«Призванная прощать».
Императрица Мария Александровна.
«Какая тайна в судьбе человеческой,
тайна неиспользованных способностей!»
Анна Тютчева
Императрица Мария Александровна,Франц Ксавер Винтерхальтер
Жизнь русской императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II, представлялась современникам подвигом самоотречения.
Вынужденная быть в течение многих лет свидетельницей измены своего мужа, она была обречена на страдание и ежедневное унижение. Роман Александра Николаевича с княжной Екатериной Долгорукой, начавшись в 1867 году, продолжался до самой смерти императрицы.
Екатерина Михайловна Долгорукова
Сразу после ее похорон в 1880 году, менее чем через 2 месяца. Александр обвенчался с Долгорукой, вступил с ней в морганатический брак, она стала княгиней Юрьевской.
Роман происходил на галазах у всех. Близкие к царской семье люди говорили, что императрица обо всем узнала от самого Государя. «Кто может знать, – писала фрейлина Толстая, – что было сказано между ними и какому чувству она повиновалась, проявляя тепрпение и снисходительность?» Никто никогда не слышал от нее ни слова упрека, ее «героическое молчание» длилось 15 лет.
Император Александр II и императрица Мария Александровна,1866 г
Вероятнее всего, считали близкие, это происходило оттого, что она не хотела унижать мужа в глазах своей семьи и Государя в глазах подданных. «Призванная прощать изо дня в день в течение многих лет, – писала Толстая, – Мария Александровна ни разу не проронила ни жалобы, ни обвинения. Она прошла свой путь как бы в безмолвии». Печать безмолвия, затаенного страдания, аскетизма лежала и на внешнем облике императрицы.
Фирс Сергеевич Журавлёв (1836-1901) Портрет императрицы Марии Александровны
В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге хранится портрет Марии Александровны работы художника Ф.С.Журавлева. Она изображена в черном платье с белым воротничком, в черной накидке на голове, и если бы не драгоценный камень в золотой оправе, украшающий платье, и крупный розовый цветок на головном уборе, оживляющий облик императрицы, то можно было бы подумать, что перед нами портрет монашки. «Ее хорошо можно было себе представить под монашеским покрывалом, коленопреклоненной под сенью высоких готических сводов. В своем окружении матери, жены, государыни она казалась как бы чужой и не освоившейся» - отмечала Анна Тютчева, бывшая в течение 13 лет фрейлиной Марии Александровны.
Анна Фёдоровна Тютчева
Но вернемся к Марии Александровне. Это ощущение себя «чужой и не освоившейся» было присуще ей на протяжении всей жизни. Возможно, это было вызвано ранним сиротством немецкой принцессы.
Princess Wilhelmine of Baden (1788-1836)
Мать принцессы Вильгельмина Луиза Баденская оставила мир, когда ей шел 13-й год от рождения и она, вместе с державным братом своим принцем Александром (1823 – 1880 гг.), несколько лет воспитывалась гувернанткой, живя в загородном замке Югенгейм близ Дармштадта.
Августейшая мать принцессы ко времени рождения ее давно не жила с державным супругом. У каждого была своя любовь, и по разговорам, принцесса рождена была от барона де Гранси, швейцарца французского происхождения, бывшего шталмейстером Великого герцога.
Лю́двиг II Ге́ссен-Дармшта́дтский и Прире́йнский
Муж Вильгельмины, великий герцог Людвиг II Гессенский, чтобы избежать скандала и благодаря вмешательству брата и сестёр Вильгельмины (Великого Герцога Баденского, Императрицы России Елизаветы Алексеевны, Королев Баварии, Швеции и Герцогини Брауншвейгской), официально признал Марию и её брата Александра своими детьми (двое других внебрачных детей умерли в младенчестве). Несмотря на признание, они продолжали жить отдельно в Хайлигенберге, в то время как Людвиг II — в Дармштадте..
Когда Марии исполнилось 15 лет, произошел крутой перелом в ее судьбе – в жизнь молоденькой принцессы вошел русский принц.
Вообще, начало «взрослой» жизни Марии напоминает сюжет волшебной сказки. Из немецкого захолустья она, как по мановению волшебной палочки, была перенесена в роскошный и пышный дворец, и чудесным образом превратилась из провинциальной германской принцессы в жену наследника трона огромной империи, а затем и русскую императрицу.
Большой каскад и Большой дворец в Петергофе. В.С.Садовников. 1845
Парадный фасад Екатерининского дворца. Василий Садовников, 1850. Акварель
Произошло это следующим образом. В 1840 году старший сын Николая I, 22-летний великий князь Александр Николаевич, совершал путешествие по Европе (в сопровождении своего наставника, поэта Василия Андреевича Жуковского, и еще нескольких приближенных) с целью выбора невесты.
