Это цитата сообщения
lj_marinni Оригинальное сообщениеИз истории трости.
Трости 17-18-го века
[x500]
[x600]
[x500]
Мою статью про историю трости можно посмотреть-ТУТ.
В комментариях к прошлому посту про прически недоумевали- как же дамы ходили во всем этом, не падая?
[x700]
[x700]Ответ и много картинок модников и модниц 18 века из Бостонского музея- под катом.
История трости насчитывает не одну тысячу лет и уходит в глубокое прошлое, когда главным предназначением посоха-трости была лишь помощь человеку при ходьбе. Но по прошествии времени использование тростей стало традицией среди знатных и высокопоставленных господ, представляя собой некий символ солидности и значимости уважаемого человека.
Уже в XV-XVIII веках ношение трости было весьма популярным в Европе и воспринималось как важный элемент костюма, свидетельствующий о положении и социальном статусе владельца.
[показать]Футляр мумии фараон Тутанхамона. При раскопках его гробницы трости находили в каждой из многочисленных комнат усыпальницы. Они выполнены из металла, стекла, дерева, украшены цветными перьями птиц, переливающимися крылышками жуков, монограммами и орнаментом.
В средние века трость стала символом высшей воинской должности.
[700x]TIZIANO Vecellio
Crowning with Thorns
1542
В эпоху Возрождения посох превратился в стильный аксессуар и предмет гардероба. Изменилось и лексическое определение палки о двух концах: "посох" превратился в "трость" (cane, stick, по-английски).
Расцвет трости как обязательного элемента придворного этикета и наряда пришелся на расцвет английских и французских дворов XVII-XVIII веков.
Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправлялась к ювелиру, и тогда стоимость готового изделия могла равняться иному фамильному состоянию.
-------------------17 век----------------
==========================================
[700x]Le Jardin de la noblesse francaise (set of 18 plates), plate 5
French, about 1629
By Abraham Bosse, French, 1604–1676

Portrait of King Charles I:
Edward Bower

Hoogstraten, Samuel van
Mattheus van den Broucke (1620-85)
[показать]ca.1690
Европейское увлечение не могло обойти стороной Россию. Царь Алексей Михайлович обладал всего несколькими тростями, но были они необычайно роскошны. Набалдашник у одной был изготовлен из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями, у другой — украшен золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами. Не отставали от государя и стрелецкие головы – завели обычай ходить с короткими «посошками», т.е. с тростью.
[показать]Трости Петра Первого
В отличие от отца Петр I собрал обширную коллекцию. Будучи сам оригиналом, особое внимание уделял тем экземплярам, что отличались не столько изысканностью, сколько интересными техническими решениями. Была у него и трость-шпага, и трость линейка, и оригинальная трость с подзорной трубой в набалдашнике. Разумеется, в царской коллекции имелись и трости с отделкой из драгоценных камней. По его личным эскизам изготовили наградную трость с рукоятью усыпанной бриллиантами и крупным изумрудом в навершии.
Петр I нередко дарил своим подданным именно трости, как знак особого расположения.
[600x]El Marqu'es de Jaral de Berrio y Conde de San Mateo Valpara'iso.
[600x]El Marqu'es de Jaral de Berrio espera paciente en los corredores de la planta noble de su palacio en la esquina del 'angel.

Manuel de Amat y Juniet
Pedro Jose Diaz

A portrait of John Mortlock of Cambridge and Abington Hall, Great Abington, Cambridgeshire, 1779
John Downman
Уважающий себя светский человек считал хорошим тоном иметь с десяток разнообразных тростей. Повседневную, для раута, для театра, спортивную, дневную, вечернюю и так далее. Трость должна соответствовать настроению, политическим взглядам, модным течениям.
Были трости, которые превращались в удочку или курительную трубку.
Были такие трости, из которых можно было смонтировать стульчик, чтобы присесть на затянувшейся прогулке.
------------18 век-модные картинки-----------
====================================
[700x] "Habit de drap galonn'e `a la financiere avec un galon large."
French, 1779
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x]Habit du Colonel. Habit de Drap verd fonc'e'e...
French, 1778
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x] "Costume de Stukili dans la pi`ece de Beverley..."
French, 1779
Designed by Claude-Louis Desrais, French, 1746–1816
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x] "Fraque `a coqueluchon de pluche de soie..."
