• Авторизация


Без заголовка 26-11-2012 19:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ASTRAHANKA Оригинальное сообщение

История танца. Полонез.

[700x445]

"Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, а между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли польский, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: "Александр, Елизавета, восхищаете вы нас". <...> Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского.

Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых, не умолкая, называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. "

Так, именно полонезом - польским - начался первый бал Наташи Ростовой. Этот торжественный танец-шествие как нельзя лучше подходил к церемониальному открытию великолепного танцевального вечера.

В России танцевали польский еще во времена Алексея Михайловича. Это был первый танец, которому обучился в немецкой слободе юный Петр Первый. В полонезе прошлись члены великого посольства в 1697 году на приеме в Коппенбрюгге у курфюрстины Брандербургской. Полонезы звучали на свадьбах  соратников Петра П. Мусина-Пушкина, Матюшкина, Шумахера, Ю.Ю. Трубецкого .

Танцевали полонез на дне рождении Елизаветы Петровны и свадьбе Екатерины Второй. В ее царствование начинал свой творческий путь О.А.Козловский (поляк по происхождению), российский "специалист" по полонезам, автор самого популярного польского на текст Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся!», который  был одно время официальным русским гимном. Этот полонез  писался  в 1791 г. для праздника, даваемого светлейшим князем Г.А. Потемкиным в Таврическом дворце в честь взятия Измаила и замирения с Турцией.

Царствование Александра Первого - снова "золотой век" полонеза.

 Свидетельство очевидца.  Англичанка Марта Вильмот так описывала придворный бал в Петергофе 6 августа 1803 г.: "Во дворец успели к семи часам, все комнаты были открыты, и всюду толпилась такая масса людей, что едва можно было пройти. Прибыли император, императрица etc., и бал открылся «длинным» полонезом. В первой паре шел император с моей знакомой красавицей Ададуровой, они не танцевали, а именно шли под музыку, выписывая по залу восьмерку, за ними чинно выступали еще пар шестьдесят: это было похоже на прогулку, и каждый вельможа прошествовал передо мною несколько раз". 
 

Граф Михаил Дмитриевич Бутурлин, вернувшийся из-за границы вспоминал о балах Одессе в 1824 году: "Публичные балы в зале клуба (так называемом казино) давались по официально-торжественным дням и неминуемо открывались полонезом, т.е. хождением попарно под припев хора с аккомпанементом оркестра: «Александр, Елисавета, восхищаете вы нас». Это было для меня совершенно ново".

А знаменитый французский писатель, Теофиль Готье, посетивший Россию во время царствования Александра Второго, в своих мемуарах рассказывал о балах в Зимнем дворце:

 «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный особый колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме и процессия начинается. Ее ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь. За императорской семьей шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме... Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары,- какой-нибудь господин отделяется от ряда зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги, в ногу с теми, кто идет впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходят из положения, и о многих из них можно сказать: „Et vera incessu patuit dea" (Слова римского поэта Вергилия: «Богиню видно по походке»). Женщины шествуют под перьями, цветами, брильянтами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шелка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось!»

"Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами веселая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свертывалась, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами; глухо звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали великолепные шелка, вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали доносился веселый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока...

Все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения", - так описывал полонез Ф. Лист.

[614x480]

М.Зичи. Бал в честь Александра Второго в Гельсингфорсе в сентябре 1863 года в здании Вокзала.

Тем более удивительно, что родился этот танец  не в графских дворцах и не в замках знатных вельмож, а в  польской деревне. Сначала это был мужской танец в честь окончания полевых работ, его танцевали, возвращаясь домой,  под музыку   небольшого  оркестра,  состоявшего только из скрипачей.  Позже полонез приобрел характер свадебного, ритуального танца. Со свадеб он, слегка изменившись, перекочевал на другие праздники. Поляки обожали свой "ходзоный" - дословно "ходимый", "вышагиваемый", он же "пеший", он же "генсий" ("гусиный"), "велький" ("большой", "великий"), "окронглый" ("округлый", "плавный"), "вольный" ("медленный"), "хмелевый" (танец с хмелем). Полонез танцевался  не только с хмелем, но и с пивными кружками, со свечами и факелами в руках. Можно представить, как это было красиво!

Возникший в 15 века, как народный польский танец, полонез в начале 16 "отправился" на "вечеринки" польской шляхты.

[526x700]

 Arcyserwis. Polonez. Jego ruchy. Jeszcze o Scyzoryku.

А в конце этого века, проник в замки магнатов, став пышным дворцовым танцем. Здесь он и приобрел  свой легендарный неповторимый блеск.

[517x700]

 Войцех Коссак. Полоненз из оперы "Пан Тадеуш" 1928 г 

Не надолго заглянувший в Польшу в качестве короля Генрих Валуа (будущий король Франции Генрих Третий) придал танцу королевский размах. В полонезе придворные представлялись монарху.

С легкой руки, а точнее с легкой ноги, Генриха Валуа полонез начал свое триумфальное шествие по Западной Европе. Там собственно он и получил свое теперешнее название  - полонез - "польский" в переводе с французского.

[473x616]

Генрих Валуа, портрет работы неизвестного художника.

Самый ранний польский источник – коллекция рукописей Джозефа Сычра (с 62 полонезами) 1772 года.

  [700x543]

Korneli Szlegel: „Polonez pod gołym niebem 

Полонез танцуется на 3/4,  базовые шаги состоят из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа. При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги.

[700x502]

 К.Коровин Полонез.

Пары двигаются по определенным геометрическим фигурам: променад - движение основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой; колонна - дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга, все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну; поперечина, фонтан, веер, расхождение, звездочки, гирлянды, линии, соло для дам, коридор.

Но главное, в танце даже не знание замысловатых геометрических фигур, главное  - осанка, благородная, аффектированно- горделивая. Такую осанку нельзя выработать, ее может обеспечить, только присутствие в характере танцующего легендарного польского "гонора". В этом случае плечи сами собой разворачиваюся, голова откидывается назад, а взгляд устремляется к искрящейся разноцветными огоньками хрустальной люстре.

"Никогда не носившим этой блестящей и пышной одежды (старинной польской) трудно было бы усвоить манеру держатьсебя, медленно склоняться, вдруг выпрямляться, усвоить все тонкости немой пантомимы, обычной у их предков, пока они во время полонеза проходили вереницей, как на военном параде, не оставляя никогда праздными руки, то покручивая ими свои длинные усы, то играя эфесом сабли. Усы и сабля были неотъемлемой частью их убора, предметом гордости для всех без различия возрастов, будь усы белокуры или седы, а сабля девственно чиста и богата возможностями или зазубрена и покрыта кровью в битвах. Нередко рубины, гиацинты, сапфиры сверкали на оружии, подвешенном к поясу из кашемира, шелка, расшитого золотом или серебром; пояс, замыкавшийся пряжкой с изображением богородицы, короля или национального герба, делал более статной фигуру почти всегда несколько склонную к излишней полноте: часто ус прикрывал, не пряча от глаз, шрам, вызывавший эффект более сильный, чем все редчайшие драгоценные каменья. Великолепные ткани, драгоценности, яркие цвета были распространены среди мужчин не меньше, чем среди женщин; драгоценными каменьями, как и в венгерском костюме, украшались пуговицы кунтуша и жупана, застежки, кольца, султаны шапок ярких цветов, преимущественно амарантового, служившего фоном польскому белому орлу, или синего, служившего фоном литовскому витязю (роgon). Снимать во время полонеза, держать в руках, перекладывать из одной руки в другую шапку со сверкающими в складках бархата алмазами, оживленно ивыразительно жестикулируя, – было особым искусством, которым прежде всего должен был отличаться кавалер первой пары, примеру которого, как возглавлявшего шествие, следовали остальные. " (Ф.Лист)

Но грянул полонез, и Подкоморий вышел,

Закинул рукова кунтуша он повыше,

Подкручивает ус, как волокита старый,

И просит Зосеньку идти с ним первой парой.

Другие строятся в ряды за ними вскоре.

Знак подан начинать,  - ведет их Подкоморий.

 

Алеют сапоги на мураве душистой,

И сабля светится, и пояс золотистый.

Идет он медленно, с ленивым выраженьем,

Но угадать легко по всем его движеньям

И чувства и мечты искусного танцора:

Вот перед Зосей встал и ищет взора,

Склоняет голову, шепнуть желая что-то;

Она и не глядит, стоит вполоборота,

Конфедератку сняв, он замер в ожиданье,

Хоть глянула она, но все хранит молчанье;

Он замедляет шаг и не отводит взгляда,

Она смеется  - вот поклоннику награда.

Своим соперникам грозится он украдкой,

Играя на ходу лихой конфедераткой,

Надвинет на глаза и передвинет вправо,

Надвинет набекрень, закрутит ус лукаво.

Идет - соперники спешат за ним толпою,

Он рад бы ускользнуть - уйти любой тропою;

Подымет руку вдруг и так замрет мгновенно,

"Прошу вас проходить", - попросит всех степенно,

Порою в сторону захочет уклониться,

Чтоб мимо пронеслась цветная вереница, -

Однако тщетно все, вновь настигают пары,

И вьются вкруг него, и недоволен старый;

За рукоять меча берется Подкоморий,

Соперникам своим он предвещает горе,

Идет навстречу им с надменным выраженьем:

Все расступаются перед его движеньем.

Но долго ль заново построиться танцорам?

Все кинулись за ним, все восклицают хором:

"Взгляните! Может быть последний он в повете,

Кто польский так ведет! Другого нет на свете!"

Беспечно пары шли, кружились друг за другом,

Развертывались, вновь закручивались кругом;

Как бесконечный змей меняет переливы,

Менялась радуга костюмов их красивых:

Мужские, дамские, блестевшие богато,

Сверкали чешуей под золотом заката.

