№1
16-01-2009 14:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге
Английский язык - профессионально
Учебники и сборники упражнений по грамматике английского языка / Зенков Г.С. Сапожникова И. А. "Введение в языкознание"
Для более полного понимания предмета лингвистики необходимо рассмотреть вопрос, связанный с разграничением понятий язык и речь. В нетерминологическом употреблении эти слова часто выступают в качестве синонимов. В языкознании понятия языка и речи впервые получают свое теоретическое определение в «Курсе общей лингвистики» швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, который был одним из первых зачинателей современного этапа в развитии языкознания. Им были названы основные признаки, отличающие рассматриваемые явления. Вот что он пишет: «Изучение речевой деятельности распадается на две части; одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида; это наука чисто психическая; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая фонацию: она психофизична»
[7, с. 57].
Основное противопоставление языка и речи проводится Соссюром по линии социальное - индивидуальное. Социальный характер языка отражается в том, что отдельный человек не в состоянии ни создать язык, ни изменить уже существующий. Язык – достояние всего речевого коллектива. Будучи орудием общения, он может выполнять эту функцию только тогда, когда он находится в относительной статике, то есть не подвергается кардинальным изменениям. Язык отличает системность, то есть организованность его единиц. Единицы языка (слова, морфемы, предложения) составляют инвентарь языка. Кроме единиц, в языке есть правила, закономерности функционирования этих единиц. Как единицы, так и правила функционирования являются общими для всех говорящих на данном языке.
Противопоставление языка и речи по указанным выше признакам не абсолютно. Действительно, если признать, что речь в отличие от языка только индивидуальна, то становится неясным, как осуществляется общение, которое складывается из процесса говорения и процесса понимания. И тот и другой процесс невозможен без участия хотя бы двух индивидумов. Для результативности общения их речь должна основываться прежде всего на общем, а не индивидуальном.
Идивидуальное в речи проявляется в отборе единиц, из которых строится высказывание. Например, из синонимического ряда идти, шагать, вышагивать, ступать, выступать, шествовать, переться, топать при построении высказывания может быть отобрано любое слово: А сама-то величава, выступает будто пава
(А. С. Пушкин).
Индивидуальное проявляется в манере говорения, в склонности человека использовать необычные слова, конструкции. Если согласиться с утверждением, что только язык – системное образование, а речь нет, то непонятно, как речь функционирует в качестве средства общения.
Видимо, разграничение языка и речи не сводится к противопоставлению социального - индивидуального, системного - асистемного, статического - динамического, оно основывается прежде всего на объективно существующем в языке общем и на конкретных случаях использования этого общего в отдельных речевых актах. Отдельные речевые акты и их результаты (произведения) – это единичные явления, которым свойственно общее. Таким образом, между языком и речью усматриваются отношения философских категорий общего и отдельного, абстрактного и конкретного.
Средства общения, взятые вне конкретного высказывания (например, словарь, грамматика) мы называем языком, а эти же средства в высказывании – речью. Язык (общее) реализуется в речи (в частном, единичном). Внешние различия между языком и речью проявляются в линейном характере речи, которая представляет собой последовательность единиц, построенную по правилам языка.
Язык определяется в этом случае как система элементов (языковых единиц) и система правил функционирования этих единиц, общая для всех говорящих на данном языке. А речь – это «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [ См. дополнительную литературу к настоящей главе - №2, с.414].
Еще два момента, важных для характеристики языка и речи. К языковым единицам и правилам не приложимы характеристики оценочного порядка: «красиво» или «некрасиво», «правильно» или «неправильно», «точно» или «неточно»; тогда как о речевых высказываниях так можно сказать.
При функционировании в речи языковые единицы могут приобретать какие-либо особенности, не характерные для всего языка в целом. Это может проявляться в создании новых слов, построенных по правилам языка, но не закрепленных практикой употребления в словаре. Примером могут служить новообразования Маяковского
омолниться, разулыбить, которые не стали достоянием языка, а остались фактами речи Маяковского. Однако слова прозаседавшиеся, серпастый, молоткастый стали явлениями языка. Этот пример показывает, что новое вначале появляется на уровне речи и только затем закрепляется в языке.
Интересную точку зрения на проблему соотношения языка и речи высказал выдающийся языковед Лев Владимирович Щерба. С его взглядами вы можете познакомиться, прочитав статью «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (см. дополнительную литературу к главе).
Выводы
Язык – результат физиологического процесса, происходящего в коре головного мозга человека, а также ряд действий органов речи, однако сущность языка невозможно объяснить, исходя только из биологических процессов. Язык не наследуется, он возникает и существует только в человеческом обществе.
Язык обслуживает общество, это позволяет отнести его к общественным явлениям. Существуют разные теории, объясняющие общественный характер языка. Одной из таких теорий является классовая теория языка.
Общественный характер языка проявляется в диалектном членении языка, в истории формирования литературных языков и других фактах.
Выделяют основные и частные функции языка. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.
Между языком и мышлением существует тесная связь, которая не означает их полной индентичности. Различают два типа мышления. Лишь вербальный тип связан с языком. Категории мышления и единицы языка находятся в сложных отношениях взаимосвязи.
Различие языка и речи важно для предмета лингвистики. Основные признаки, по которым осуществляется противопоставление языка и речи, следующие: социальное – индивидуальное, системное – асистемное, статическое – динамическое, общее – отдельное, нелинейное – линейное.
Основная литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983, глава 1.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 7-21.
Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1967.
Дополнительная литература
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.,1974.- С. 24-39
Лингвистический энциклопедический словарь /
Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.– С.414-415.
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Отв. Ред. Б.А. Серебренников – М., 1970.- С. 376-413, 419-449.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote