[604x401]
Согласно данным ученых-экологов, 90% вредных выбросов в атмосферу города обеспечивает автотранспорт. И сегодня уже очевидно, что необходимо принимать меры, способные снизить уровень загрязнения воздуха автомобилями, число которых растёт год от года. В свое время Алматы рассчитывался на 250 тыс. автомобилей, а сегодня в городе на 1,5 млн. жителей приходится 514 тыс. зарегистрированных автотранспортных средств.
Алматы расположен в достаточно сложных географических условиях, на границе степного и высокогорного районов, следствием чего является низкая циркуляция воздуха. Когда-то город застраивался так, чтобы его улицы максимально совпадали с воздушными основными потоками, но годы незапланированной или недостаточно продуманной застройки сделали свое дело, и сейчас южная столица продувается очень плохо.
По данным городского департамента природных ресурсов в 2007 году общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу Алматы составило 185 тыс. тонн, из них 161,3 тыс. приходится на выбросы городского автотранспорта. 8% выбросов вредных веществ составляют грузовые автомобили, 14% - автобусы, и львиная доля загрязнения атмосферы автотранспортом приходится на легковые автомобили – 78%. Мало того, сейчас в Алматы довольно высок спрос на джипы с объемом двигателя более 4 литров, а то и по 6 литров, которые работают на дизельном топливе.
При этом ежегодное число автомобилей в южной столице растет с каждым днем и ухудшает состояние атмосферы. Так, например, только за прошлый год городской автопарк увеличился на 70 тыс. машин. Из зарегистрированных в городе автомобилей около 320 тыс. относится к автотранспорту старше семи лет, многие из них уже отживают свой век и не соответствуют никаким современным экологическим нормам. Еще 50 тыс. – это автомобили в возрасте от трех до семи лет. И только 40 тыс. алматынских автомобилей эксплуатируется менее трех лет. Кстати, только на половину городского транспорта оформлены свидетельства о прохождении технического осмотра. И далеко не все из прошедших техосмотр автомобилей прошли его реально, а не формально. Ведь для большинства автовладельцев не секрет, что получить подтверждение о прохождении технического осмотра можно за сумму от тысячи тенге.
По прогнозам, озвученным господином Есимовым, к 2010 году количество автомобилей в Алматы увеличится до 850 тыс., а выбросы вредных веществ от автотранспорта – до 260 тыс. тонн. Ведь продающийся в южной столице страны бензин нередко не соответствует нормативным требованиям, в нем используются различные смешанные присадки.
Чем же грозят жителям города вредные соединения, поступающие в воздух, которым все мы дышим? Ученые утверждают, что в среднем один автомобиль за тысячу километров своего пути сжигает годовую норму кислорода, необходимую человеку. Но страшнее то, что выбрасывается в атмосферу взамен, то есть ядовитые выхлопы, в которые входит примерно 200 различных веществ. В частности, формальдегиды, оксид углерода (угарный газ) и окись азота, соединения свинца и прочие отнюдь не способствующие крепкому здоровью вещества. Например, медики говорят, что оксид углерода и оксид азота – это токсичные вещества, которые влияют на психомоторную функцию человека, вызывая снижение трудоспособности, повышенную утомляемость, сонливость, головную боль. Загрязненный воздух часто становится причиной многих аллергических и кожных болезней, вызывает высокую заболеваемость респираторными, вирусными и бактериальными инфекциями. В районах с высоким загрязнением воздуха обычно регистрируется частая заболеваемость детей рахитом, и даже число заболеваний раком легких в крупных городах с загрязненным воздухом в три раза выше, чем среди жителей сельской местности.
В общем, можно еще перечислить немало заболеваний, которым способствует наличие вредных соединений в атмосфере, но на экологичные тройки лошадей все равно уже никто не пересядет. А вот снизить уровень концентрации всевозможных вредных веществ в воздухе, и, соответственно, уменьшить риск для здоровья населения вполне возможно. И тут существует несколько принципиально важных моментов, которые оказывают непосредственное влияние на городскую экологию. Это техническое состояние транспорта, качество автомоторного топлива, степень загруженности городских улиц автотранспортом и количество зеленых насаждений, которые совсем не зря называют «легкими» городов.
«Я как аким города хочу сказать, что вопросы экологии будут занимать приоритетное место в деятельности акимата и всех городских служб,– заявил аким столицы Ахмеджан Есимов. – Решать вопросы улучшения качества окружающей среды невозможно только усилиями государственных органов. Для этого необходима консолидация всего общества, политических партий, общественных объединений и простых граждан».
Сегодня в мире в настоящее время насчитывается около 800 млн. автомобилей, в том числе 80 млн. грузовых и примерно 1 млн. городских автобусов. Общая протяжённость автомобильных дорог во всём мире составляет более 18,3 млн. км. (458 экваторов), 10,9 млн. км приходится на дороги с твёрдыми покрытиям. Автомобильный парк растет быстрее, чем народонаселение. В данное время с конвейеров всего мира ежегодно сходит около 50 млн. автомобилей, то есть в среднем, при двухсменной работе – 170 автомобилей каждую минуту.
Ожидается, что к концу первого десятилетия XXI века парк автомобилей достигнет миллиардной отметки. Практически все современные автомобили снабжены двигателями внутреннего сгорания. При сравнительно небольшой массе этот двигатель развивает значительную мощность, экономичен, достаточно надежен, работает на сравнительно недорогом топливе. По мере роста автомобильного парка, стал проявляться существенный недостаток этого двигателя – с выхлопными газами в окружающий воздух поступают вредные для здоровья человека вещества. Когда автомобилей стало слишком много, в крупных городах заметно ухудшилось состояние атмосферного воздуха. Однако до настоящего времени не создан двигатель, который мог бы обеспечить автомобилю те качества и возможности, которыми он обладает сегодня. Альтернативы двигателю внутреннего сгорания на ближайшие десятилетия не предвидится. Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе, за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды. Большие города страдают от смога, они прямо-таки задыхаются. Ситуация осложняется тем, что в больших городах, как правило, практически нет зелени, деревьев, которые, как известно, являются легкими планеты. Каждый год в атмосферный воздух попадает приблизительно тысяча тонн промышленной пыли и других загрязняющих веществ.
 

 Так уж давайте задумаемся,что будет дальше,если мы будем продолжать также относиться к природе. И это касается не только города Алматы, а всех городов и стран!!