Очередная часть проекта про историзм в моде ХIХ века.Первые элементы "готических" стилей (к ним относили все стили, содержавшие отсылки к моде XII-XVII вв., которые часто смешивали между собой в одном платье) начали появляться в женском костюме уже в 1810-х гг. Это был ответ на новую манию, охватившую общество - повальное увлечение средневековьем. Сложно сказать, откуда это увлечение возникло. Здесь все сыграло свою роль - и успехи историков в изучении этого периода, и разочарование классицистическим рационализмом, наступившее с крахом французской революции, и крайне популярные романы Вальтера Скотта и других авторов, писавших о рыцарских временах... Как бы то ни было, с этого времени элементы моды XII-XVII вв. стали очень популярны в женской одежде.
Вечернее платье. 1881 год / Портрет Лукреции Медичи. Аньоло Бронзино. 1560 г.
[500x336]Источник фото: www.metmuseum.org
Необходимо отметить, что больше всего элементов "готические стили" переняли из костюма XVI-XVII века, когда готика уже давным-давно отжила свое. Но таково уж было тогдашнее мировосприятие - именно буффы на рукавах и гофрированные воротники в первую очередь ассоциировались у широкой общественности со средневековьем.
Воротники-раффы
Школа Санти ди Тито. Портрет молодой Марии Медичи. Конец XVI в.
[450x616]
Платье. 1818 г.
[430x600]
© Victoria and Albert Museum, London.
Платье. 1820 г.
[450x707]
Источник фото: www.metmuseum.org
Объемные буффы у плеча.
Портрет Марии Медичи. Алессандро Аллори. Около 1555 года.
[450x577]
Ротонда. Около 1820 г.
[437x600]
© Victoria and Albert Museum, London.
Платье. 1820 г.
[450x901]
Источник фото: www.metmuseum.org
Бальное платье. 1811 г.
[450x757]
Источник фото: www.metmuseum.org
Бальное платье. 1811 г.
[450x694]
Источник фото: www.metmuseum.org
Прорези из-под которых видна нижняя ткань.
Лукас Кранах Старший. Портрет принцессы Сибиллы. 1526 год.
[450x664]
Портрет Элеоноры Австрийской. Йос ван Клеве. Около 1530 года.
[407x500]
Платье. 1869-70 гг.
[450x556]
© Victoria and Albert Museum, London.
Платье. 1880 г.
[450x630]
Источник фото: www.metmuseum.org
Нижняя рубашка, которую видно в декольте и разрезах рукавов.
Портрет Маддалены Дони. Рафаэль. 1506 год.
[450x678]
Платье. 18010-15 гг.
[450x896]
Из собрания музея Метрополитан (http://metmuseum.org).
Платье. Ок. 1820 г.
[450x893]
Из собрания музея Метрополитан (http://metmuseum.org).
Рукава из тонкой ткани, собранной в буффы с помощью лент.
Тициан. Портрет императрицы Изабеллы Португальской. 1548 год.
[450x545]
Платье и жакет-спенсер 1823 г.
[441x600]
© Victoria and Albert Museum, London.
Платье 1816-1821 гг.
[246x600]© Victoria and Albert Museum, London.
Платье для формальных приемов. 1890-е г.
[431x644]Из собрания музея Метрополитан (
http://metmuseum.org).
Объемные рукаваПортрет Елизаветы I. Около 1575 года.
[409x599]Платье. 1818 г.
[450x914]Источник фото: www.metmuseum.org
Платье. 1890-е гг.
[450x891]Источник фото: www.metmuseum.org
Платье. 1892 г.
[450x920]Источник фото: www.metmuseum.org
Двойные рукаваГанс Эворт. Портрет молодой женщины. 1565 год.
[450x568]Платье. 1841 г.
[400x533]
[400x533]Источник фото: www.metmuseum.org
Подвески-аксельбанты
[450x648]Визитный костюм. 1880-е гг.
[431x647]Иллюстрация из книги "Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа". СПб., 2000.
Платье. 1893 г.
[450x568]Источник фото: www.metmuseum.org
Лифы со шнипом (шнип - клин спереди лифа).
Аньоло Бронзино (?). Потрет Катерины Медичи. 1556 год.
[415x750]Платье для представления ко двору. 1885 год.
[450x552]Источник:
http://www.metmuseum.orgБаска (баска - фестоны, пришитые к лифу по линии талии как бы образующие широкую оборку).
Николас Гильярд. Портрет королевы Елизаветы I. Около 1575 года.
[457x599]Свадебное платье. 1890-е гг.
[708x600]© Victoria and Albert Museum, London.
Высокие жесткие воротники
Франсуа Клуэ (?). Портрет Катерины Медичи. 1555 год.
[445x600]
Платье. 1879 г.
[434x600]
© Victoria and Albert Museum, London.
Платье. 1897 год.
[430x600]
© Victoria and Albert Museum, London.
Летнее платье. 1905 г.
[427x600]
© Victoria and Albert Museum, London.
Плащи
Мужской плащ, 1560-90 гг.
[450x600]
Источник: http://www.metmuseum.org
Вечерняя накидка. 1900 г.
Эта накидка интересна еще и тем, что в орнаменте его ткани используется мотив геральдической розы Тюдоров.
[450x653]Источник:
http://www.metmuseum.orgНакидка. 1895-1900 гг.
[450x566]© Victoria and Albert Museum, London.Историзм настолько стал частью моды XIX века, что некоторые элементы костюма даже носили имя исторических личностей.
Рукава "Мария"Рукава, пышные у предплечья и узкие ниже локтя получили свое название в честь Марии I, более известной как Кровавая Мэри.
Ганс Эворт. Портрет Марии Английской. 1555-1558 гг.
[450x576]Платье. 1892 год.
[450x606]Источник:
http://www.metmuseum.orgВоротник "Медичи"Династия Медичи была одной из самых влиятельных в Европе c XIV по XVIII век. За этот период мода на воротники менялась неоднократно. В XIX веке название "Медичи" получил высокий распашной воротник, наиболее характерный для второй половины XVI века.
Портрет Лукреции Медичи. Аньоло Бронзино. 1560 г.
[441x600]Вечернее платье. 1881 год
[450x600]Источник:
http://www.metmuseum.orgКостюм. 1895-99 гг.
[450x735]Источник:
http://www.metmuseum.orgГотические стили не выйдут из моды вплоть до I мировой войны, а после нее достаточно быстро в моду вернутся. Однако средневековые аллюзии в костюме никогда уже не будут так популярны, как в эпоху романтического XIX века.
Платье. 1927 г.
[450x599]Источник:
http://www.metmuseum.orgИспользованная литература.
Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа. СПб., 2000
Lucy Johnston. Nineteenth century fashion in detail.V&A Publications, 2005
www.metmuseum.orghttp://www.vam.ac.uk/Еще на эту тему можно почитать:Историзм в моде XIX - начала XX века. Издание второе, переработанное и дополненное.Историзм в иллюстрациях модных журналов XIX - начала XX вв. Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.Платья Чарльза Ворта из собрания Эрмитажа (Чарльз Ворт очень часто использовал исторические мотивы в своих костюмах).