Кто же такая “баронесса с кистью” и как польская бунтарка покорила Париж, Америку и сердце барона? Тамара Лемпицка — одна из самых ярких и независимых художниц XX века. Ее искусство, жизнь и легенды о ней полны скандалов и красоты в стиле ар-деко. В этой статье вы узнаете невероятную биографию женщины, ставшей иконой эпохи — от Санкт-Петербурга до мексиканского вулкана.
Портрет маркиза Сомми. 1925
Тамара Лемпицка, при рождении — Мария Борисовна Гурвич-Гурская. Родилась 16 мая 1898 года в Варшаве. Польская художница, в свое время невероятно популярная во Франции и Соединенных Штатах. Всемирную известность она приобрела благодаря необычным портретам представителей высшего общества, выполненным в стиле ар-деко, а также стилизованным изображениям обнажённой натуры.
Будущая художница появилась на свет в Варшаве. Интерес к живописи у Марии возник в 10ти летнем возрасте. Ее мать заказала местному художнику портрет дочери. Марии настолько не понравился результат, что она решила сама попробовать себя в качестве художника. Нарисовав портрет сестры, таким образом на свет появилась ее первая работа.
Прекрасная Рафаэлла. 1927
В 1911 году родители отправили Марию учиться в закрытую школу в Лозанне, но ей быстро надоело и она прикинувшись больной, вернулась домой. После развода родителей в 1912 году, Мария решает уехать в Санкт-Петербурге пожить у тёти и там, в 1915 году, знакомится со своим будущим мужем Тадеушем Лемпицким, польским юристом. Они поженились в 1916 году, а вскоре родилась их дочь Мария Кристина.
Семейная идиллия продлилась недолго, после Октябрьской революции в 1917 году Тадеуш оказался в тюрьме. Мария с трудом отыскала его, и при участии шведского консула добилась его освобождения. Семья уехала в Копенгаген, затем в Лондон, и, наконец, в Париж, где они и решают поселиться. Но вскоре сталкиваются с финансовыми проблемами.
В середине лета. 1928
Мария решает заняться живописью, она меняет имя на более звучное по ее мнению - Тамара. Она училась у Мориса Дени, а затем у Андре Лота, чьё влияние особенно сказалось на ее манере: смесь геометричности позднего кубизма и неоклассицизма. Среди её вдохновителей был также Жан Огюст Доминик Энгр. Сначала она писала натюрморты и портреты дочери, продавая их через галерею Колетт Вейль. Так начался ее путь в парижский арт-бомонд.
Успех пришёл в 1925 году на Международной выставке декоративного и промышленного искусства — именно та экспозиция дала имя стилю ар-деко. Её работы заметили модные издания, такие как Harper’s Bazaar, а вскоре состоялась и первая персональная выставка в Милане. За шесть месяцев Лемпицка создала 28 новых картин. В Италии она завела роман с маркизом Сомми Пиченарди и пыталась завоевать внимание знаменитого Габриеле д’Аннунцио, но безуспешно, он был больше заинтересован в ней как в женщине, и не видел в ней творческую личность.
Портрет миссис Букар. 1931
В 1928 году Тамара развелась с Тадеушем и решает начать новый этап в жизни. Она встретила Рауля Куффнера, австро-венгерского барона, коллекционера, заказавшего у неё портрет своей любовницы, танцовщицы Наны де Эрреры. Картина получилась не слишком лестной, зато между художницей и бароном завязался роман. Вскоре она заняла место прежней фаворитки.
В 1929 году Лемпицка написала одину из своих самых знаменитых картин “Автопортрет в зелёном „Бугатти“”, где изобразила себя за рулем гоночного автомобиля, в кожаном шлеме и с загадочным взглядом. Этот образ мгновенно стал символом женской независимости и гламура. Забавно, что на самом деле она ездила не на Bugatti, а на скромном жёлтом Renault, который однажды даже угнали, пока она проводила время в компании друзей, в кафе на Монпарнасе.
Портрет Нанад Эррера. 1928
После смерти жены барона в 1933 году Тамара вышла за него замуж в 1934 году. Увидев растущую угрозу со стороны нацистов, она убедила мужа распродать собственность в Венгрии и перевести активы в Швейцарию. А когда в 1939 году началась война, пара решает уехать в США.
В Америке Лемпицка продолжала писать, участвуя в выставках, но публика встретила ее работы с прохладцей. В 1961 году Рауль умер от инфаркта на борту лайнера, направлявшегося в Нью-Йорк. Вдовствующая баронесса продала часть своего имущества и отправилась в путешествия вокруг света.
Портрет Марджори Ферри. 1932
В 1963 году она переехала в Хьюстон, чтобы быть ближе к дочери Марии Кристине Кизетте. Карьера профессиональной художницы на этом завершилась. Лемпицка лишь перерисовывала свои старые работы. Например, она дважды переписывала свой знаменитый автопортрет, создавая “Автопортрет II” и “Автопортрет III” в 1970-х годах. Одна из версий была продана, а другая до конца жизни висела у нее дома. Её последняя работа — четвёртая версия картины “Святой Антоний”.
Мексиканка. 1948
В 1974 году она перебралась в Мексику, в Куэрнаваку. После смерти мужа в 1979 году туда же переехала и Кизетта, чтобы ухаживать за Тамарой. В марте 1980 года Лемпицка скончалась во сне. Согласно её последней воле, прах художницы был развеян над кратером мексиканского вулкана Попокатепетль, довольно эффектно, как и вся её жизнь. источник