• Авторизация


ТАНГО НЕ СПИТ 04-05-2011 01:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

[показать]                                         28 апреля 2011 год
Жаркий танец помогает жителям холодной Москвы полюбить свое тело и раскрыть душу

"Но, ни годам, ни смерти неподвластны, пребудут в танго те, кто прахом стали"// © Reuters 

По весне московская танго-жизнь расцветает. Один за другим идут фестивали, открываются летние площадки, над Екатерининским парком и над Москвой-рекой слышна вечная La Cumparsita. Никто не считал, сколько народу танцует танго в российской столице , однако, похоже, сейчас оно на пике популярности.  Вопрос, почему? Что нам, жителям холодного мегаполиса, до этого старого танца, созданного аргентинскими иммигрантами в конце  ХIХ века?  Что за орешек скрыт в этой позолоченной скорлупе?

Все просто. Танго — это ритуальный сексуальный танец. Он выражает все то, что бывает в отношениях между мужчиной и женщиной, от «просто поболтать» или «останься со мной» до «прости навек». Это богатое содержание в изощренной форме, организованное, как поэма, посредством определенного ритма.

Человечество знает множество практик, способных через тело влиять на психику. Иногда они выглядят как упражнения (например, йога), а иногда — как развлечение.  Таково аргентинское танго. Под его элегантностью, сложностью и вложенной в строгие рамки чувственностью скрыта тонкая работа над телом и над психикой.

То есть вы, конечно, на первый взгляд с удовольствием танцуете себе под колдовскую музыку, но попутно «заземляетесь», правильно дышите, учитесь вступать в контакт с другим человеком и чувствовать малейшие исходящие от него импульсы. Осанка, которая предполагает очень прямую спину, отведенные назад и свободно брошенные плечи, сочетание тонуса и расслабленности, умение быть жестким — и через секунду мягким. Танго, что называется, весьма психотерапевтично. Хотя бы потому, что при такой осанке вы несете себя как царь природы, а не как сирота казанская: в такт изменениям, происходящим в вашем теле, меняется и душа. 

 

Танец гастарбайтеров

Никто не знает точно, как появилось аргентинское танго и каким оно было изначально. Пишут, что родилось оно в портовом районе Буэнос-Айреса в конце позапрошлого века. Что танцевали его простые люди после рабочего дня. Что школ танго тогда не было, учились прямо на танцполе.

В то время Буэнос-Айрес был наводнен иммигрантами: испанцами, итальянцами, африканцами. Говорили в портовом районе на смеси языков, а потому и сейчас в текстах старых классических танго можно найти не только испанские, но и французские или итальянские слова, а в мелодиях уловить — да чего только не уловишь, даже нашу «Темно-вишневую шаль» или полублатные одесские песенки.

Потом аргентинское танго разлетелось по всему миру. В Европе, было дело, его запрещали за непристойность, что только добавило ему популярности.

Аргентинское танго (не будем путать его с бальным — это два разных танца) переживало разные времена, было то в моде, то не в моде. Однако в Буэнос-Айресе всегда оставались и те, кто танцевал его, и те, кто писал для него слова и музыку. Самое известное широкой публике имя — Астор Пьяццолла с его «Либертанго», но сколько маленьких шедевров гуляет по свету, а авторов их помнят только заядлые тангоманы.

Лет десять назад аргентинское танго дошло до Москвы. Появились школы, в Москву стали наезжать с уроками аргентинцы, наши люди надели правильные туфли, сделанные специально для танго, и стали ходить на милонги (танцевальные вечера или, точнее, ночи: начинаются они часов в девять и тянутся «до трех последних пар»).

И вдруг выяснилось, что танго — это не только вечеринка с танцами, а образ жизни, телесно-ориентированная психотерапия, годы труда, часы удовольствия, неплохая физическая нагрузка — и очень много нюансов отношений между мужчиной и женщиной.


Заземляемся, сближаемся, расслабляемся

О танго говорят разные удивительные вещи: что оно лучше секса; что оно разбивает пары;  «подтягивает» расслабленных и расслабляет зажатых, — разве что усопших не воскрешает.

С вопросом, что тут правда, а что миф, мы обратились к танцетерапевту Александре Вильвовской.

