Упрек, который большинство из нас бросает Богу, который возникает каждый раз, когда приходится страдать нам и нашим близким, когда боль и зло торжествуют в самой грубой, безнадежной и глумливой форме, когда происходящее не укладывается ни в голове, ни в сердце, этот вечный упрек – почему нет жалости у Бога. Невозможно, невыносимо смотреть на человеческие мучения, порой совершенно противоестественные, сводящие с ума, обрушивающиеся на людей слабых, неспособных им противостоять, не могущих их выдержать; в таких ситуациях отстраненное молчание Господа выглядит, по меньшей мере, странным. Мы Его не понимаем, потому что сами на Его месте поступили бы иначе: будь это в наших силах, мы бы бросились на помощь, раздираемые жалостью, позабыв про все правила и законы, про все свои замыслы и планы, потому что нестерпимо видеть ужасные, несправедливые, непоправимые вещи, которые, как нам часто кажется, лишают права на существования не только этот мир, но и всю вселенную. Слишком возвышенное, слишком мудрое, спокойное невмешательство Бога нам непонятно, и из этого непонимания рождаются враждебность и протест. Чем бы Он ни руководствовался в Своем бездействии, какими бы праведными и неоспоримыми ни были Его мотивы, сколько бы блаженства и ослепительной любви не готовил Он несчастным после их земных истязаний, в эти минуты значение имеет только одно – немедленное и мгновенное прекращение мучений, не имеющих себе оправдания ни на небе, ни на земле. Но поскольку этого не происходит, нам остается только надеяться на то, что Он хотя бы разделяет с нами наши страдания, не понимая и не принимая никаких причин, по которым их нельзя остановить