• Авторизация


Последний прыжок Вацлава Нижинского 08-10-2025 09:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Последний прыжок Вацлава Нижинского: даже тогда, когда разум отказывается отвечать, тело помнит, как парить.

Вацлав Нижинский — не просто мастер высокого прыжка; он стал символом переворота в балетном искусстве XX века, когда академическая выверенность сменилась экспрессивной пластикой, а каждое движение стало носителем идеи. Родившийся в Киеве в 1889 году, он получил воспитание в Петербурге, окончил Императорское театральное училище и уже к 1907 году выступал в качестве солиста Мариинского театра. Позднее его путь связался с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, где он быстро стал одной из главных европейских звезд.

За короткую, но яркую карьеру он создал образы, которые до сих пор служат ориентиром для постановщиков: роль в «Петрушке», собственная постановка «Послеполуденного отдыха фауна» (1912) с новой пластической выразительностью и провокационная «Весна священная» (1913), где музыка и движение ломали прежние представления о балете. Нижинский не только исполнял — он переосмыслял сам язык сцены, влияя на музыку и сценическое мышление своего времени.

Однако на пике успеха художника настигла личная трагедия. После сложных отношений с Дягилевым и брака с Ромолой в 1913 году, в 1919-м у него начались психотические проявления; ему был поставлен диагноз — шизофрения — и карьера на большой сцене была фактически прервана. Ему было всего 29… Остаток жизни Нижинский провёл в лечебных учреждениях под опекой жены, которая неустанно заботилась о нём и его наследии.

Не раз близкие и коллеги пытались пробудить в нём остатки сценической памяти с помощью танца: Дягилев и позже Ромола предпринимали попытки вызвать отклик, возвращая его к знакомым образам. В июне 1939 года Ромола пригласила к постели мужа Сержа Лифаря; он исполнял перед ним фрагменты в надежде разжечь давно погасший огонь. И в один из таких эпизодов произошло поразительное мгновение: Нижинский внезапно вскочил, совершил подпрыгивание и на секунду застыл в воздухе, после чего снова впал в оцепенение. Этот короткий всплеск движения, «последний прыжок», был запечатлён фотографом Жаном Монзоном и с тех пор стал одним из самых сильных образов в рассказах о его судьбе.

Его дневниковые записи, начатые в 1919 году и опубликованные позднее, дают фрагментарный, но важный взгляд на внутренний мир артиста: там сияют и творческие прозрения, и страхи, и разорванные мысли. Даже в состоянии болезни творчество продолжало искать формы выражения, и эти записи помогают понять, что память тела и воображение художника не исчезают полностью вместе с карьерой.

Нижинский скончался в Лондоне в 1950 году, однако его вклад остаётся живым — в фотографиях и костюмах, в письмах и в изменившихся линиях балетной техники, которые произошли под его влиянием. Та самая фотография с «последним прыжком» теперь воспринимается не столько как иллюстрация болезни, сколько как метафора: даже когда разум умолкает, тело по-прежнему помнит, как парить.

По материалам открытых источников

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Последний прыжок Вацлава Нижинского | --Лина - Дневник **Лина | Лента друзей --Лина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»