[201x314]
Михаил Веллер неоднократно замечал, что идол юношества Жюль Верн, с произведений которого нередко прививался вкус к чтению, оказался жутким графоманом, которого читать в принципе невозможно: "Все его сюжеты шиты белыми и гнилыми нитками, они фальшивы, как морковный заяц, и натужны, как улыбка висельника... это просто последовательность в изложении материалы географии...учебник, натянутый на условно-беллетристический каркас". Самое смешное, что это действительно так. Попробуйте, перечитайте, например, "Таинственный остров" или "20 000 лье под водой". Уверен - сильно удивитесь и разочаруетесь. Секрет Жюль Верна в том, что он соткал свой мир, так нужный любому советскому (российскому, французскому) школьнику; мир, в котором свои правила, принципы и безбашенная, рок-н-ролльная свобода, постижимая в полной мере лишь в моменты экзальтированной рефлексии. Я давно не испытывал таких ощущений. Жюль Верн мне в этом не помог.
Джон Фаулз меня вернул в это состояние - состояние абсолютного небытия в течение целого воскресенья. Джон Фаулз позволил мне насладится великолепным языком. Джон Фаулз одарил меня искрометными аллюзиями и честными ситуациями. Джон Фаулз. "Волхв".