Его называли “мастером женской фигуры”, а королевские особы позировали ему без стеснения. Французский художник Гюстав Брисган покорил салоны Парижа, двор Великобритании и арт-галереи по всему миру. В этой статье вы узнаете о жизни и творчестве мастера, чьи чувственные пастели и портреты звезд навсегда остались в истории.
Гюстав Жозеф Мари Брисган родился 29 ноября 1867 года в 17-м округе Парижа. Его отец был служащим парижской кабины или по просту говоря ямщиком, а мать родом из Верхней Савойи. С ранних лет Гюстав тянулся к искусству и в итоге стал известным французским художником, специализировавшимся в основном на портретах женщин и ню. Он любил работать как с красками, так и с пастелью.
Путь в искусство Брисган начал с обучения у Огюста Аллонже, а затем продолжил под руководством таких мастеров, как Тони Робер-Флери и Жюль Жозеф Лефевр, ученик самого Энгра. Уже с 1893 года он начал регулярно участвовать в выставках Салона французских художников, где представлял свои работы вплоть до 1936 года.
Портрет молодой женщины
Хотя на раннем этапе карьеры художник в основном писал пейзажи. Однако позже его увлекли более чувственные образы. Под влиянием поэзии Ламартина, Гюго и Самна, он начал создавать выразительные пастели с названиями вроде “Экстаз”, “Саломея”, “Искушение” и многие другие работы. Когда Брисган приехал в США, журналисты быстро дали ему прозвище - “мастер женской фигуры”. Сам художник с юмором вспоминал об этом в интервью, подчеркивая, что относится к таким ярлыкам весьма иронично.
Обнаженная актриса лежит.
Около 1910 года он получил приглашение ко двору Великобритании, где создал портрет королевы Марии. За свою долгую карьеру Брисгану посчастливилось написать портреты многих знаменитостей - поэта Катюля Мендеса, актрисы Режины, певицы Полер, индийского махараджи Джагатджита Сингха из Капурталы, Сесиль Сорель, актрисы Габи Деслис, Мишеля Жоржа-Мишеля и даже легендарной Марлен Дитрих. Среди его моделей были также Джин Харлоу, Мэг Лемонь, Мюзидор, Жанна Прово и многие другие известные личности своего времени. Художник не ограничивался только портретами - он создавал также и иллюстрации, которые публиковались в таких известных изданиях, как L'Illustration, Le Figaro Art, Fantasio, Le Théâtre и Les Annales politiques et littéraires.
В 1934 году Гюстав Брисган был удостоен звания рыцаря Ордена Почетного легиона - одного из высших отличий во Франции. Личная жизнь у него складывалась не так гладко: в 1901 году он женился на актрисе Джейн Сабриер, но их брак завершился разводом. Позже, в 1926 году, он снова женился - на Кэтрин Фербер, но и этот союз оказался недолговечным.
Его творчество высоко ценилось не только во Франции. В 1911 году прошла его персональная выставка в галерее Arthur Tooth & Sons, в 1918-м - в галерее Georges Petit. В 1922 году он выставлялся в Рио-де-Жанейро, в 1924-м - в Египте, в 1927 и 1936 годах - в галереях Gérard Frères и Рафаэля Жерара в Париже. Кроме того, Брисган принимал участие в общественной жизни: в 1936 году он стал членом жюри конкурса “Мисс Франция”.
О художнике также писали в искусствоведческих альбомах, в том числе в сборнике под названием “Наркотики и картины”, выпущенном Laboratoires Chantereau.
Гюстав Брисган ушел из жизни 4 июля 1944 года в Сен-Манде, в пригороде Парижа. Его имя осталось в истории искусства как символ изящного академизма, мастерства в работе с пастелью и тонкого понимания женской красоты.
Работы Брисгана отличались изысканностью, мягкостью и вниманием к линии, что характерно для французской художественной школы конца XIX - начала XX века. Он стремился передать не столько телесность, сколько чувственность, атмосферу, настроение. Его пастели были одновременно утонченными и дерзкими, они подкупали зрителя своей легкостью и театральной выразительностью.
Если сравнивать его, например, с Эгоном Шиле - знаменитым австрийским художником, тоже работавшим в жанре ню, то различие будет разительным. Шиле рисовал экспрессивно, с надрывом, его женские образы тревожны, порой даже пугающе. Где Брисган оставлял легкий флер эротизма, Шиле шел вглубь - к подсознательному, к психологическому напряжению.
Оба художника работали с женской натурой, но говорили с публикой на совершенно разных языках. Один - галантный собеседник в парижском салоне, другой - провокатор и исповедник из венской богемы.