Из тихих, но тёмных омутов моей памяти сегодня всплыла забавная и донельзя абсурдная историческая зарисовка, коей, как я полагаю, надлежит быть записанной, дабы не быть утерянной. Заодно, используя её в качестве первого своего поста в дневнике, поделюсь ею и с теми, кто, возможно, когда-нибудь забредёт на эту страничку, блуждая по просторам чужих мыслей.
Историйка мне известна из курса лекций "Этнологии Израиля и еврейской диаспоры", а точнее - по щучьему велению-по личному хотению г-на Михаила Анатольевича Членова, которым, собственно, и был прочитан курс.
(Сразу предваряя возможные расспросы и хихиканье в кулачок касабельно фамилии лектора, скажу, что достопочтенный Михаил Анатольевич является потомком весьма и весьма небезызвестного рода, а в числе его ближайших предков - один из лидеров сионистского движения. Посему хотелось бы не без оснований заявить, что фамилия уважаема, а уж на фонетическое (не)благозвучие любого слова каждый реагирует в меру своей испорченности. Милль пардон!)
Итак, представьте себе - начало XVII века. Только что окончена борьба Нидерландов за независимость. Напрягите память - попытайтесь мысленно вернуться в 7-8 класс средней общеобразовательной школы и вспомнить, например, имя небезызвестной в Нидерландах личности - испанского наместника герцога Альбы. Но вот период борьбы и попыток вернуть себе гордость окончен - и Нидерланды становятся вполне себе независимым и полноценным государством.
Для нас же важно следующее: территория Нидерландов очищена отныне от влияния Испании - страны, из которой, напомню, евреи в своё время были изгнаны. Ну а уж кто не был изгнан - превратился в "новых христиан" (или марранов, что, впрочем, оскорбительно - то бишь тех, кто, на людях будучи добрым католиком, продолжал соблюдать иудейские традиции). Или просто в христиан. Или в пепел. В прямом смысле этого слова. Ибо инквизиция своё дело знала.
Всё вышесказанное означает, что на территорию Нидерландов вскоре после провозглашения независимости начали прибывать разношёрстные евреи - в том числе и те самые "новые христиане".
"Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди..."
Рассказывают, что в одном из нидерландских городов постепенно-постепенно, путём такого вот нехитрого переселения образовался вполне себе самодостаточный еврейский квартал. Вскорости добропорядочные горожане заметили, что жители квартала возвели на его территории не что иное, как - что бы Вы думали? - церковь! Которая на поверку - после расспросов - оказалась ещё и католической.
Протестантские Нидерланды слишком хорошо запомнили католическую Испанию. Естественной реакцией горожан было возмущение.
"Так вы - католики?! Не нужны нам католики!" - возопил кто-то из них.
"Вы, право же, ошиблись", - не замедлил с ответом один из обитателей еврейского квартала. - "Мы иудеи."
"Так в чём же дело? Стройте синагогу," - не сдавались горожане, и их упорство было вознаграждено - ответ был примерно следующим:
"Как же так? Разве вы не знаете наших обычаев? Ведь синагога непременно должна располагаться в подвале католической церкви".
Поколение "новых христиан", выросших в убеждении, что истинная вера всегда носит маску, не могло воспринять её, веру, иначе - свободным уже мышлением...
Не уподобляемся ли все мы порой им, искренне верующим и верящим в своё будущее, но прячущим глубинные, присущие ещё далёким предкам устремления души под когда-то удобное, а ныне всего лишь привычное карнавальное одеяние?