French, 1779
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraver Charles Emmanuel Jean Baptiste Patas, French, 1744–1802
-----------дамы 18 век------------
==================================
В конце 17 века на трость обратили внимание и дамы. Во Франции появились декоративные дамские тросточки, как модный дамский аксессуар. Историки связывают появление женских тростей с модой на высокий каблук.
Женские трости обычно были тоньше мужских, а набалдашник часто делался из фарфора ручной росписи.
Трости стали очень популярными у дам в 18 веке и в связи с модой на очень высокие прически. Придворный наряд дополнялся прической на каркасе, которая вместе с цветами и перьями, ее украшавшими, достигала в высоту семидесяти сантиметров ( иногда была еще выше).
Каблуки тоже были высокими, центр тяжести смещался вверх, а трость служила необходимой опорой.
Очень широкие придворные юбки на панье не позволяли кавалеру подойти к даме достаточно близко, и поэтому тросточка была единственным средством, помогавшим удержать равновесие.
Дамы использовали трость вместо сумочки, пряча внутрь духи, нюхательный табак, нашатырный спирт, носовой платок.
Материал трости и сама рукоятка свидетельствовали о социальном статусе ее хозяина или хозяйки.
Позже трость начали комбинировать с зонтом, что также пришлось по вкусу модницам.
В трости прятали разные необходимые вещицы: флакончики для парфюма, косметические и маникюрные принадлежности, футлярчики для любовной переписки и т.п.
К тростям присоединяли лорнеты, веера и часы. В ручку трости иногда вделывали специальный свисток, чтобы освистывать в театре актеров-неудачников.
Пишут, что иногда ручки тростей были сделаны, как чесалки для волос в таких прическах.
Дамы не отставали от мужчин и считалось хороший тоном взять с собой трость на званый ужин или обед.
Они нередко проводились в садах- можно вспомнить приемы, устраиваемые Николя Фуке, всесильным суперинтендантом финансов, в поместье Во-ле-Виконт, за роскошь которых он и поплатился свободой.
Версаль и другие образцы французской садово-парковой архитектуры являют собой примеры того, что прогулка с целью «показать себя», променад и "фланирование" были распространенным явлением уже в XVII веке.
[700x]"Jeune femme en robe `a la Polonoise..."
* French, 1780
* Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
[700x]"Robe a la Polonaise..."
French, 1779
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x] "Circassiene de taffetas `a bandes de rubans avec la juppe..."
French, 1779
Designed by Claude-Louis Desrais, French, 1746–1816
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x] "Demoiselle `a la promenade du matin, en Polonoise..."
French, 1778
Designed by Claude-Louis Desrais, French, 1746–1816
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x]"Bourgeoise 'el'egante se promenant `a la Campagne..."
French, 1778
Designed by Claude-Louis Desrais, French, 1746–1816
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x]"Cauchoise 'el'egante..."
French, 1780
Designed by Claude-Louis Desrais, French, 1746–1816
Engraved by P'elissier, French
[700x]Robe `a la L'evite, a deux plis par derriere...
French, 1779
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraver Pierre-Adrien LeBeau, French, 18th century
Publisher Esnauts et Rapilly, French, 18th century
[700x]"Femme de Qualite en Deshabill'e, se promenade le matin `a la Campagne..."
French, 1778
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraver Etienne Claude Voysard, French, 1746–about 1812
[700x]"L'evite orn'ee de brandebourgs..."
French, 1779
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by Charles Emmanuel Jean Baptiste Patas, French, 1744–1802
[700x]"Femme d'un certain ton se promenant la canne..."
French, 1778
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x]"Demoiselle en caracot de taffetas, c"off'ee d'un demi bonnet..."
French, 1778
Designed by Claude-Louis Desrais, French, 1746–1816
Engraver Etienne Claude Voysard, French, 1746–about 1812
------------Дети---------
=========================
Подчиняясь моде, с тросточками ходили даже дети:
[показать]"Bourgeoise se promenant avec sa fille..."
French, 1778
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by Nicolas Dupin, French
[показать]"Jeune Dame en robe `a la Polonnoise..."
French, 1780
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
Engraved by P'elissier, French
[показать]Коллекция детских тростей.
Children's Cane Collection
------------Ектерина II-------------
====================================
Трость была излюбленным подарком не только среди среднего класса, но и среди вельмож и коронованных особ. Екатерину II задаривали тростями, к которым она была неравнодушна.
[показать]Екатерина II на прогулке.
Прусский король Фридрих Великий преподнес императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами. От датчан Екатерина II получила в подарок по случаю победы в русско-турецкой войне трость, в которую был вмонтирован часовой механизм, приводящий в движение 21 миниатюру с батальными сценами.