—Танго действительно может быть лучше секса, — говорит Виль­вовская. — Оно создает очень сильный эмоциональный резонанс. Есть танцы (сальса, например),  которые больше «про секс», чем танго. Танго — это скорее чувственность, эмоции, высокая степень интимности, контакт с другим человеком. Он, этот контакт, может быть дружеским, человеческим или может быть окрашен сексуально. И это внимание другого человека, направленное только на тебя, — то, чего обычно не хватает в сексе, особенно женщинам.

Для меня в могуществе танго нет никакой магии. Просто танец выкристаллизовывает, вытаскивает на поверхность очень многое из того, что происходит с нами в обычной жизни. В ней мы, допустим,  можем чувствовать себя социально защищенными и обустроенными, коммуникабельными, но может оказаться, что нам сложно прикоснуться  к другому человеку или встать с ним хоть в какое-то объятие (объятием в танго называют положение партнеров по отношению друг к другу; оно может быть близким или свободным. — «МН»). Для многих это слишком интимно, а потому вызывает смущение, стыд или страх.

Да, танго может разбить пару. Оно, как и другие парные танцы, очень остро выявляет все проблемы, которые есть внутри отношений мужчины и женщины. Оно требует взаимопонимания, умения чувствовать друг друга, договариваться. Если в обычной жизни людям это не очень хорошо удается, но они с этим как-то справляются, как-то обходят, в танце это обойти невозможно. Парный танец — это возможность наладить коммуникацию, но, с другой стороны, — это испытание. Далеко не все его проходят.

Часто двое приходят учиться танцевать и обнаруживают: им трудно делать это друг с другом, но им легко и хорошо с другими. И это значит, что между ними есть точка напряжения, которая не позволяет им быть друг с другом открытыми. В этом смысле — да, танго чревато. Я знаю много пар, которые, посовещавшись, приняли зрелое решение: лучше они останутся вместе, чем будут заниматься танго.

— Танго действительно меняет человека?
— Да, я видела, как меняются люди, когда они начинают танцевать. В частности, потому, что танго — это практика, которая учит вступать в близкий физический и эмоциональный  контакт и выносить его, — ведь это очень интенсивное переживание. В этом смысле оно терапевтично. Оно учит понимать, что влияет на твою готовность находиться в таком контакте, на то, что происходит во время него, — и оно учит завершать отношения.

Перед теми, кто начинает его танцевать, часто встает отдельная задача — научиться разделять танго и жизнь. Научиться говорить «спасибо, до свидания». Танго — это интенсивное проживание небольшого отрезка жизни  с другим человеком, которое имеет начало и конец, это очень важно. Но это действительно так прекрасно, что хочется, чтобы прекрасное мгновение длилось бесконечно. Танго учит завершать отношения — с благодарностью и с радостью, без сожаления отпуская своего партнера к другим.

Наконец, танго четко очерчивает гендерные роли. На это работает и идея ведения-следования, и заложенная в танго механика движения, когда мужчина определяет движение и предлагает его, а женщина должна его услышать и совершить. Она не тележка в супермаркете, которую нужно двигать.

Далеко не каждый мужчина готов вести партнершу. Казалось бы, ведение — это просто движение в заданном направлении, но мужчине нужно двигаться в этом заданном направлении внятно и однозначно, так, чтобы его понимали. Мужчина должен учитывать, что женщине нужно время и место, чтобы повернуться, закончить движение. Это тоже может далеко не каждый.

Еще одна деталь. У людей с психологическими травмами почти всегда плохая связь с землей, достаточно сильная телесная диссоциация (человек избегает ощущения своего тела). Танго позволяет им отпустить какие-то зажимы,  «вытанцевать» травмированную часть личности, выпустить ее через движение, научиться жить не только в травмированном, но и в каком-то новом, здоровом состоянии. Тело получает опыт  безопасного близкого контакта с другим человеком. Ничего не стоит обняться, довериться, отдать вес своего тела, доверить траекторию своего движения абсолютно незнакомому мужчине, и это базовая установка танго. В жизни-то мы не можем ее реализовать, потому что это небезопасно.

Чтобы танцевать танго, необходимо ощущение собственной устойчивости, баланса и очень хороший контакт с землей. Это лоуэновская история (Александр Лоуэн — американский психолог, много сделавший для развития телесно-ориентированной психотерапии. — «МН»).

Когда мы держим себя вертикально, то делаем это при помощи мышц ног и таза. Мы их просто напрягаем — и тем самым контролируем свою устойчивость. Как только мы начинаем  чуть больше заземляться — начинаем чуть больше «отпускать» таз и ноги. Большая подвижность таза и ног, в первую очередь таза, — это освобождение сексуальной энергии,  возможность быть более спокойным и более выразительным, открытым, готовым к контакту, более радостным в конце концов.