Великий князь Александр Николаевич
Он наносил визиты различным германским дворам, где, в соответствии с заранее составленным списком, ему представляли немецких принцесс, которые могли претендовать на роль невесты наследника русского престола. Гессен-Дармштадтская принцесса Вильгельмина-Мария в список включена не была по молодости лет.
Когда великий князь прибыл в Штутгардт, он почувствовал, что очень утомился, и намерен был покинуть Германию, чтобы направиться в Голландию и Англию. Но его уговорили заехать на один день в Дармштадт, где уже все было готово к встрече с ним и где ему хотели представить Вильгельмину-Марию.
Darmstadt, Ansicht vom Riedeselberg aus (Südwesten)
В Дармштадте Александра Николаевича приветствовал Великий герцог с сыновьями, они пригласили его в тот же вечер в оперный театр - на сцене шла «Весталка».
Blick auf den Paradeplatz vor dem Hofoperntheater
В глубине театральной ложи великий князь увидел молодую принцессу, почти ребенка, и был так тронут ее «скромной прелестью», что, вернувшись домой, тотчас же объявил Жуковскому, что его выбор сделан, что он нашел жену, которая ему нужна, и что дальше он никуда не поедет.Судьба Марии была решена.
Может быть, на столь скорое решение великого князя повлиял романтический сюжет «Весталки». Главная героиня оперного спектакля Юлия дала обет умирающему отцу стать весталкой – жрицей богини домашнего очага и огня Весты, которой запрещено замужество. Возлюбленный Юлии, римский полководец Лициний, вернувшись после победы над галлами, проник в храм, где Юлия охраняла священный огонь. Увидев любимого, Юлия забыла об огне, и он погас. За нарушение обета возлюбленным грозила смерть. Но совершилось чудо – удар молнии зажег огонь в алтаре - богиня Веста простила молодых. Заканчивался спектакль торжественным бракосочетанием.
A Vestal Virgin with a fuming incense burner ,Виллем Doudijns
Может быть, сюжет этой оперы показался великому князю символическим - он увидел в принцессе Марии воплощенную весталку, такую же чистую и непорочную, как Юлия. Судьба Марии решалась на фоне и, возможно, под воздействием этого спектакля, в котором торжествует любовь. Заметим, однако, что один из вариантов судьбы Юлии был уход от светской жизни и посвящение себя храму. Размышляя о нашей героине, осмелимся предположить, что это и было ее истинным предназначением. Но жизнь распорядилась иначе.
Im Tempel der Vesta
В 1841 году Вильгельмина-Мария приехала в Петербург, приняла православие и получила имя Марии Александровны. Ее свадьба с наследником престола состоялась 14 апреля того же года, ей еще не было 17 лет, ее жених был на 6 лет старше.
Григорий Николаевич Скамон Maria Alexandrovna (Marie of Hesse). 1891 г. с гравюры сделанной Ryall в 1841 г.
Неизвестный художник Portrait of Princess Marie of Hesse and the Rhine, future Empress of Russia.
Венчальный туалет цесаревны был роскошен - белый сарафан, вышитый серебром и разукрашенный бриллиантами, красная лента через плечо, пунцовая бархатная мантия, обшитая горностаем, бриллиантовая диадема на голове, серьги, ожерелье, браслеты – тоже бриллиантовые.
Свадебный рубль на бракосочетание наследника Александра Николаевича 1841 СПб серебро
Но императрица Александра Федоровна (жена Николая I ) посчитала, что «невинное и чистое чело» молодой принцессы должны украшать не алмазы, а цветок померанца. Императрица сама воткнула несколько веток живых померанцевых цветов между бриллиантами в корону, а маленькую ветку приколола на груди. «Бледный цветок не был заметен среди регалий и драгоценных алмазов, - вспоминала очевидица. - но символический блеск его умилял многих».
Мария Александровна, российская императрица.
Maria Alexandrowna
После свершения обряда бракосочетания был парадный обед, потом бал, после чего государь и государыня в сопровождении свиты проводили новобрачных на их половину. Жизнь цесаревны превращалась в сплошной праздник, не прекращавшийся ни на минуту. Необходимые выезды на балы, концерты и спектакли, постоянные визиты, аудиенции, представления новых лиц, поздравления царских особ – все это составляло обязательный придворный этикет, который требовалось соблюдать неукоснительно.
В.С. Садовников. 1850-е гг.
Троицкий собор. В. С. Садовников. 1850.