-----------Трости из Эрмитажа---------
==========================================
Трость являлась не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Мужские и женские трости привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров. Многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам. Считается, что самой известной была коллекция элитных тростей Вольтера, которая, по свидетельствам современников, насчитывала 121 предмет.
[706x575]Трость
Санкт-Петербург
Россия. Конец 18 в.
Дерево, золото, эмаль, бриллианты; чеканка, гильошировка. Дл. 135.5 см
[779x575]Трость с набалдашником в виде русалки
Россия; Франция, Дьепп (?) Вторая половина 18 в.
[442x575]Трость
Санкт-Петербург (?)
Россия. Конец 18 в.
Дерево, золото, эмаль, бриллианты; чеканка, полировка, гранение. Дл. 117 см
[297x575]Трость
Германия. Около 1770 г.
Янтарь, золото, серебро, бриллианты, тростник, сталь; чеканка, гравировка
[253x575]Трость
Германия. Около 1770 г.
Янтарь, золото, серебро, бриллианты, тростник, сталь; чеканка, гравировка
[825x575]Трость
Франция. Конец 18 в.
Тростник, четырехцветное золото; чеканка, полировка.
Чаще всего для их изготовления использовался тростник (поэтому в русском языке это однокоренные слова). Кроме того, трости делали из редких пород дерева, камыша, рога, панциря черепахи, слоновой кости, перламутра, и, как правило, оправляли по низу металлической скобой. В верхней части делались отверстия для продевания ленты, использовавшейся для удобства при ношении, в качестве украшения, или символически (если это были орденские ленты).
------------------------
[показать]Трость с часами
Великобритания Середина 18 в.
Но самой выразительной частью изделия были набалдашники, которые отличались необыкновенным изысканностью и тщательностью отделки. Наиболее популярными считались рукояти в виде птичьей или звериной головы.
[показать]Трость из черного дерева
1760-е гг.
[показать]Walking stick made from a narwhal tusk. Belonged to Princess Yusupov. Late 18th - early 19th century.
[700x575]Трость с набалдашником в виде русалки
Россия; Франция, Дьепп (?) Вторая половина 18 в.
[показать]Cane handle | Lowestoft porcelain factory | ca. 1775-1780
[показать]
[показать]Meissen Porcelain "Frauen Kopf" Cane Handle:
Rare late 18th century Meissen Lady cane handle
-----------трость-зонтик-------------
[показать]Золотая с перламутром трость-зонтик
Gold and Mother of Pearl Parasol Cane
Зонты-трости благополучно дожили до наших дней.
[показать]Carved Ivory Cane Handle - Joseph Deutschmann (1717-1787)
------------конец 18 века--------
[700x]"Chemise `a la Reine..."
French, 1784
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
[700x]"Chemise `a la Reine..."
French, 1784
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
[700x] "La fausse boudeuse..."
French, 1784
Designed by Francois Louis Joseph Watteau, French (Valenciennes), 1758–1823
Engraved by Nicolas Dupin, French
Publisher Esnauts et Rapilly, French, 18th century
[700x] "Jeune Dame d'esoeuvr'ee en apparence..."
French, 1785
Designed by Francois Louis Joseph Watteau, French (Valenciennes), 1758–1823
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x] "Rodingotte de taffetas blanc relev'ee `a la militaire..."
French, 1787
Designed by Francois Louis Joseph Watteau, French (Valenciennes), 1758–1823
Engraved by Nicolas Dupin, French
[700x]French, 1787
Designed by Francois Louis Joseph Watteau, French (Valenciennes), 1758–1823
Engraved by Pierre-Charles Baquoy, 1759–1829
[700x] "Jeune Dame v^etue d'une robe en chemise..."
French, 1787
Designed by Francois Louis Joseph Watteau, French (Valenciennes), 1758–1823
Engraved by Pierre-Adrien LeBeau, French, 18th century
[700x]"Jeune 'el'egante v^etue d'un pierrot..."
French, 1787
Designed by Francois Louis Joseph Watteau, French (Valenciennes), 1758–1823
Engraved by Nicolas Dupin, French
----------Конец 18 века----------------
======================================
Городская жизнь то и дело сталкивала дворянина с противником, недостойным удара шпаги, так что трость применялась, как оружие.
Шпага – наследница рыцарского меча, и обнажать её было допустимо либо по приказу в битве, либо против равного по благородству.
