Как мы говорили в[400x446]прошлой записи, в качестве головных уборов Римские Императоры использовали венки из наградной системы Римской Республики – Триумфальный и Гражданский (сorona triumphalis и corona civica), первый из которых был лавровым, второй – дубовым. Конечно, те времена, когда данные уборы делались непосредственно из лавра или дубовых листьев, прошли. Еще в эллинистическом мире венки, предназначавшиеся для особ царской крови (либо для религиозных обрядов) изготовлялись из листового золота.
Точно также было и в Риме. И чем дальше, тем пышнее становились эти «венки». Со временем их стали украшать крупными драгоценными камнями. Впервые, в текстах того периода эти украшенные каменьями венки упоминаются, кажется, у Диона Кассия, который описывает подобное украшение императора Коммода, который «облачался в плащ, весь пурпурного цвета и блистающий золотом, скроенный по фасону греческой хламиды, надевал венец, сделанный из золота и индийских камней»*. Впрочем, в изобразительном искусстве он появляется много раньше царствования Коммода.
Как выглядел этот венец, нам демонстрируют скульптурные императорские портреты, например бюст Траяна в гражданском венке из Мюнхенской глиптотеки:
А так же тондо с изображением семьи императора Септимия Севера: его самого, его супруги Юлии Домны и детей — Геты и Каракаллы. После убийства Геты Каракаллой многие изображения первого были уничтожены, в том числе и на этом тондо, ныне хранящемся в Германии в античном собрании в Шарлоттенбурге, его портрет также был стерт. Септимий и сыновья были зображены в триумфальных венках:
Итак. Императорские венки представляли собой реплику в металле «аналоговых» венков, закрепленную на нешироком обруче. Обруч не был замкнутым и его концы соединялись лентой, которая завязывалась в узел, как в настоящем венке, либо (если обруч был замкнутым) теряли свое функциональное предназначение и становились просто декоративным элементом. В центре (в районе лба) венец украшался медальоном. Такого рода декоративные венцы, как говорилось выше, были известны еще в Древней Греции. Традиция их использования в ритуалах не прекращалась и позднее и, потому, их часто находят в погребениях.
[600x287] Золотой венок с изображением Афродиты из захоронения в Горгиппии (Боспорской царство) II-III в. по Р.Х.
В отличие от древнегреческих и эллинистических прототипов, римский венок украшался не просто чеканным медальоном, но весьма крупным драгоценным камнем. Таких медальонов, впрочем, могло быть и больше.
[показать] Сorona triumphalisимператорского периода (рисунок автора)
Удивительна психология римских консерваторов – простая белая лента на голове, воспринималась ими, как покушение на устои римской государственности, а вот роскошный золотой венец, украшенный драгоценностями, в принципе принимался, ибо формально оставался венком.
Отдельно стоит упомянуть особые венцы, присутствующие на некоторых императорских изображениях, в частности – на монетах. Это так называемые лучевые короны.
[600x656] Монета с изображением императора Филиппа I Аравитянина в лучевой короне.
Свое происхождение этот венец ведет от иконографии солярных божеств: Аполлона, Гелиоса, Элагабала, Митры и «Непобедимого Солнца» (sol Invictus). Культ монарха в эллинистическом мире так или иначе пересекался с культами данных божеств, что и нашло свое отражение в нумизматике:
[600x570] Монета с изображением Египетского царя Птолемея III
[600x676] Монета с изображением Сирийского царя Антиоха VI
Из эллинизма лучевая корона перекочевала в Рим. На римских императорских монетах она появляется практически сразу – с Августа. А начиная с Каракаллы, изображение императора в лучевой короне на аверсе стало признаком новой монеты – антониниана (см. выше антониниан Филиппа I). Если же на антониниане изображался не император, а императрица, то ее образ сопровождался уже не лучевым венцом, а полумесяцем (ассоциация очевидна: император – образ Солнца, императрица – образ Луны).
[600x645] Антониниан с изображением императрицы Отацилии Северы, супруги Филиппа II
Этот момент свидетельствует в пользу того, что, скорее всего, лучевая корона была лишь символом и не употреблялась в реальной жизни. К тому же в источниках она не упоминается и в скульптурных портретах не встречается так же.
В следующем очерке мы расскажем о диадемах, которые, не смотря на сопротивление консервативной римской элиты, все-таки вошли в придворный обиход. * Дион Кассий. Римская история. Книга LXXII. 19. 3
Примечание: заглавное изображение - император Коммод в триумфальном венке и лучевом венце, античная гемма