Как говорилось выше (начало здесь и здесь), римское общество было[300x341] крайне консервативно. И, поскольку само римское государство было основано, как бунт против монархии, то антимонархизм и «республиканские добродетели» были всегда вещью непререкаемой и всячески культивировались. Таким образом, диадема, как основной знак царской власти, была под запретом.
Более того, обвинение в желании увенчать себя диадемой, могло погубить политическую карьеру кому угодно. Так, например, среди поводов, послуживших к гибели законодателя Тиберия Гракха, были и обвинения в желании царской власти и диадемы. Слово Плутарху: «В это время умер Аттал Филометор [царь Пергамский] , и когда пергамец Эвдем привез его завещание, в котором царь назначал своим наследником римский народ, Тиберий, в угоду толпе, немедленно внес предложение доставить царскую казну в Рим и разделить между гражданами, которые получили землю, чтобы те могли обзавестись земледельческими орудиями и начать хозяйствовать. Что же касается городов, принадлежавших Атталу, то их судьбою надлежит распоряжаться не сенату, а потому он, Тиберий, изложит свое мнение перед народом. Последнее оскорбило сенат сверх всякой меры, и Помпей, поднявшись, заявил, что живет рядом с Тиберием, а потому знает, что пергамец Эвдем передал ему из царских сокровищ диадему и багряницу, ибо Тиберий готовится и рассчитывает стать в Риме царем»*.
Именно поэтому, тот же диктатор Сулла, обладавший в Риме практически неограниченной властью, не пытался даже намекать на диадему. Но в эту ловушку попался сам Гай Юлий Цезарь. Став в феврале 44 года до Р.Х. пожизненным диктатором (dictator perpetuus) и, предполагая, что его власти ничего уже грозить не может, он по всей видимости захотел оформить её официальным принятием царского титула, к чему исподволь стали готовить народ. Сперва сторонники Цезаря украсили его статуи диадемами, затем, во время праздника Антоний должен был поднести Цезарю настоящую диадему, и тот, исходя из реакции народа, принял бы ее или же отверг. Реакция римского общества была соответствующей: «и вот Антоний […] приближается с увитою лавром диадемою к возвышению […] протягивает руку с диадемою к голове Цезаря — в знак того, что ему подобает царская власть. Цезарь, однако, принял строгий вид и откинулся назад, и граждане ответили на это радостными рукоплесканиями. Антоний снова поднес ему диадему, Цезарь снова ее отверг, и борьба между ними тянулась долгое время, причем Антонию, который настаивал на своем, рукоплескали всякий раз немногочисленные друзья, а Цезарю, отклонявшему венец, — весь народ. Удивительное дело! Те, что по сути вещей уже находились под царскою властью, страшились царского титула, точно в нем одном была потеря свободы! … Венок с диадемой, возложенный на одну из его статуй, несколько народных трибунов сняли, и народ, с громкими криками одобрения, проводил их до дому, зато Цезарь — отрешил от должности»**.
[показать] "Антоний подносит Цезарю диадему". Иллюстрация из "Всемирной истории" 1894 г.
Этот эпизод был одним из многих моментов, спровоцировавших гибель великого диктатора. Недооценивать консерватизм римского общества не стоило. Даже спустя 400 лет после Цезаря, когда зрелище увенчанного диадемой императора никого не могло удивить, Аврелий Виктор пишет о Константине Великом следующие симптоматичные строки: «Свою царскую одежду он украсил драгоценными камнями, голова его постоянно была украшена диадемой. Однако он прекрасно выполнил ряд дел: строжайшими законами он пресек клеветничество, поддерживал свободные искусства, особенно занятия литературой, сам много читал, писал, размышлял, выслушивал послов, жалобы провинциалов»*** Т.е. – он конечно постоянно носил изукрашеную диадему (а это чудовищно!), зато вот сколько он хорошего сделал и это его, как бы оправдывает. Нам конечно такой ригоризм непонятен. Но Аврелий Виктор не одинок. Красной нитью через все практически труды римских историков проходит эта непонятная ненависть к эллинистическим одеждам. Смешно порой читать, когда в перечне злодеяний очередного тирана, помимо убийств, разврата, вымогательств и т.д. встречаются такие «страшные преступления», как ношение шелковых цветных одеяний.
И, тем не менее, правителям Рима приходилось считаться с подобными предрассудками римского общества ещё сотни лет после убийства Цезаря.
Наследник и преемник Цезаря – Август, учел все ошибки предшественников и основал новую политическую систему – Принципат. Суть которой состояла в сохранении всех внешних признаков республики, при полной монархической начинке. Конечно, при таком раскладе, о диадеме речи быть не могло. Но глава государства должен все-таки обладать неким внешним блеском. При этом в римской традиции на вполне законных основаниях существовала система различных венков, в качестве знака отличия граждан за различные заслуги.
Напомню читателю эти награды: 1. Гражданский венок(corona civica), из дубовых листьев, вручался за спасение жизни граждан. 2. Осадный венок (corona obsidionalis), из травы, за освобождение города от осады. 3. Стенной венок (corona muralis), стилизован под крепостные стены, для тех, кто первым взошел на стену и ворвался во вражеский город. 4. Осадный венок (corona vallaris), разновидность предыдущего, для тех, кто первым взошел на вал вражеского укрепления. 5. Морской венок (corona navalis), стилизован под ростры (носовой части корабля с тараном), для тех, кто первым ворвался на вражеский корабль.
[показать] Иллюстрация из книги Питера Коннолли "Греция и Рим"
Были ещё другие венки: лагерный (corona castrensis) – разновидность осадно-стенного, овационный (corona ovalis), из мирта, для полководцев торжественно входящих в город но не в триумфе (триумф назначался за победу над «достойным» противником, а овация за победу над пиратами, восставшими рабами и т.п.) и масличный (corona oleaginea), соответственно из маслины, для тех, кто удостоился триумфа но лично в сражении не участвовал. Но самым почетным был триумфальный венок (corona triumphalis). По букве, являясь лавровым, он по факту изготовлялся из золота.
Из этого обилия наград, в качестве неофициальной регалии римские императоры отобрали для себя два венка – триумфальный и гражданский. Об этом и о том, как всё же римляне приняли столь ненавистную диадему – читайте в следующей публикации.