И оттеняла их трава зеленым глянцем.

Гремела музыка, "виват" летел за танцем"

                                   А.Мицкевич. "Пан Тадеуш"

 

В среде польской шляхты полонез приобрел воинственные черты рыцарского танца, выдвинув на первый план кавалера. "Он абсолютно лишен быстрых движений, подлинных pas в хореографическом смысле слова, трудных и единообразных поз; он создан скорее в целях дать образ кичливости, чем обольщения, он имел своим назначением (характерное исключение!) отметить мужчину, выставить напоказ его красоту, его щегольской вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку... Даже само название танца по-польски – мужского рода (Polski – польский). Только по очевидному недоразумению переводят его словом женского рода (Polonaise)".  (Ф.Лист). Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии "Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского". 

  [450x600]

Фредерик Шопен.

Полонез стал танцем -  воспоминанием для поляков, танцем - памятью о прошлом родины. "В некоторых полонезах Шопена слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека. По временам чудится, что проходят мимо блестящие группы, наподобие тех, что рисовал Паоло Веронезе. Воображение одевает их в роскошные костюмы прошлых столетий: тяжелая золотая парча, венецианский бархат, атлас, затканный цветами, мягкие бархатистые соболя, рукава, свободно отброшенные на плечо, сабли с золотой насечкой, блестящие драгоценности, инкрустированная арабесками бирюза, кроваво-красная или золотистая обувь, строгие нагрудники, фламандские кружева, корсажи, вышитые жемчугом, шуршащие шлейфы, развевающиеся перья, головные уборы, сверкающие рубинами или изумрудами, башмачки, вышитые янтарем, перчатки, благоухающие ароматами сераля! Эти группы выделяются на бесцветном фоне минувших времен,среди роскошных персидских ковров, мебели, украшенной смирнским перламутром, ювелирных изделий филигранной константинопольской работы, среди всей этой расточительной пышности магнатов, черпавших из искусно изваянных фонтанов позолоченными кубками токайское вино, слабо подковывавших серебряными подковами своих арабских скакунов перед вступлением в чужие города; подковы эти. оброненные по дороге, должны были свидетельствовать изумленному населению о княжеской их щедрости...

[700x309]

 

Т.Квятковский. Полонез Шопена. Бал в Отеле Ламбер в Париже в 1849 году.

Гений Вебера внезапно вернул полонезу его мощь и блеск. Он создал из полонеза дифирамб, вкотором вновь обрелась вся былая пышность, получившая дальнейшее ослепительное развитие. Чтобы отразить прошлое в форме, смысл которой так существенно изменился, Вебер применил все средства своего искусства. Не стремясь вовсе воспроизвести старинную музыку, он воссоздал в музыке всю старинную Польшу. Он стал акцентировать ритм, стал пользоваться мелодией как бы для повествования, расцветил ее обильными модуляциями, которые не только допускались, но и властно требовались самим содержанием. Он наполнил полонез жизнью, жаром, страстью, не лишая его присущих ему черт – горделивого, церемонного достоинства, величия, – одновременно врожденного и выработанного. Каденции подчеркиваются аккордами, в которых как бы слышится звон обнажаемых сабель. В глухом говоре звуков, вместо перешептывания влюбленных, слышатся низкие ноты, полные и глубокие, как будто принадлежащие голосам, привыкшим командовать, – а им отвечает отдаленное ржание горячих арабских скакунов благородного, изящного сложения, нетерпеливо бьющих копытами землю, озирающихся кроткими, умными, полными огня глазами, носящих с такой грацией свои длинные чепраки, расшитые но обычаю польских магнатов бирюзой и рубинам." (Ф. Лист)

  [300x400]

Карл Мария фон Вебер.

Полонезы Огинского  - скорее плачи, горестно - прекрасные, воинственно - трагические, безднадежно - грустные...  Наверное, поэтому он называл свои пьесы"Полонезами не для танца". Его перу принадлежит и самый знаменитый полонез. Ля минор, "Прощание с родиной", больше известный по имени автора - полонез Огинского.

[488x700]

Ф. - К. Фабр. Портрет М.К.Огинского.

Постепенно полонез "перерастает" рамки своей чисто танцевальной природы, становясь полноправным "участником" опер и классических балетов, многие композиторы, от Баха и Моцарта до Скрябина и Лядова, использовали форму полонеза для своих инструментальных сочинений. 

 Тем удивительнее, что полонез до сих пор жив и как "действующий" большой бальный танец. Звучат торжественно - размеренные звуки, и в бальной зале выстраивается сверкающая красотой дам и рыцарственным достоинством мужчин шеренга...

[600x400]

 Фото с сайта:

http://www.24open.ru/Margo3515191/blog/2060231/?sort=asc&searchnext=2  

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 







 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

/spanwbr /
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | SPBmaks - Дневник SPBmaks | Лента друзей SPBmaks / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»