Когда шпагу носить уже перестали, а револьвер еще не вошел в обиход, именно трость стала надежным и зачастую единственным подспорьем джентльменам , имевшим обыкновение ходить на боксерские матчи, собачьи бои и в кабачки и пивные для народа.
[показать] London blued steel dagger blade is hidden within the shaft of this cane
Circa 1880
[показать]
[показать]-------------------------
Ко второй половине XVIII веке мужские трости значительно укоротились и обрели исключительно декоративное назначение, длина их ствола составляла всего сорок-пятьдесят сантиметров. Такую трость носили под мышкой.
[показать]
[показать]Stylish Walking Canes
What Every Elegant Bachelor Needs
Французская Революция перевернула мир и изменила моду практически на все.
Вместо коротких изящных тростей Париж, а за ним всю Европу и Россию, завоевали длинные и толстые трости в виде суковатых дубинок.
В насмешку они получили название - «права человека и гражданина». Тут то и случился политический казус- император Павел I строжайше запретил распространение и ношение «якобитской заразы» на территории Российской Империи.
--------Трости Французских роялистов---------
==========================================
[показать]Трость-палка сторонников Людовика 16-го. 18 век.
[показать]Once carried by French patriots during the incarceration of French King Louis XVI, this heavily knotted walking stick features an ivory cap engraved with a fleur-de-lis and the initials VLOM, which stand for "Vivre lib'erer ou mourir," which translates to "Live free or die." Circa 1790.
Muscadins- роялисты, впервые появились около 1792 года. Они были настоящими головорезами, бродили по улицам Парижа, напивались и нападали на патриотов с тростями-палками.
[показать]Louis Alexandre Eustache Loursay
painting of Les Incroyables (Muscadins)
Date
1795
[показать]Muscadins.
Category:Incroyables and Merveilleuses.
Carle Vernet
-----Инкруайябли- тоже модники-роялисты------
===========================================================
Одним из признаков костюма у них также была трость или дубинка в руке, как символ "исполнительной власти".
[показать]Franz"osische Incroyables 1794.
[показать]Satire on fashion c.1796
[показать]
[показать]Даже на вечеринке они с тростями.
[показать]The "merveilleuse," 1793
[показать]1793
L'incroyable et la merveilleuse
[показать]
[показать]c.1796
[показать]--------Трости с секретами--------------
=====================================
Трость менялась в зависимости от моды, приобретая в разные века характерные особенности времени. В легкие опорные трости могли вставлять зонтики, лорнеты, фонари, часы, расчески и даже зрительные трубки. Аксессуары, выполненные по индивидуальным заказам, были еще необычнее. Например, в трость художника или писателя прятали карандаши, кисти, бумагу, музыканты могли хранить в ней ноты, а врачи – целые переносные «аптечки», с пинцетом, стетоскоп, бинтами и лекарствами. Светские трости для ходьбы подчас служили табакеркой, в нее могли вставлять свисток или потайную флягу.
[296x575]Трость с граненым хрустальным набалдашником и компасом в нем
Франция (?) Вторая половина 18 в.
[758x575]Трость с мерой длины внутри
Кабинет Петра Великого
Западная Европа. Первая четверть 18 в.
Испанский камыш, слоновая кость, метал
[898x575]Трость со зрительной трубой
Кабинет Петра Великого
Западная Европа (?). Начало 18 в.
Испанский камыш, латунь, серебро
[показать]трость архитектора.
Продолжение- 19 век и трости с секретами еще большой пост:
http://marinni.livejournal.com/679763.html
----------------------------------------------
-
http://stick.milagros.ru/indexhttp://www.mfa.org/.php?option=com_content&task=view&id=8&Itemid=11http://dreamworlds.ru/intersnosti/27531-trosti.htmlhttp://www.batoncanne.com/Le-Marechal-Turenne-mesure-avec-sa.htmlhttp://altritter.ru/articles/podarki/148.htmlhttp://blagaya.ru/put/articles/gadgetcanes/http://www.rauantiques.com/za/RAU/category3.jsp?sort=score+desc%2CPrice+desc&facet.query=Price%3A[0+TO+5000.00]&start=0&q=*%3A*&fq=PRI_CAT%3AWEB.ANTIQUES.CANES&activeNav=antiques&rows=15&crumbs=Period:18th%20Century&fq=Period:18th%20Century&crumbType=category3&follow=nohttp://www.hermitagemuseum.org/http://www.canesgalore.com/ http://marinni.livejournal.com/897198.html