Зрительный зал и сцена Большого театра. В. С. Садовников,
Торжественное принесение присяги ,Тимм
Но он тяготил ее, был глубоко чужд ее натуре, робкой, пассивной и нерешительной. «Сколько людей призвано с трудом выполнять дело, к которому они совершенно неспособны» – замечает Анна Тютчева. Она считала, что место Марии Александровны, отличавшейся искренней и глубокой религиозностью, было в монастыре, что именно там, в атмосфере продолжительных церковных служб, изнурительных постов и бдений, эта чистая душа испытала бы счастье. «Душа ее была из тех, которые принадлежат монастырю», - писала проницательная Анна Тютчева.
Christina Robertson Portrait of Grand Duchess Maria Alexandrovna.
Мария Александровна рассказывала Тютчевой, что, попав к русскому двору, самому роскошному, самому пышному в Европе, она была не столько ослеплена, сколько испугана. «Она мне говорила, - вспоминала Тютчева - что много раз после долгих усилий преодолеть застенчивость и смущение, она ночью в уединении своей спальни предавалась слезам и долго сдерживаемым рыданиям. Затем, чтобы устранить следы своих слез, она открывала форточку и выставляла свои покрасневшие глаза на холодный воздух зимней ночи. Вследствие такой неосторожности у нее на лице появилась сыпь, от которой чуть не навсегда пострадала изумительная белизна ее цвета лица».
Christina Robertson Portrait of Grand Duchess Maria Alexandrovna.
Тютчева впервы увидела великую княгиню, а потом и императрицу, когда ей было 28 лет. Это был 1853 год. У нее уже было пятеро детей. Но она все еще выглядела очень молодой. Высокого роста, стройная и хрупкая, она всегда казалась младше своего возраста лет на десять. Анне Тютчевой Мария Александровна напоминала своей одухотворенностью, изяществом и грацией мадонн Альбрехта Дюрера.
Мария Александровна ,Петр Эрнст Rockstuhl
Ее кроткий нрав, постоянная доброжелательность и ровное настроение в сочетании с изящным и слегка насмешливым умом «таили в себе тысячу чар». В то время, о котором идет речь, великая княгиня была счастлива: счастливая жена, счастливая мать, счастливая невестка, обожаемая своим свекром Николаем I. В 1856 году судьба вознесла ее на самую высокую ступень – она стала императрицей.
Венчание на царствие Александра II и Марии Александровны. 26 августа 1866 года. Возложение венца на императрицу.
Anointing of Alexander II. / Myronsalbung Alexanders ,В.Ф.Тимм
коронации императрицы, М.Зичи
Коронация-портреты царя и царицы
Посвящение в казаки, почтение казаков 1856г.
Вообще жизнь Марии Александровны как бы распадается на две части: до 1865 года и после. Первые почти 25 лет после замужества она жила в окружении любящих ее людей и сама была нежно привязана к мужу и детям.
Кабинет императора Александра II
Она добросовестно исполняла свои обязанности, которые налагал на нее высокий сан. Эти обязанности не доставляли ей удовольствия, напротив, они требовали от нее постоянного напряжения. И все-таки «она знала тогда только радости и величие своего положения, но не вкусила еще ни горечи его, ни тяготы», - писала Тютчева.
Выступление в Большом театре , М. Зичи
Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом.
Михай Зичи.
Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II
Мария Александровна
Мария Александровна
Peter Ernst Rockstuhl Portrait of Grand Duchess Maria Alexandrovna. 1859 г
«Горечи и тяготы» в жизни Марии Александровны начались в 1865 году со смерти старшего сына. 22-хлетний Николай Александрович, наследник престола, скончался от тяжелейшей болезни – туберкулезного менингита, которую просмотрели и врачи, и родители.
Портрет великого князя Николая Александровича., С.К.Зарянко
В следующем, 1866 году, было совершено первое покушение на Александра II в Петербурге. Через год – второе, в Париже, куда царь поехал, чтобы посетить промышленную выставку. Толстая считала, что это был лишь внешний повод, истинной целью поездки было свидание с Долгорукой, находившейся тогда в Париже. 1867 год был началом их романа.
Покушение на жизнь Его Императорского Величества Государя Императора Александра II 4 апреля 1866 года.
Покушение Соловьёва на императора Александра II 2 апреля 1879 года
«Странное дело! – восклицает Толстая. - Преступная связь императора, казалось, открыла эпоху покушений на его жизнь». Известия о покушениях ввергали Марию Александровну в состояние смятения и ужаса, «преступная связь» мужа вызывала страдания и тоску. Так прошли последние 15 лет ее жизни, омраченные болезнями, страхом за близких, повседневным унижением.
