Гностик Василид считал, что Господь наказывает и за те грехи, которые человек не совершил, но мог бы совершить, если бы его жизнь сложилась по-другому. Это объясняет, почему и безгрешные люди претерпевают иногда страдания. Человек может сам не подозревать о своих грехах, но Господь видит, что он мог согрешить в тех или иных обстоятельствах. То же самое относится и к людям, которые потенциально содержат в себе греховность, но не имеют возможности ее проявить. Василид говорит: «Я готов скорее принять это положение, чем признать, что Провидение может быть злым». Таким образом, наказуются все грехи, не только совершённые, но и те, которые могли быть совершены человеком во всех вариантах его жизни (неизвестно, правда, относится ли то же и к добродетелям). Прожитая жизнь поэтому не более важна и значительна, чем только возможная: все они заранее оценены и взвешены по совокупности. Учитываются не человеческие поступки, осуществленные или неосуществленные, но потенциал греховности как таковой: насколько велика заложенная в душе сила греха. Реализуется они или нет, неважно, потому что это зависит не от души, а от других причин. Василид: «Если я вижу его (человека) страдающим, даже если он не совершил ничего, я называю его и плохим, поскольку (это значит, что) он хотел согрешить».