— Что труднее всего дается новичкам?
— Как правило, люди просто боятся друг друга. «Что подумают, как я выгляжу и правильно ли я делаю. Я делаю — но мне ужасно страшно». И эту волю, зажатую в кулак, — ее очень хорошо видно. Она абсолютно блокирует движение и дыхание, она не позволяет видеть ничего вокруг — ни партнера, ни танцпол. Это проходит. Просто привыкаешь.

И еще такая вещь. Мы танцуем собственным телом, мы даем в паре другому человеку возможность узнать, что мы живые, через движение, дыхание, реакции собственного тела. Танец делает людей видимыми всем вокруг. Объятие делает человека видимым партнеру. Это отдельный страх — быть видимым. Это сложно преодолеть. Я нередко вижу людей, которые на танцполе уже не первый год, и они неплохо танцуют чисто технически, но в этом танце нет их самих. Есть правильные движения, но нет той естественности, того проявления себя, которое мы ценим в людях.


Здоровая полигамность и ее последствия

Дина М. знает про танго не меньше Вильвовской: она несколько лет преподает в московской танго-школе. На первые занятия с учениками она приезжает к девяти утра, меняет джинсы и жакет на платье с обнаженной спиной, надевает особые туфли для танго — открытые, с высоким каблуком, на скользкой подошве, пригодной для вращений.

—Танго засасывает как наркотик, — говорит Дина. И точно: когда-то она почти случайно пришла на урок, да так и осталась. У Дины два высших образования и небольшой бизнес, которому она уделяет меньше времени, чем ей бы хотелось. Дина так любит танго, что в свободный вечер она идет на милонгу, как будто ей мало ежедневных уроков. Дина не боится разрушительной силы танго, а вот новичков она готова предостеречь.

— Почему-то люди ходят на танго сложившимися парами, — говорит Дина. — Впрочем, может быть, этого и не нужно… Я видела, как сложно строятся отношения, когда в них вмешивается танго. Как говорится, не буди лихо… Ну жили и жили, путешествовали, встречались с другими семьями, ездили в командировки, да и то все время созванивались. А тут — мы танцуем в близком объятии, и грудь партнерши прижимается к груди вашего любимого мужчины. Что вы при этом чувствуете? Ничего, это же только танец. А что он при этом чувствует? Мы не знаем.

В танго больше женщин, чем мужчин. И женщины эти красивые, они одеваются — это же танго! — в открытые платья, милонга для них — праздник. В нашей жизни так мало мест, куда можно нарядиться, и женщина понимает, что у нее есть уникальная возможность покрасоваться, купить новое платье, красивые туфли, показать ножки. И вот множество красивых женщин, которые только и ждут, когда к ним подойдут. Поэтому у мужчин часто сносит крышу, да и у женщин тоже. И семьи распадаются. Для семьи танго — очень сложная штука.

В то же время мне кажется, что в каждом из нас есть полигамность. А в танго оба получают свободу  без продолжения: изменять нехорошо, а потанцевать, обменяться энергиями и понять, что тебе этого достаточно и другому тоже и что дальше вы не пойдете, вот это классно. И если это соблюдается, то очень сильно меняет людей: они раскрепощаются внутренне, внешне и сексуально. Это нормальное танго: когда свою полигамность ты реализуешь в танце и ни на что больше не рассчитываешь, и ты себе отвел место свободы, и ты в ней купаешься. Это хорошо, это оздоравливает отношения. Один мой знакомый говорил: раньше ему казалось, если он смотрит на какую-то женщину, то изменяет жене. Теперь он понял, что не изменяет, что это естественно, когда ему кто-то нравится.

В общем, пары, которые приходят танцевать танго, получают слишком много свободы. Нужна ли она внутри семьи — неизвестно. И что лучше, держать второго человека на коротком поводке или без поводка, я не знаю. Для каждого свой рецепт.