Мария Александровна
Император Александр II и императрица Мария Александровна, С.Л.Левицкий
За несколько лет до смерти Марии Александровны был написан ее портрет из собрания Эрмитажа, уже упоминавшийся нами. Автор его – художник-передвижник Фирс Сергеевич Журавлев, работы которого выставлялись не только в России, но и в Париже, и в Филадельфии. Очевидно, что на него, как когда-то на Тютчеву, подействовали «тысяча чар» императрицы. На портрете она – все еще моложава, хотя ей уже около 50-ти, но, как и прежде, ей можно дать лет на десять меньше. У нее по-прежнему нежный цвет лица, гладко убранные «чудные волосы» подчеркивают идеальный овал лица, большие голубые, чуть навыкате глаза, едва заметная, ироническая улыбка, - во всем ее облике тихая прелесть и обаяние.
Портрет императрицы Марии Александровны, Конец 1850 - начало 1860-х гг. Неизвестный фотограф
Алоиз Рокштуль Портрет императрицы Марии Александровны.
Трудно представить себе в этой сдержанной, погруженной в свой внутренний мир, как бы отрешенной от внешнего мира, женщине хозяйку роскошных апартаментов. А между тем именно для нее лучшие русские и европейские мастера создали в Зимнем дворце прекрасные интерьеры - Золотая и Малиновая гостиные, Зеленая столовая, Будуар и Синяя спальня – это одни из самых знамениты залов дворца, привлекающие сейчас толпы туристов. Они замечательны еще и тем, что это единственные помещения в бывшей жилой части дворца, дошедшие до нас в неизменном виде со второй половины XIX века. Их назвали «историческими комнатами» и сохраняли в память об их хозяйке.
Будуар императрицы Марии Александровны,Э.П.Гау
Золотая гостиная
Но роскошь оставляла Марию Александровну равнодушной. Она имела огромное количество драгоценностей, но надевала их редко.
Золотые и серебряные вещи она превращала в деньги и отдавала их на благотворительные цели. Она отказывалась от дорогих подарков, а принимала от государя только деньгами, которые также предназначались нуждающимся. Она покровительствовала многим организациям, в том числе, Красному Кресту. По ее инициативе были созданы гимназии в разных городах страны. Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) Мария Александровна отказалась шить себе новые платься, а сбереженные деньги тратила на помощь вдовам и сиротам, раненым и больным. Чужое горе не могло оставлять ее равнодушной – она сама слишком хорошо знала, что значит страдание и боль.
Императора Мария Александровна благословляет сестер милосердия отправляющихся на войну в 1877 году.
Русско-турецкая война. 1877-1878. Отправление первого санитарного поезда, К. Вейерман по рисунку С. Шамота, 1877
Сама Мария Александровна, всю жизнь отличавшаяся хрупким здоровьем, последние годы сильно болела, лечилась в Германии и Франции, жила в уединении, не принимая участие в жизни двора. Она умерла в Петербурге 22 мая 1880 года, ночью, одна. Никто не мог точно указать минуту ее смерти. Когда-то она говорила: «Не люблю этих пикников возле смертного одра». Желание ее было исполнено. «Эта тихая одинокая смерть, - писала Толстая, - стала гармоничным и возвышенным заключительным аккордом жизни, такой чуждой шуму и земной славе».
Портрет императрицы Марии Александровны
В Бозе почившая императрица Мария Александровна 22 мая 1880 года.22 мая (8 июня) 1880
Спустя год после ее смерти скончался ее муж – 7-е покушение на Александра II на набережной Екатерининского канала в Петербурге 1 марта 1881 года было, наконец, «удачным». Княгиня Юрьевская умерла в 1922 году, пережив императорскую чету более чем на 40 лет. Но нас в этом классическом треугольнике интересует один персонаж – два других постоянно привлекали внимание литераторов и кинематографистов. Мария Александровна же всегда оставалась в тени. Нам показалось интересным обратиться к образу этой женщины, безмолвно страдающей, несущей в мир добро и тихое очарование
Памятник Марии Александровне
Поэт, Ф. И. Тютчев, посвятил великой княгине пусть и не самые лучшие, но возвышенные и искренние строки:
Кто б ни был ты, но встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный
Мария Александровна родила Александру II - 8 детей:
Александра Александровна(1842—1849)
Александра была их первым ребёнком. Скоропостижно скончалась в возрасте почти 7 лет. После её смерти никто в императорской фамилии не называл дочерей Александрой, так как все княжны с таким именем скоропостижно умирали, не дожив до 20 лет.
Александра с маленьким Николаем.
Мария Александровна (1853—1920)
Николай Александрович (1843—1865) и Алексей Александрович (1850—1908)
Сергей Александрович (1857—1905) и Павел Александрович (1860-1919)
Будущий император Александр Александрович (1845—1894) и Владимир Александрович (1847&a
http://commons.wikimedia.org/wiki
http://tronrus2009.narod.ru/ocherk06.html
http://vk.com/album-9313481_112377708
http://nilsky-nikolay.livejournal.com/474691.html