки. Типичный силуэт 60-х годов -
широкая юбка на кринолине, высокая талия.
[показать]
19. Дневное летнее платье, около 1878-1879, хлопок в мелкий цветочек.
Длинный корсаж, юбка прямая, снизу плиссерованная, с продольными складками.
[показать]
20. Гюстав Кайботт. Мост Европы, 1876, Женева, Малый Дворец
На даме - городской костюм для променада с длиннмы корсажем, прямой юбкой и воланами.
[показать]
21. Платье с полонезом, 1870-1872, муаровый шелк, бархатная лента
[показать]
22. Дневной туалет, 1880-1883, черный шелк, кружево, юбка со шлейфом
и с плиссерованным воланом
[показать]
23. Послеобеденное платье, около 1880-1881, голубой шелк, отделка бахромой, юбка со шлейфом
[показать]
24. Платье новобрачной, 1868, серый шелк, атласные ленты
[показать]
25. Дневное летнее платье, 1869-1872
[показать]
26. Камиль Коро. Дама в голубом, 1874, Париж, Лувр
В комментариях к картине данный туалет обозначен как "фантазийный". По изложенным
выше причинам он, не будучи бальным нарядом, противоречит принятым представениям
о дневном туалете, так как оставляет руки обнаженными.
[показать]
27. Альфред Стевенс. Возвращение с бала, около 1867, Париж, музей Орсэ
Это бальное платье из желтой шелковой тафты имеет типичный для второй
половины шестидесятых покрой - прямое декольте, короткие рукава фонариком,
короткий лиф, широкая юбка на кринолине с широкой нижней оборкой.
[показать]
28. Пьер Огюст Ренуар. Танец в городе, 1882-1883, Париж, музей Орсэ
Здесь мы видим совершенно иной покрой бального платья - V-образное декольте,
рукава отсутствуют, прямая юбка с турнюром, драпировками и шлейфом.
[показать]
29. Пьер Огюст Ренуар. Ложа, 1874, Лондон, Галерея Курто
Платья для театральных вечеров были, как правило, более закрытыми, чем бальные,
хотя встречались и откровенные варианты (см. полотна ниже).
[показать]
30. Мэри Кассат. В ложе, 1878, Бостон, Музей изящных искусств
[показать]
31. Берта Моризо. Женщина в черном, или Перед театром, 1875, частная коллекция
[показать]
32. Берта Моризо. Молодая женщина в бальном платье, 1876, Париж, музей Орсэ
[показать]
33. Мэри Кассат. Дама в жемчужном ожерелье в ложе, 1879, Филадельфия, Музей искусств
В XIX в. женское белье включало нижнюю рубашку без рукавов или с коротким рукавом, на которую
надевался атласный или сатиновый корсет, длинные панталоны с разрезом в шагу
(исключение составляли панталоны танцовщиц канкана, которые были закрыты по всем швам),
чулки, блузку с коротким рукавом, которая надевалась поверх корсета. На талии закреплялся кринолин,
а затем турнюр. Поверх кринолина или турнюра надевалась нижняя юбка, которая по форме
соответствовала верхней юбке платья. К сожалению, на выставке весь этот комплект представлен
не полностью, можно видеть только корсет, чулки, нижнюю юбку, кринолина и турнюра нет.
Поэтому я отсылаю к видо, размещенное на сайте музея Орсэ, на которм хранительница
Парижского музея моды демонстрирует старинное белье эпохи импрессионистов:
http://impressionnisme-mode.musee-orsay.f
[показать]
34. Пьер Огюст Ренуар. Дама за фортепьяно, 1875-1876, Чикаго, Институт искусств
На даме надет белый муслиновый полупрозрачный пеньюар, что говорит об
интимной сцене.
Пеньюар, легкое свободное платье без талии, которое надевалось поверх
сорочки и нижней юбки, без корсета и турнюра, носили исключительно дома,
как правило, по утрам или перед уходом ко сну. В пеньюаре дама могла
показываться только членам семьи или очень близким друзьям.
[показать]
35. Гюстав Курбе. Барышни на берегах Сены (лето), 1856-1857, Париж, Музей изящных искусств
Отдых на лоне природы в корсете и нижиих юбках могли позволить себе исключительно
дамы определенного рода занятий. Лодка у берега намекает о присутствии мужчины.
[показать]
36. Эдуар Мане. Нана, 1877, Гамбург, Художественная галерея
Картина была отвергнута на Парижском салоне 1877 года как нарушающая
общественную мораль. Представленная на полотне дама полусвета одета
в голубой атласный корсет, муслиновую рубашку, украшенную кружевом,
на ногах у нее голубые шелковые чулки с вышивкой и туфельки на высоких
каблучках. Подобное вызывающее белье и туфельки надевались в целях
соблазнения, и их демонстрация подчеркивала легкомысленный характер
дамы (серьезной и порядочной женщине полагалось носить корсет белого
цвета и скромную простую рубашку).
[показать]
37. Анри Жерве. Ролла, 1878, Париж, Музей Орсэ
Картина была сочтена такой же неприличной, каки "Нана", жюри отказалась выставлять ее на салоне.
Неприличие картины заключалось, по мнению, современников, не в том, что на кровати лежит
классическая обнаженная, а в куче белья и одежды, небрежно сваленной на кресле и на полу.
Позже художник признался, что написать отдельно лежащее белье ему посоветовал Эдгар Дега: "Тогда
всем будет ясно, что женщина раздевалась."
"Мечта каждого художника - поместить фигуру в натуральный рост среди пейзажа" - именно так
Эмиль Золя пишет в 1867 г. о стремлении современного искусства соединить портретную и ландшафтную живопись.
Воздушные платья из полупрозрачного муслина и батиста, шелковые ленты и зонтики от солнца словно созданы для того,
чтобы стать частью игры света и тени на летних полотнах импрессионистов.
[показать]
38. Джеймс Тиссо. Две сестры, или Портрет в парке, 1863, Париж, музей Орсэ
Летние платья из белого муслина с полупрозрачными рукавами
и шелковым поясом контрастного оттенка были очень модными
в 60-е годы (см. также № 41).
[показать]
39. Клод Моне. Женщины в саду, около 1866, Париж, музей Орсэ
Игра света и тени подчеркивает воздушную легкость тканей. Четыре
фасона платьев, представленных на картине - это четыре основных
типа женских летних туалетов середины 60-х годов. Дама, сидящая
на газоне, одета в летний костюм с болеро, обшитый контрасным
сутажем (см. №№ 40 и 43). Костюм дамы справа напоминает
по силуэту № 44. Продольные зеленые полосы, мелкий рисунок
на белом фоне и светло-бежевый цвет очень часто встречаются
в платьях этой эпохи.
[показать]
40. Клод Моне. Гуляющие (этюд для Завтрака на траве), 1865, Вашингтон, Национальная галерея