 

 
 
  • "Но, ни годам, ни смерти неподвластны, пребудут в танго те, кто прахом стали"// © Reuters
    • "Но, ни годам, ни смерти неподвластны, пребудут в танго те, кто прахом стали"// © Reuters
    • [показать]
      "Они теперь в мелодии, в беспечных аккордах несдающейся гитары"// © Денис Синяков
    [показать]
    "Они теперь в мелодии, в беспечных аккордах несдающейся гитары"// © Денис Синяков
Прослушать запись Скачать файл
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Olga-777 04-05-2011-22:26 удалить
Статья напомнила мне историю, рассказанную Верой Георгиевной Лещенко. Автор пишет: "Это нормальное танго: когда свою полигамность ты реализуешь в танце и ни на что больше не рассчитываешь, и ты себе отвел место свободы, и ты в ней купаешься. Это хорошо, это оздоравливает отношения". А Вера Георгиевна поведала о признании Петра Лещенко, чем стало танго для него после знакомства с 19-летней Верочкой. Многие знают, что "Королем танго" в 30-40-е годы прошлого века называли композитора Оскара Строка и певца Петра Лещенко. Многие отмечали его томный, бархатный, обвораживающий и завораживающий голос, сегодня таких именуют секссимволами, а тогда красиво: король танго. Так вот в 1942 году Петр Лещенко (ему исполнилось 44 года) в Одессе познакомился с 19-летней Верой Белоусовой, которая вскоре стала его женой. Когда Петр Лещенко пригласил свою избранницу на вальс, она спросила: "Почему вальс, ведь ваш любимый танец - танго?". В ответ Верочка услышала: "Танго осталось в прошлом. Я мечтаю о семье, в которой царят Вера, Свет и Любовь. Я хочу кружить любимую в вальсе всю оставшуюся жизнь, нести на руках и пусть всегда чуть-чуть кружится голова". Вот. На руках, не на поводке.
galkapogonina 18-06-2011-22:20 удалить
Olga-777, Оленька, поставьте пожалуйста потом этот фильм в дневник. Я здесь его не нашла, хотя он был снят в 1992 году
Пётр Лещенко - Моё последнее танго


Год выпуска: 1992 Страна: Россия Жанр: Документальный Продолжительность: 50:44 В ролях: Вера Белоусова-Лещенко, Николай Гальцев, Владимир Заика Описание: Пётр Лещенко - "Моё последнее танго". Документальный фильм создан при участии"Filmex-Romania" Бухарест. Дир. К.Попеску. Кинокомпания "Иллюзион", г.Тирасполь,1992 год. 1.Прощай,прощай 2.Всё,что было 3.Воспоминание о Петре Лещенко- 4.Эх,Андрюша-старый,добрый малый 5.Мы странно встретелись 6.Голубые глаза 7.Воспоминание о П.Лещенко 8.Скажите почему 9.Любимая,родимая 10.Ах,эти чёрные глаза 11.Воспоминание о концерте в Бухаресте- 12.Я иду не по русской земле 13.Татьяна,помнишь дни золотые 14.Прощай мой табор 15.Воспоминание вдовы П.Лещенко 16.Прощай,моя родная
Olga-777 18-06-2011-23:36 удалить
Ответ на комментарий galkapogonina # Галочка, спасибо! Я давно хочу поставить его, но у меня с диска он не загружается. А как поставить? Где получить код? Премьера фильма была в Доме Кино. Верочка была там и пришла на премьеру Изабелла Юрьева. Сидели рядом с Верочкой. Очень было трогательно. Сняла фильм Скабард Татьяна. Они тогда глупость сморозили, не взяли с собой Верочку. Конечно, она бы многое показала и рассказала. Но деньги решили сэкономить, поехали своей компанией, а в Бухаресте - ничего, кроме общих планов и внучки Петра Лещенко. Когда вернулись, то в ножки к Верочке: "Спасай". Тогда она и дала интервью. Жаль фильм бы еще лучше был. А вот настроение передали: поет Лещенко и лица зрителей, а потом перебивка и лица современных беснующихся рокеров.
galkapogonina 18-06-2011-23:44 удалить
Ответ на комментарий Olga-777 # Olga-777, Оленька, можно как бы процитировать из этого комментария - там, в редакторе, откроются все коды видео. Скопируешь весь текст и поставишь в пост - в дневник. А можно сделать иначе. Я ведь себе поставила фильм в пост, но дополнила его интервью, которое Верочка давала "Комсомольской правде". Там были фотографии. И еще я дополнила название поста фразой: Встреча, перевернувшая всю жизнь. Можно взять мой пост в цитатник. Ставь, как хочешь, как тебе удобнее.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТАНГО НЕ СПИТ | Вера_Лещенко - Дневник памяти Веры_Лещенко | Лента друзей Вера_Лещенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»